Маршрутами времени
Элина ЛЬЯНОВА
Ежедневно порядка 20 автобусов «Автоколонны-1691» города Алагир выходят на линию, обслуживая 14 маршрутов — 4 городских и по 5 пригородного и междугороднего сообщения. Автотранспорт делает порядка 190 рейсов в день, а его общий дневной пробег составляет в среднем 3320 километров.
Регулярность отправления водителей с самой выдачи путевого листа вплоть до их возвращения контролируют диспетчеры-кассиры. Казалось бы, работа непыльная — отработал часы и свободен, занимайся, чем душа пожелает. Но это только на первый взгляд обязанности диспетчера можно назвать несложными. На самом деле, работа требует особой сноровки, скрупулёзности, внимательности.
Одно дело — выписать «путёвку» и отправить автобусы по маршрутам. Другое — принять выручку, обработать сведения по километражу, количеству израсходованного горючего и аккуратно внести их в путевой лист. И не в один, а целых два десятка. И при этом не ошибиться и ничего не напутать. Как это делает ветеран труда Валентина Зангиева-Габуева, отдавшая родному автопредприятию почти 64 года! Её по праву можно назвать трудоголиком — Валентине Сарабиевне скоро исполнится 86 лет! Несмотря на столь почтенный возраст, она по-прежнему на боевом посту и жизнь вокруг неё кипит.
А началось всё с принятия 22-летней Валентины Сарабиевны ученицей обойщицы в цех по изготовлению сидений. Цех функционировал при автохозяйстве, и запись о принятии на работу в АТХ — 18 декабря 1956 года. Она стала единственной в её трудовой книжке. Вначале автохозяйство располагало только грузовым транспортом, сотрудничавшим с Садонским рудоуправлением.
Позднее оно стало «обрастать» автобусами и легковыми автомобилями, и расширявшемуся гаражу для переговоров по внутренней линии потребовался местный коммутатор. Так Валентина переквалифицировалась в телефонистку, затем в диспетчера-кассира. И на каком бы участке она ни работала, микроклимат для неё везде был комфортным. В первую очередь, благодаря таким чертам характера, как доброжелательность и отзывчивость.
В какой-то момент в молодости Валентина хотела было сменить сферу деятельности, но это желание так и осталось желанием. Большей частью потому, что важнейшим фактором в пользу старого места работы был коллектив во главе с Петром Харитоновичем Цогоевым. Валентина буквально сроднилась с коллективом, во все времена отличавшимся большой сплочённостью и приветливостью и не представляет себя вне своего предприятия.
«Объём пассажироперевозок нашей автоколонны был бы в разы больше, если бы не фирмы такси, «маршрутки», личный транспорт граждан. Тем не менее, с задачами мы справляемся, и каждая наше (пусть небольшое) достижение — результат общего труда. Возродить нерентабельное, «дышащее на ладан» предприятие, было трудной задачей и, в первую очередь, заслугой руководителей Эльбруса Кучиева и Артура Каболова», — считает заслуженный работник автомобильного транспорта РСО-А Валентина Зангиева-Габуева. — Артур Тамерланович Каболов, самый молодой из начальников, с которыми мне довелось работать. Я вижу его рвение, его целеустремлённость, и пусть у него всё получается. А родной Алагирской автоколонне-1691 желаю высоких показателей и финансового достатка!».
Жизнь никогда не баловала Валентину, была строга с ней, как мачеха. «Дети войны, нет страшнее беды» — приходят на ум строки поэта-песенника Марии Воиновой. Вспоминая своё голодное детство, ветеран труда рассказывает, что с братом Борисом их воспитывали и обучали дяди по отцу Садулла и Гадац. В послевоенные годы школа в Алагире располагалась по улице Ленина в доме Адырхаевых. Окон в здании не было, и, чтобы избежать холода и сквозняков, их заставляли стеклянными банками, принесёнными учениками из домов. Несмотря на отсутствие условий, одежды, желание учиться было огромным. Девочка мечтала продолжить учёбу и после «семилетки», но ездить во Владикавказ не было никакой возможности опять же по причине отсутствия одежды и обуви.
Своего отца Валентина помнит плохо, он был из числа первых комсомольцев Алагира. До войны работал в горсовете, на фронт ушёл добровольцем. Совсем немного не дожил младший лейтенант, командир взвода управления 650-го артполка Сараби Такаевич Зангиев до светлого Дня победы. Был награждён 2 раза — в октябре 1944-го и мае 45-го года (уже посмертно). О том, что ордена 38-летнего защитника Родины остались невручёнными, дети Валентина и Борис узнали благодаря Центральному архиву министерства обороны (Подольск). Но 71 год спустя историческая справедливость всё-таки была восстановлена. Орденские книжки отважного воина в торжественной обстановке вручили его дочери Валентине глава МО и АМС Алагирского района Арсен Бутаев и Роберт Бегизов (на тот момент военный комиссар Ардонского и Алагирского районов). Позднее внук Бориса, проживающий в Москве, во время пребывания в Польше обнаружил Братскую могилу, где был захоронен его легендарный родственник. Сегодня ветеран автомобильного хозяйства живёт вместе с дочерью Анжелой и внуком.
Пусть с этого дня только радость стучится в гостеприимный дом Габуевых. А ещё, в преддверии праздника — Дня работника автомобильного и городского пассажирского транспорта — от всего сердца желаем старейшему работнику автомобильной отрасли здоровья и оптимизма. Так держать, Валя!
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |