Наверх
Подписаться
1868
Газета основана
1(13) января 1868 года.
Издание возрождено
в 2010 году.
Регистрация
Электронная версия газеты на pressa.ru
События

Лариса Сохиева: «Музей – достояние республики»

Руководитель Национального музея Северной Осетии – о юбилее первой экспозиции, строительстве и «Портале»

Красивое здание, построенное в стиле «модерн», расположившееся на самой известной и любимой улице Владикавказа – проспекте Мира, неизменно приковывает взгляды горожан и гостей республики. Заманчиво приглашает оно своих посетителей заглянуть и полюбоваться на уникальные экспонаты – хранителей нашей истории. Здесь расположен Национальный музей РСО-Алания, в фондах которого насчитывается около 400 000 предметов, это и археологические находки, и фотографии, и личные вещи прославленных людей. 11 филиалов музея расположены во Владикавказе, Наре, Даргавсе, Майрамадаге, ежегодно их посещают десятки тысяч людей.

Об истории возникновения и работе главного музея Осетии, предстоящих памятных датах и экспозициях «ТВ» поведала его генеральный директор Лариса Сохиева.

– Лариса Хангериевна, расскажите об истории создания Национального музея Северной Осетии, чем было обусловлено его появление?

– Наш музей – один из старейших на Северном Кавказе, его открытие было предопределено судьбой и историей. Когда Владикавказ приобрёл статус города в 1860 году, возникла необходимость, чтобы этот статус соответствовал образу культурной жизни, нужны были музеи, библиотеки и прочие институты культуры.

Но в середине XIX века Владикавказ, как и весь Северный Кавказ, стал средоточием археологических открытий. В 1869 году происходят крупные открытия недалеко от Владикавказа – кобанской археологической культуры. Масса интереснейших предметов археологии и этнографии стали появляться на чёрном рынке. Многие путешественники скупали их, они уходили за пределы Терской области и пополняли частные коллекции. Таким образом множество интереснейших и уникальных предметов оказались в европейских музеях, в частности, в Берлинском историческом музее, в Вене, есть коллекция даже в Лувре, не говоря уже о музеях нашей страны: Историческом, Эрмитаже и многих других.

Общественность Владикавказа пришла к выводу, что надо создать собственный музей. В 1892 году Терский статистический комитет решил, что во Владикавказе будет основан музей, а в 1894-м начался сбор частных пожертвований.

Этот процесс тянулся достаточно долго, в январе 1907 года состоялось официальное открытие первого музейного здания, которое построили на пожертвования. Большой вклад внесли представители Терского казачьего войска, пожертвовав около 15 000 рублей. На сегодняшний день это одно из красивейших архитектурных зданий нашего города, выполненное в стиле модерн.

А сам музей считается открытым в 1893 году, потому что первые посещения и знакомство с экспонатами состоялись в здании Терского областного статистического комитета, который любезно предоставил своё здание для первой коллекции, пока здание музея ещё не было построено. Люди имели возможность раз в неделю бесплатно посещать эту выставку.

В этом году мы отмечаем 110 лет со дня открытия первой музейной экспозиции, а сам музей отметит своё 125-летие в следующем году. Открытие музея было поддержано выдающимися учёными-исследователями, в частности Филимоновым, Миллером, Семёновым, которые сделали всё, чтобы уникальное историческое прошлое не покидало свою исконную территорию, а аккумулировали здесь, во Владикавказе.

– Что из себя представляла первая экспозиция?

– Она состояла в основном из археологических, этнографических предметов, которые были разложены на столах, сопровождались текстами с научной обработкой, давали посетителям возможность более подробно узнать о происхождении того или иного экспоната. В нашей коллекции очень много вещей, которые попадали в фонды музея, как предметы дарения. Кстати, одним из таких дарителей был городской голова Гаппо Баев. В преддверии открытия музея он преподнёс в дар несколько предметов из своей частной коллекции, в том числе чернильный прибор и ряд других интересных экспонатов, которые заложили основу нашей коллекции. Но первыми были, конечно же, предметы кобанской археологической культуры – уникальные топоры, предметы мелкой пластики – они входят в разряд предметов мирового значения.

– Как развивался музей, превращаясь в крупный комплекс?

– История развития музея такая же живая, как и история вообще. На сегодняшний момент это крупнейшее из музейных образований на Кавказе. В его структуру, помимо головного здания, входят одиннадцать филиалов самых разных профилей. Это историко-архитектурный высокогорный комплекс в Даргавсе, мемориальный дом-музей Коста Хетагурова, расположенный на его родине в Наре, несколько музеев во Владикавказе, в частности, музей истории Владикавказа, небольшой отдел природы, который тоже формировался на основе первых коллекций более века тому назад. Первые таксидермические экспонаты были сделаны очень давно, а в более поздний период, в начале XX века, в музее работал известный таксидермист, учёный-биолог Беме, который и подготовил экспонаты методом таксидермии, животных – которые входят в Красную книгу нашей республики.

– Чем гордится музей?

– Коллекция наша на сегодняшний день – одна из крупнейших коллекций Северного Кавказа. Состав очень разнообразен: это и этнографические предметы, и фотографии, и документы, и редкие книги, а также предметы, относящиеся к современной истории. Именно поэтому музей даёт возможность создания такой широкой разветвлённой сети филиалов. К примеру, музей истории Владикавказа сопряжён с Новой и Новейшей историей, краеведческий музей делает акцент на более древних предметах.

Национальный музей Северной Осетии тесно работает с одним из крупнейших музеев – Государственным историческим музеем, в формате совместной археологической экспедиции, которая ведётся уже 30 лет на горной территории Осетии, под предводительством учёного Машинского. Предметы, которые находят в процессе этой работы, после камеральной обработки, которая проходит в течении трёх лет, поступают в фонды Национального музея республики. А в прошлом году было очень крупное поступление после раскопок около станицы Змейской, фонды пополнились на 80 000 предметов археологической коллекции широкого исторического периода: от скифо-сарматской эпохи до более позднего средневековья аланского периода, среди них много уникальных экспонатов.

Конечно, формы пополнения музея очень разные, есть дарители, к сожалению, сегодня их не так много, но, тем не менее, они есть. Также мы организуем различные экспедиции, в частности, в горную часть Осетии. Всё это сопряжено со сложностями: и с экономическими, и с тем, что музей уже более 20 лет находится в состоянии реконструкции.

– В филиалах музея часто проходят мероприятия, направленные на патриотическое воспитание молодёжи. Расскажите о них подробнее.

– Конечно, нельзя не сказать о том, что история Осетии тесно переплетается с историей России. Осетины принимали участие во всех военных походах, находясь плечом к плечу с государством, с которым когда-то связали свою судьбу. Несколько музеев в нашей структуре направлены на активную военно-патриотическую работу, на воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения.

В 1942 году на подступах к Владикавказу сосредоточились мощные вражеские силы: танковая армия, пехота, группа «Эдельвейс» и многие другие, которые пытались захватить Владикавказ и направиться в Закавказье. Город защищали моряки-пехотинцы – выпускники разных военно-морских училищ. Судьба распорядилась таким образом, что полегли они в горной республике, совершенно далеко от моря. В память о них в 1979 году был создан музей. Он рассказывает о тех событиях и молодых ребятах, которые полегли на поле брани, защищая Осетию, о которой, возможно, никогда и не слышали прежде. А мы делаем всё возможное, чтобы эта память сохранялась и передавалась дальше. У на есть уникальнейший музей защитников Суарского ущелья, который посвящён воинам-морякам. Поэтому каждый год в Осетии мы отмечаем праздник, посвящённый Дню военно-морского флота; возможно, для кого-то это кажется странным, но мы имеем на это полное право.

– Недавно общественный резонанс вызвала ситуация, связанная с тем, что часть территории Национального музея заняла и эксплуатирует в своих целях группа художников. Мнение общественности по этому поводу разделилось. Одни считают такую ситуацию недопустимой, другие видят в ней новую волну развития осетинского искусства и поддерживают деятельность «Портала». Как это могло произойти, и намерен ли музей отстаивать свою территорию?

– Ситуация стала развиваться более двух лет назад, с того момента, когда стройка одного из новых зданий музея была приостановлена из-за отсутствия финансирования. Подрядчик, который проводил строительные работы, взял на себя обязательство по обеспечению безопасности объекта. Это было важно для нас, потому что часть территории действующего музея тоже находится на территории строительной площадки, также там располагаются некоторые помещения фондохранилищ.

Проблемы начались, спустя некоторое время, когда появился сторож – некий Тогоев, который решил на территории сторожки организовать творческую лабораторию, прямо в бывшем здании наших фондохранилищ, которые мы вынуждены были экстренно освободить, чтобы там смогли разместиться строители. Он посчитал, что имеет на это право, и регулярно территорию стройки, которая является частью территории Национального музея, посещает большое число людей. Получается, что зона, которая должна быть максимально безопасной для музея, на сегодняшний день такой уже не является, что вызвало с моей стороны тревогу.

Национальный музей относится к первой категории безопасности, это значит, что в случае каких-либо чрезвычайных ситуаций такие объекты попадают в первую очередь в эвакуацию. Поэтому относиться к музею столь пренебрежительно с точки зрения безопасности и создавать прецедент возможных притязаний на его территорию, на мой взгляд, по меньшей мере странно, а по большому счёту и стыдно. Прежде всего, нужно создать все условия, чтобы бесконтрольное проникновение посторонних лиц, я подчёркиваю – именно бесконтрольное, никем не контролируемое, не координируемое никакими органами, должно быть прекращено.

А говорить о бескорыстной деятельности неких молодых людей, которые обосновались на территории Национального музея, тоже не приходится. Потому что, просматривая те же социальные сети, объявления в «Инстаграме» можно узнать, что посещение территории так называемого «Портала», как они назвали территорию части Национального музея для того, чтобы посмотреть тот или иной фильм, стоит 100 рублей. Они достаточно хорошо сориентированы в коммерческом направлении. Также на территории строительства музея находятся мастерские, которые ведут предпринимательскую деятельность, потому что те изделия, которые они там изготавливают, они потом выставляют на продажу на той же территории на ярмарке под названием «Hikkond». И сторож стройки собирает по полторы тысячи рублей с участников этого мероприятия, они, видимо, идут в его карман.

Для меня это странно: люди, которые участвуют в этой выставке, даже не спрашивают, на каком основании она организована, где документ, который подтверждает то, что у них взяли деньги. Например, в музее документ строгой отчётности – билет. Если мы куда-то идём и платим деньги, нам дают документ строгой отчётности, подтверждающий, что мы заплатили за какую-либо эту ситуацию законную услугу.

Поэтому у сотрудников музея давно сложилось мнение, что это можно рассматривать как рейдерский захват территории в центре города и использование её в своих коммерческих целях. Это однозначно противозаконно. И почему на это смотрят с таким пиететом, для меня тоже не ясно. Если эта творческая лаборатория является столь важным явлением в жизни нашего общества, как некая культурная составляющая, так есть организации, которые существуют в структуре государства, которые должны решить, что с ними делать. А музей этим заниматься не должен, мы решаем свои проблемы: целостности территории, сохранности культурного наследия, которое должно оберегаться в первую очередь.

Когда мы говорим о национальной идее, то в этой идее обязательно должен присутствовать такой институт, как Национальный музей с коллекцией, которая является подтверждением многих вопросов, которые сегодня вызывают споры, полемику. Поэтому этот институт не должен вовлекаться в странные истории подобного рода.

– Как Национальный музей поддерживает профессиональных художников?

– Мы регулярно и безвозмездно предоставляем свои залы для выставок художников республики, которые прославляют её своим творчеством. Никогда музей не взял даже минимальную плату за аренду зала для подобных экспозиций. Музей – профессиональная площадка, и наши двери всегда открыты для профессионалов своего дела.

Елена СМИРНОВА

РегионыВся Россия
Print
Автор статьи: Елена Смирнова
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x
150 лет
со дня выхода
первого номера газеты
ISSN 2223-0424
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Copyright © Медиагруппа "Терские ведомости", 2014-2024
Карта сайта Разработка сайта «Expasys»