Наверх
Подписаться
1868
Газета основана
1(13) января 1868 года.
Издание возрождено
в 2010 году.
Регистрация
Электронная версия газеты на pressa.ru
События

«Мы рождены, чтобы сказку сделать былью…»

День Военно-Воздушных Сил отмечается в России 12 августа в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31.05.2006 г. №549 «Об установлении профессиональных праздников и памятных дат в Вооружённых Силах РФ». В этот день в 1912 году по Военному ведомству России был издан приказ №397, согласно которому вводился в действие Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. 12 августа принято считать началом создания военной авиации России.

Императорские Военно-Воздушные Силы Российской империи существовали с 1910 по 1917 год. Несмотря на свою короткую историю, императорский Военно-Воздушный флот быстро стал одним из лучших воздушных флотов мира и сыграл значительную роль в развитии русской и мировой авиации.

В 1904 г. Н.Е. Жуковский создал первый аэродинамический институт в Кашино под Москвой. В 1913 г. И.И. Сикорский построил первый четырёхмоторный биплан «Русский витязь» и свой знаменитый бомбардировщик «Илья Муромец». На момент начала Первой мировой войны Россия имела самый большой воздушный флот в мире (263 самолёта). Сначала самолёты использовались только для разведки и корректировки артиллерийского огня, но скоро начались первые воздушные бои. К октябрю 1917 г. Россия имела 700 самолётов.

Советские Военно-Воздушные Силы были основаны в 1918 г. как Рабоче-Крестьянский Воздушный флот. После победы СССР в Великой Отечественной войне ВВС были серьёзно модернизированы, активно разрабатывалась новая техника, совершенствовалась тактика воздушного боя. К концу 1980-х в распоряжении советских Военно-Воздушных Сил было до 10 тысяч самолётов, что делало советские ВВС мощнейшими в мире. После распада СССР в декабре 1991 г. советские Военно-Воздушные силы были разделены между Россией и 14 независимыми республиками.

Интересно, что праздничные мероприятия, посвящённые этому дню, проводятся в День Воздушного флота России. До революции праздник отмечался 20 июля – в честь святого пророка Ильи, небесного покровителя воздухоплавателей и авиаторов. Постановлением Совнаркома СССР от 28 апреля 1933 года был установлен День Воздушного флота СССР (как для гражданских, так и для военных лётчиков) – 18 августа. С 1972 года праздник отмечается в третье воскресенье августа.

История авиации – это творчество и упорный труд, стойкость и героизм, мужество и мастерство, великие открытия и подвиги, совершённые во славу Отечества. Лётчики стали первыми Героями Советского Союза: 20 апреля 1934 года за спасение челюскинцев этого высокого отличия удостоены Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Михаил Водопьянов и Иван Доронин.

Великая Отечественная война подтвердила дальновидность советской авиационно-технической политики, высокий уровень авиационной науки и техники, мощь авиапромышленности, зрелости школы самолётостроения, правильность и научную обоснованность системы подготовки авиационных кадров. Советские Военно-Воздушные силы в тесном взаимодействии с Сухопутными войсками и Военно-Морским флотом принимали участие во всех важнейших сражениях минувшей войны. За время войны они произвели около 4 млн самолётовылетов, сбросили на врага более 30 млн бомб общим весом около 700 тыс. тонн, причинив ему огромный урон в живой силе и боевой технике.

77 тысяч вражеских самолётов, уничтоженных в годы войны на советско-германском фронте, 57 тысяч – на боевом счету лётчиков. Наши ВВС, как мощный и наиболее мобильный вид Вооружённых Сил, оказали существенное влияние на исход не только отдельных операций, но и войны в целом. За высокое боевое мастерство, проявленное при выполнении задач по разгрому немецко-фашистских захватчиков, героизм и отвагу 288 авиационных соединений и частей преобразованы в гвардейские, 708 – получили почётные наименования. Около 200 тысяч авиаторов отмечены государственными наградами, 2 420 человек удостоены звания Героя Советского Союза, 65 лётчиков получили это звание дважды, а Александр Покрышкин и Иван Кожедуб – трижды.

Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин в своём приказе от 19 августа 1945 года отмечал: «В Великой Отечественной войне советского народа против фашистской Германии наша авиация с честью выполнила свой долг перед Родиной. Умелые действия нашей доблестной авиации постоянно способствовали успеху наземных войск и помогли добиться окончательного разгрома врага. Советский народ, народ-победитель, законно гордится боевой славой своих лётчиков».

В послевоенный период, благодаря бурному росту экономики, фундаментальным достижениям отечественной науки и техники, самоотверженному труду народа Военно-Воздушные силы неузнаваемо изменились. Оснащённые самыми современными сверхзвуковыми самолётами различных назначений, боевыми вертолётами, ракетно-пушечным вооружением, совершёнными системами управления и навигации, они способны решать широкий круг оперативно-стратегических задач.

Заслуги Осетии в развитии советской, российской авиации настолько велики, что с 30-х годов прошлого столетия её называли «летающей республикой». Первым лётчиком из наших земляков стал сын владикавказского приказчика, выпускник Мюнхенской академии художеств Артём Кациян. Поступив в Мюнхенский аэроклуб, Кациян в 1908 году (т.е. в числе первых российских пилотов!) получает диплом профессионального пилота и участвует в показательных полётах во многих странах Европы. 4 сентября 1911 года самолёт впервые появился в небе Владикавказа – Артём взлетел с плаца кадетского корпуса.

Сотни, даже тысячи наших земляков служили в Военно-Воздушных силах, крепили гражданскую авиацию, осваивали полярные воздушные трассы, продолжают вносить свой вклад и сегодня.

Осетия – родина 20 авиаторов – Героев Советского Союза:

Павел Берестнёв, Александр Бондарь, Иван Валухов, Ибрагим Дзусов, Александр Карасёв, Василий Коняхин, Алексей Остаев, Пётр Остапенко, Николай Соболев, Василий Чочиев, Сергей Бицаев, Юрий Бунимович, Александр Гагиев, Александр Караев, Сергей Коблов, Илья Котов, Григорий Пасынков, Аркадий Селютин, Геннадий Цоколаев, Александр Юльев.

Первым Героем Советского Союза среди лётчиков и вообще уроженцев Осетии стал Алексей Егорович Остаев. Указ о награждении был подписан 21 марта 1940 года, А. Остаеву была вручена «Золотая Звезда» №265. В годы Великой Отечественной войны первым из лётчиков Осетии звания Героя был удостоен Геннадий Дмитриевич Цоколаев, «Золотая Звезда» №651.

Сергей Коблов представлялся к награждению второй «Золотой Звездой», но не получил, а Александр Карасёв, сбивший 30 самолётов противника лично и 11 – в группе, с лихвой «перевыполнил» норму на звание дважды Героя Советского Союза. Помешало нахождение в плену, хотя лётчик и в дальнейшем отважно воевал.

Герой России – единственный из наших земляков – это моздокчанин Виктор Васенков.

Заслуженные лётчики-испытатели СССР – Виктор Васенков, Пётр Остапенко.

Заслуженные военные лётчики СССР – Вячеслав Арчегов, Юрий Алёхин, Мурат Каргинов, Георгий Скорняков, Эльдар Цоколаев.

Заслуженные пилоты СССР: Харитон Цховребов, Мухтарбек Дзугутов.

Заслуженный пилот России – Борис Дауров.

Среди авиаторов Осетии немало и генералов:

Генерал-полковники авиации: Юрий Мамсуров, Николай Науменко, Эльдар Цоколаев.

Генерал-лейтенанты авиации: Павел Берестнёв, Георгий Скорняков, Алексей Харебов, Пётр Терехов.

Генерал-майор авиации: Алексей Буханцев, Александр Карасёв, Ибрагим Дзусов, Александр Коблов, Солтан Каболов, Григорий Пасынков, Солтан Калицов, Аркадий Селютин. В этот список можно включить и генерал-майора Кима Македоновича Цаголова, в своё время закончившего Ейское военно-морское авиационное училище лётчиков им. И.В. Сталина.

Герой Советского Союза Сергей Коблов, погибший в 1954 году в авиакатастрофе, не успел воспитать сына Александра, но тот пошёл по стопам отца, стал лётчиком, генерал-майором авиации.

Высокое лётное мастерство, мужество и самоотверженность проявили в годы Великой Отечественной войны авиаторы из Осетии: Михаил Абаев, Магомет Агкацев, Залман Аксельрод, Бимболат Байматов, Хасанбек Баскаев, Александр Бекузаров, Дзамболат Бедоев, Махар Базров, Юрий Боровиков, Борис Бритаев, Евгения Гламаздина, Урусби Гуриев, Владимир Гусов, Ефим Джигкаев, Дати Датиев, Николай Дюнов, Илита Даурова, Азаматчери Дзгоев, Владимир Зангиев, Хазби Кануков, Любовь Кондратенко, Батарбек Калабеков, Константин Кантеев, Сергей Мартиросов, Мадина Мильдзихова, Герман Макеев, Ибрагим Цебоев, Кифар Черкасов, Ахмет Хетагуров, Георгий Хосроев и многие другие.

Оружием бесстрашных называют воздушный таран. Из наших земляков его совершили лейтенант Пётр Хетагуров 4 июля 1941 года в небе над г. Яссы, капитан Дати Датиев 30 сентября 1942 года. А всего в годы войны было совершено около 500 воздушных таранов.

Повторили подвиг капитана Н.Ф. Гастелло, совершили огненный таран 350 экипажей, среди них: гвардии старшина Лазарь Акоев, воздушный стрелок-радист Ил-2, 15 февраля 1945 года вместе со своим командиром майором В. Жабинским в районе г. Кёнигсберг направили горящий самолёт на скопление танков и живой силы противника. Капитан Иван Джанаев, командир экипажа Ил-2, 17 марта 1945 года при нанесении удара Северо-западнее г. Секешфехервар (Венгрия) над целью был подбит, ранен. Приказал воздушному стрелку-радисту покинуть самолёт, а сам направил горящую машину в скопление танков противника.

Повторили подвиг дважды Героя Советского Союза С. Грицевца – участника боёв на Халхин-Голе:

● лейтенант Алибек Слонов, в августе 1941 г. в районе Ленинграда посадил одноместный истребитель И-153 рядам с подбитым самолётом своего ведущего, Героя Советского Союза старшего лейтенанта Николая Свитенко, на глазах у гитлеровцев взлетел и на крыле своего самолёта доставил Свитенко на аэродром Петергоф.

● капитан Константин Кантеев 8 мая 1942 г. из окружённого фашистскими танками аэродрома Хаджибей (Крым) на плоскостях своего истребителя И-153 доставил старшего лейтенанта В. Виноградова (впоследствии генерал-майора авиации) и техника-лейтенанта А. Опарина на аэродром Багерово (Керчь).

● лейтенант Харитон Цховребов, пилот отдельной смешанной авиационной эскадрильи, 12 марта 1943 г. при выполнении задания в районе станицы Холмская (юго-западнее Краснодара) вывез с территории, занятой противником, пилота В. Анкудинова, совершившего вынужденную посадку на подбитой машине.

Под Сталинградом сражался и зачислен навечно в списки личного состава 646-го легко-бомбардировочного авиаполка младший лейтенант Ш.В. Козаев. После ускоренных курсов, даже не получив командирского звания, осенью 1942 года красноармеец Шалико Козаев прибыл в полк. За проявленный героизм и мужества первым во 2-й Воздушной Армии награждён орденом Отечественной войны II степени и ему было присвоено звание младшего лейтенанта. 17 января 1943 г. на У-2 он вылетел на восстановление связи с передовыми частями, выполнив задание, самолёт был обстрелян на обратном маршруте, загорелся. Раненный в ноги Шалико сумел посадить машину и вместе со штурманом выбрался из горящего самолёта. Немцы со всех сторон бежали к ним, Козаев приказал штурману С. Овчинникову доставить планшет с документами командованию, а сам принял бой с немцами, последний патрон он оставил для себя. Похоронен лётчик на площади г. Россошь Воронежской области.

Весомый вклад в развитие Военно-Воздушных сил внесли учёные, наши земляки. Х.Д. Кудзиев из Хумалага – один из создателей самолёта П-1, на котором экипаж под командованием Полины Осипенко установил несколько рекордов дальности и высоты полёта. В годы войны он – заместитель главного конструктора авиационного завода. С его участием был создан самолёт-амфибия «Чайка», на котором установлено шесть мировых рекордов. Харитону Кудзиеву была присуждена Государственная премия СССР, он был удостоен государственных наград.

Моздокчанин Леонид Иванович Седов – действительный член АН СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР, работал совместно с академиком М.В. Келдышем, развил эффективные методы решения плоских задач гидродинамики и дал эффективные формулы для аэрогидродинамических сил при неустановившихся движениях крыльев.

Моздокчанин, доктор технических наук Роберт Кинасошвили – в годы войны был сотрудником Центрального института авиационного моторостроения. За цикл работ по прочности деталей турбореактивных двигателей ему была присуждена Государственная премия СССР. За вклад в дело развития авиатехники в период Великой Отечественной войны Р.С. Кинасошвили был награждён двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и Красной Звезды.

Владикавказец Александр Михайлович Анашкин в годы войны работал на авиазаводе в г. Запорожье заместителем главного конструктора. Руководил разработкой новых моторов для военных самолётов. При участии А.М. Анашкина в 1946 году был спроектирован и построен первый отечественный двигатель для вертолёта, за что ему была присуждена Сталинская премия. За изобретение бензопилы «Дружба» награждён золотой медалью на международной выставке в Брюсселе в 1958 г. За вклад в развитие авиатехники А. Анашкин награждён орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, двумя орденами «Знак Почёта», медалями.

В послевоенные годы научно-техническая революция в корне изменила облик и возможности Воздушного флота. Сегодня основу ВВС составляют сверхзвуковые реактивные, высотные, всепогодные ракетоносцы, истребители Су-27, MиГ-29, бомбардировщики Tу-160, Cу-24, штурмовик Су-25, разведчики МиГ-25, вертолёты Ми-24, Mи-26, Ми-28. Авиаторам по плечу решение задач защиты воздушных рубежей Отечества, освоение космических трасс, выполнение народно-хозяйственных задач. Благодарные жители горных селений Осетии будут отныне и всегда поднимать тост за здоровье вертолётчиков доблестной 58-й Армии, которые пришли к ним на помощь во время наводнения, которое случилось несколько лет назад.

В рядах авиации в мирные годы проходили и проходят службу и приумножают славу фронтовиков десятки и сотни уроженцев Осетии. Нашим землякам-авиаторам довелось участвовать в боевых действиях во Вьетнаме, Афганистане, Египте, Эфиопии, Йемене и ряде других стран. С лучшей стороны проявляли они себя в этих необъявленных и объявленных войнах. Высокими государственными наградами отмечены воины-интернационалисты Виктор Агузаров, Вадим Джиоев, Хаджимусса Кастуев и многие другие. Полковник В. Агузаров и майор В. Джиоев одними из первых в ВВС страны получили высшую лётную классификацию «военный лётчик-снайпер».

Молодёжь должна знать о подвигах старших, стремиться сохранить боевые традиции, приумножить их. Авиаторы Осетии наша гордость, наша слава. Они воспитывают подрастающее поколение патриотами, учат быть мужественными, верными Отечеству, гражданскому и воинскому долгу.

12 марта 2012 г. Президент России подписал Указ №294 «О праздновании 100-летия Военно-Воздушных Сил». Региональное отделение ДОСААФ России и Владикавказский авиационно-спортивный клуб им. Героя Советского Союза генерал-майора авиации И.М. Дзусова на аэродроме ДОСААФ 12 августа – в день 100-летия ВВС России – проведут авиационный праздник, посвящённый этой славной дате и всем уроженцам Осетии, служившим и продолжающим служить в авиации страны.

Руслан БЕДОЕВ,

генерал-майор авиации в отставке,
участник боевых действий в Египте и Йемене
г. Владикавказ

РегионыВся Россия
Print
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Категории: Все, Страницы историиКоличество просмотров: 2977

Теги:

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x
150 лет
со дня выхода
первого номера газеты
ISSN 2223-0424
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Copyright © Медиагруппа "Терские ведомости", 2014-2024
Карта сайта Разработка сайта «Expasys»