Наверх
Подписаться
1868
Газета основана
1(13) января 1868 года.
Издание возрождено
в 2010 году.
Регистрация
Электронная версия газеты на pressa.ru
События

Леван Кортиев: «Моя мечта – железная дорога в Южную Осетию»

Среди важнейших составляющих мощи любого государства особое место занимает сеть железных дорог. С их наличием связан рост промышленности, обороноспособности, культурного и национального самосознания. О том, насколько это важно, – беседа корреспондента газеты «Терские ведомости» с одним из участников проектирования и строительства Рокской перевальной автодороги, кандидатом технических наук, заведующим кафедрой ОБДД Северо-Кавказского горно-металлургического института Леваном Кортиевым.

– Леван Исмаилович, расскажите немного о себе.

– Ничего особенного сказать не могу. Закончил Тбилисский политехнический институт, который до моего поступления назывался Закавказский институт путей сообщения. По окончании института поехал работать в поселок Джава начальником дорожного участка, трудился там в течение четырёх лет. Зачем год проработал заместителем председателя Джавского райисполкома. Как раз тогда началось строительство Транскама, где я организовал с нуля Южный участок строительства.

– Вы были у истоков проектирования и строительства автомобильной дороги через Рокский перевал. Вы счастливы, что были участником этой стройки века?

- Я благодарю Бога за то, что оказался в гуще событий вокруг Транскама. Это была сложнейшая и в то же время очень интересная работа.

– Как обстоит вопрос со строительством перевальной железной дороги в Южную Осетию? В чём состоит экономический эффект?

– Прежде чуть затрону историю. В советский период грузопотоки по железной дороге осуществлялись через Баку, а потом через Сухуми в Южную Осетию и другие регионы Закавказья. Затраты на перевозку народно-хозяйственных грузов определялись в такие суммы, за которые можно было проложить две железные дороги прямого соединения между Северным Кавказом и Закавказьем. Эта дорога была бы в то время чрезвычайно важной, как связующее звено между республиками и центром единого государства.

После распада СССР актуальность прямого железнодорожного сообщения Северного Кавказа и Закавказья снизилась. На сегодняшний день такая дорога необходима для прочной связи Южной Осетии с Россией. Это в узком плане, а в широком она будет необходима в перспективе для всех стран Закавказья, Ближнего Востока и вплоть до Индии и Тихого океана.

После признания Россией РЮО Владимир Путин отметил: «Если Транскама мало для транскавказской связи с Южной Осетией, то мы проложим и другие коммуникации». После этого заявления приезжала во Владикавказ и далее по маршруту через Транскам в Цхинвал авторитетная комиссия с участием ответственных лиц Минераловодского участка Северо-Кавказской железной дороги и начальника Владикавказской железнодорожной станции Бориса Цахоева. Комиссия осмотрела трассу, но её заключение осталось «за семью замками».

Думается, что руководителю государства было доложено о невозможности строительства железной дороги в виду сложнейших условий прокладки через перевал, где понадобится порядка 30-40 тоннелей для её нормальной эксплуатации. В настоящее время в Альпийских горах завершается строительство 60 км железнодорожного тоннеля, так что технически это вполне осуществимо.

Интересна история проектирования перевальной железной дороги. В 1875 – 1876 годах инженером путей сообщения Б.И. Статковским был составлен проект от станции Дарг-Кох до станции Гори, по которому дорога проходила через Северную и Южную Осетию. Несколько лет назад фамилия Гаппоевых озвучила идею установления памятника легендарному горному инженеру Рутену Гаглоеву у въезда в тоннель на Северном портале.

– Каково Ваше мнение?

– Вопрос увековечения памяти Рутена Гаглоева стоит давно. На данном этапе Всеосетинский совет «Стыр Ныхас» разрабатывает идеи создания памятника инженерам из Ленгипротранса, погибшим 11 сентября 1960 года. По ходу с этим памятником на южном участке тоннеля обсуждается вопрос увековечивания Р. Гаглоева, а на северном участке планируется увеличить память активных борцов за идею строительства Транскама: Б. Кабалоева, А. Чельдиева, И. Плиева и др.

– Вы работали с разными людьми. Кто больше всех Вам запомнился?

– На Юге я бы выделил З.Н. Цховребова, С.И. Цховребова, на севере Б.Т. Кесаева, Л.И. Кабисова и других.

– Над чем Вы сегодня работаете?

– По научной линии занимаюсь исследованиями проблем безопасности дорожного движения на горных участках и доведения решения этого вопроса для студентов и тех лиц, которые призваны соблюдать и объяснять безопасное и бесперебойное движение на Транскаме других горных дорогах.

– Так всё-таки, Леван Исмаилович, Вы настроены оптимистично применительно к теме нашей беседы?

– Я уверен, что рано или поздно перевальная железная дорога будет построена.

– Спасибо Вам за интересное интервью!

Сергей ЦХУРБАЕВ

РегионыВся Россия
Print
Автор статьи: Сергей Цхурбаев
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x
150 лет
со дня выхода
первого номера газеты
ISSN 2223-0424
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Copyright © Медиагруппа "Терские ведомости", 2014-2024
Карта сайта Разработка сайта «Expasys»