Среди важнейших составляющих мощи любого государства особое место занимает сеть железных дорог. С их наличием связан рост промышленности, обороноспособности, культурного и национального самосознания. О том, насколько это важно, – беседа корреспондента газеты «Терские ведомости» с одним из участников проектирования и строительства Рокской перевальной автодороги, кандидатом технических наук, заведующим кафедрой ОБДД Северо-Кавказского горно-металлургического института Леваном Кортиевым.
– Леван Исмаилович, расскажите немного о себе.
– Ничего особенного сказать не могу. Закончил Тбилисский политехнический институт, который до моего поступления назывался Закавказский институт путей сообщения. По окончании института поехал работать в поселок Джава начальником дорожного участка, трудился там в течение четырёх лет. Зачем год проработал заместителем председателя Джавского райисполкома. Как раз тогда началось строительство Транскама, где я организовал с нуля Южный участок строительства.
– Вы были у истоков проектирования и строительства автомобильной дороги через Рокский перевал. Вы счастливы, что были участником этой стройки века?
- Я благодарю Бога за то, что оказался в гуще событий вокруг Транскама. Это была сложнейшая и в то же время очень интересная работа.
– Как обстоит вопрос со строительством перевальной железной дороги в Южную Осетию? В чём состоит экономический эффект?
– Прежде чуть затрону историю. В советский период грузопотоки по железной дороге осуществлялись через Баку, а потом через Сухуми в Южную Осетию и другие регионы Закавказья. Затраты на перевозку народно-хозяйственных грузов определялись в такие суммы, за которые можно было проложить две железные дороги прямого соединения между Северным Кавказом и Закавказьем. Эта дорога была бы в то время чрезвычайно важной, как связующее звено между республиками и центром единого государства.
После распада СССР актуальность прямого железнодорожного сообщения Северного Кавказа и Закавказья снизилась. На сегодняшний день такая дорога необходима для прочной связи Южной Осетии с Россией. Это в узком плане, а в широком она будет необходима в перспективе для всех стран Закавказья, Ближнего Востока и вплоть до Индии и Тихого океана.
После признания Россией РЮО Владимир Путин отметил: «Если Транскама мало для транскавказской связи с Южной Осетией, то мы проложим и другие коммуникации». После этого заявления приезжала во Владикавказ и далее по маршруту через Транскам в Цхинвал авторитетная комиссия с участием ответственных лиц Минераловодского участка Северо-Кавказской железной дороги и начальника Владикавказской железнодорожной станции Бориса Цахоева. Комиссия осмотрела трассу, но её заключение осталось «за семью замками».
Думается, что руководителю государства было доложено о невозможности строительства железной дороги в виду сложнейших условий прокладки через перевал, где понадобится порядка 30-40 тоннелей для её нормальной эксплуатации. В настоящее время в Альпийских горах завершается строительство 60 км железнодорожного тоннеля, так что технически это вполне осуществимо.
Интересна история проектирования перевальной железной дороги. В 1875 – 1876 годах инженером путей сообщения Б.И. Статковским был составлен проект от станции Дарг-Кох до станции Гори, по которому дорога проходила через Северную и Южную Осетию. Несколько лет назад фамилия Гаппоевых озвучила идею установления памятника легендарному горному инженеру Рутену Гаглоеву у въезда в тоннель на Северном портале.
– Каково Ваше мнение?
– Вопрос увековечения памяти Рутена Гаглоева стоит давно. На данном этапе Всеосетинский совет «Стыр Ныхас» разрабатывает идеи создания памятника инженерам из Ленгипротранса, погибшим 11 сентября 1960 года. По ходу с этим памятником на южном участке тоннеля обсуждается вопрос увековечивания Р. Гаглоева, а на северном участке планируется увеличить память активных борцов за идею строительства Транскама: Б. Кабалоева, А. Чельдиева, И. Плиева и др.
– Вы работали с разными людьми. Кто больше всех Вам запомнился?
– На Юге я бы выделил З.Н. Цховребова, С.И. Цховребова, на севере Б.Т. Кесаева, Л.И. Кабисова и других.
– Над чем Вы сегодня работаете?
– По научной линии занимаюсь исследованиями проблем безопасности дорожного движения на горных участках и доведения решения этого вопроса для студентов и тех лиц, которые призваны соблюдать и объяснять безопасное и бесперебойное движение на Транскаме других горных дорогах.
– Так всё-таки, Леван Исмаилович, Вы настроены оптимистично применительно к теме нашей беседы?
– Я уверен, что рано или поздно перевальная железная дорога будет построена.
– Спасибо Вам за интересное интервью!
Сергей ЦХУРБАЕВ