Как ни грустно, стоит признать: общественный транспорт в Северной Осетии находится в очень печальном состоянии. Его попросту нет. То, что мы называем общественным транспортом, давно не соответствует требованиям времени и запросам общества. Ржавый корпус, грязные сидения, грубость за рулём, несоблюдение графика движения — вот далеко не полный перечень «достоинств», характерных для пассажирских перевозок. Но ругать можно бесконечно, и от этого ситуация не улучшится. Как и не понимать того, что в водительской кабине тоже граждане республики, за которыми — семьи. Поэтому без конструктивного диалога не обойтись.
Попытки «разобраться» в проблеме, услышав все чаяния из уст самих перевозчиков, уже были. И немало. Результаты пока слабые. Но оставить «всё как есть» никак невозможно. Поэтому совещание, прошедшее во Владикавказском бизнес-инкубаторе, в котором приняли участие все заинтересованные стороны: власть, надзор, налоговая служба, водители автотранспортных средств — просто обязано дать результат.
Проводится оно по поручению Главы Северной Осетии Вячеслава Битарова. Как справедливо заметил один из организаторов встречи Уполномоченный по правам предпринимателей в РСО-А Тимур Медоев, «Пассажирские перевозки — одна из основных социальных функций власти, муниципальной, региональной, государственной. И говорить о том, что ответственность за ненадлежащее состояние этой сферы несёт только одна сторона, недопустимо». Вывести отрасль из кризиса можно также только совместными усилиями, причём, на местном уровне, без вмешательства иных, внешних игроков.
Посыл Тимура Медоева поддержал и помощник Главы РСО-А Батырбек Дзуцев. Он подчеркнул, и это принципиальное убеждение Вячеслава Битарова, что силовое вмешательство — не выход. Нужен консенсус, в том числе и для того, чтобы данная сфера не оказалась в руках компаний, далёких от интересов республики. Поэтому нужны инициатива и конкретные предложения, которые уже на этой неделе лягут на стол руководителю республики.
Вне сомнений, что большинство водителей хотят работать легально, в правовом поле. Но и не стоит игнорировать тот факт, что перевозки всегда были доходным делом, а поэтому вокруг и около существует много «интересантов», теневых лиц, получающих прибыль за приобретённый когда-то маршрут, либо ещё за что. Перевозчики, да и спикеры, не скрывали: коррупционная составляющая присутствует, теневая экономика тоже, и одними штрафами «конечного звена» — водителей — проблему не решить.
Председатель независимого профсоюза водителей Руслан Макаев тоже говорил о коррупции, но не только. Выход он видит в организации государственно-частного партнёрства, в создании товариществ, которые бы могли претендовать на федеральные гранты. Тогда бы и люди, работающие на маршрутах, почувствовали стабильность своего положения. А значит, смогли бы со своей стороны улучшать условия труда, тем самым создавая комфорт для пассажиров.
Как оказалось, главное в нежелании менять транспортное средство — даже не отсутствие денег, а неуверенность в завтрашнем дне, ощущение себя в «подвешенном состоянии». Водители понимают, что маршрутки уже «сидят» друг на друге, маршруты зачастую дублируют друг друга, а тогда зачем? Вариант, предложенный водителем Асланом Хестановым — закрепить маршруты на 10 лет, вполне логичен. Хотя тот же Хестанов высказал мысль, что будь у него возможность, он бы разводил сады в Урсдоне, где живёт, а не колесил бы по дорогам Владикавказа. Чтобы начать новое дело — нужны средства, а бизнес за 15 рублей — это не бизнес.
Как предложение — поднять «ночной» тариф до 30 рублей, но тут же последовало возражение, что для тех, а это обычные люди с обычной зарплатой, пенсионеры, студенты, такое повышение окажется накладным. Да и маршрут маршруту рознь. К примеру, Валерий Хубаев, работающий на линии Владикавказ–посёлок Заводской, говорил о низком «коэффициенте сменяемости пассажиров», как следствие о низком заработке.
С увеличением тарифа за проезд — вопрос спорный, но вот то, что график движения должен быть разработан для каждого маршрута с учётом его особенностей и при непосредственном участии тех, кто «крутит руль», сомнению не подлежит. Причём, обязательно до 22 часов вечера. И здесь необходимо учитывать, что водитель устаёт и физически не может работать с раннего утра и до позднего вечера, значит, должны быть «дежурные», опять же по графику: сегодня один, завтра другой.
Много нареканий от водителей прозвучало по оборудованию конечных остановок. Вернее, по необорудованию. Присутствующий на заседании представитель городской администрации Роберт Фидаров к жалобам отнёсся с пониманием, но просил учесть, что сегодня в связи с последними изменениями в законодательстве вместо 250 остановок на карту города нанесено 728. И все надо привести в порядок.
Кстати, изменения грядут и в налоговой политике. Исполняющая обязанности заместителя руководителя Управления ФНС по РСО-А Фатима Такоева сообщила, что единый вменённый налог, который платят некоторые перевозчики, будет действовать до 1 января 2021 года. И рекомендовала рассмотреть более выгодный вид налога — патент. Сегодня по такой схеме в Северной Осетии работают только три водителя из Моздока. Также она отметила, что всего в сфере пассажирских перевозок зарегистрировано 244 налогоплательщика, из них 15 организаций и 229 индивидуальных предпринимателя. В том году плательщиков было больше на 38 человек. Куда они ушли: сады сажать либо обратно в тень? Вопрос. Один из многочисленных и требующих скорейшего разрешения.
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |