Год назад, 19 февраля 2016 года, ушёл от нас Тамерлан Агузаров. Всего 259 дней ему довелось быть у штурвала Республики Северная Осетия-Алания. Но за это короткое время Тамерлан сотворил чудо. Осетия получила достойного Руководителя – мужественного, честного, благородного, простого в общении с людьми, чуткого, государственника, лидера, наконец, просто порядочного человека.
С Тамерланом Кимовичем я впервые познакомился в июле 2015 года. В кабинете главы республики обсуждался вопрос о инвестиционных инновационных проектах, которые республика могла бы выдвинуть для включения в федеральную программу «Юг России». Выяснилось, что таковых проектов в портфеле профильных министерств просто-напросто нет. Недоумение и негодование Главы: «А что же они делали, за что получали зарплату?»
На этом же совещании «Баспик» предложил три проекта с солидным заделом и хорошими перспективами дальнейшего развития. По результатам обсуждения Глава решил в ближайшие дни посетить «Баспик». И такой визит действительно вскоре состоялся. Тамерлан Кимович прибыл с Вячеславом Зелимхановичем Битаровым, которого представил как будущего главу правительства.
Визит руководства занял почти четыре часа: два часа на первой площадке фирмы (на территории СКГМИ-ГТУ) и почти два часа на второй площадке (на территории завода «Гран»). Высокие гости дотошно вникали в тонкости уникальной МКП-технологии, прошли по всем производственным и научным участкам и лабораториям, включая библиотеку и классы технического обучения. На моей памяти так подробно и заинтересовано знакомились с электронными технологиями «Баспик» только Президент РСО-Алания Александр Сергеевич Дзасохов и также ныне заместитель министра обороны Российской Федерации по вооружению генерал армии Юрий Иванович Борисов.
Чувствовалось, что уникальные технологии и микроэлектронные изделия на их основе, чистота, стерильность и высокая культура производства, деловитость и выучка персонала произвели весьма сильное впечатление на высоких гостей. В моём кабинете состоялся также обстоятельный и откровенный разговор по проблемным вопросам нашей промышленности и, прежде всего, электронных предприятий. Текущее состояние и планы развития были должным образом оценены руководством.
Тамерлан Кимович твёрдо обещал поддерживать «Баспик», его якорные проекты в соответствии с разработанной нами программой «Старт-2», осуществление которых давало реальный шанс возрождения североосетинской электроники в новом формате. Позднее этой теме была посвящена моя статья в «Российской газете», написанная по инициативе Агузарова. А вскоре после визита мы направили по указанию Главы в профильные министерства республики пять инвестиционно-инновационных проектов. С тех пор прошло полтора года, а где эти проекты? Они, как полагаем, положены под сукно по неизвестным нам причинам. А между тем сегодня министр Минпромтранса, уважаемый Хайдарбек Бутов, сетует на директоров промпредприятий республики, не представляющих в министерство перспективных проектов.
Что меня поразило в общении с Тамерланом Кимовичем? Демократичность, прямота и откровенность суждений, доброжелательность, умение слушать собеседника и создать доверительную атмосферу свободного выражения мнений. Например, Глава предложил незамедлительно воссоздать совет директоров республики, а мы с Вячеславом Зелимхановичем советовали повременить и предварительно тщательно изучить опыт и эффективность работы совета директоров при прежних руководителях республики. И Тамерлан Кимович согласился с нами. Умение слушать и соглашаться с дельными мыслями считаю очень важным, так как многие руководители по моему опыту слушают в основном себя и почти всегда чрезвычайно спешат.
С негодованием Тамерлан Кимович говорил о прежнем министре промышленности, который, по его словам, за два года не посетил ни одного промышленного предприятия республики, на что я заметил: «Тамерлан Кимович! Его же не для этого взяли в министры». Глава с горечью говорил о разорённой промышленности, о тяжких проблемах экологии города, о финансовом банкротстве республики, о преступной путанице с земельными угодьями, о низком уровне руководства и ещё о многом. Он не жаловался и не злословил: просто говорил правду. И это привлекло меня, как и многих людей, общавшихся с Агузаровым. Это сделало меня твёрдым сторонником нового руководства.
Было совершенно ясно, что республикой придётся довольно длительное время руководить в «ручном режиме», выполняя функции кризисного управляющего, налаживающего, прежде всего, правильные отношения с федеральным центром, откуда поступают ресурсы. Было ясно, что первоочередная и важнейшая проблема руководства республики – сформировать эффективный, результативный и производительный аппарат республиканской исполнительной власти.
Тамерлан Кимович неоднократно подчёркивал, что все наши недостатки вытекают из недостатков управления. Надо было коренным образом менять принятый долгие годы в нашей республике стиль управления, уходить от безответственности, безалаберности, безделья, безразличия, бестолковости госчиновников и, конечно, выжигать раковую опухоль бюрократизма. Не менее важная проблема – это бескомпромиссная борьба с ОРЗ – откатами, распилами, заносами, с тем, что объединяется словом – коррупция, когда чиновник работает на себя, а не на дело. Надо пресечь произвол тех чиновников всех видов и уровней, которые привыкли паразитировать на шее трудового народа и предпринимателей. Ликвидировать клики по «интересам». Принять решительные меры по сближению управленцев с народом на базе общих интересов.
Чрезвычайную сложность всех этих вопросов прекрасно понимали Тамерлан Кимович и Вячеслав Зелимханович. Но, тем не менее, как мужественные люди и патриоты, они сделали свой выбор.
Вспоминается последнее интервью Агузарова, опубликованное 29 января 2016 года в «Российской газете», которое в некотором смысле можно считать его завещанием. Вот его основные идеи. Во-первых, необходимо принять эффективные меры, чтобы в республике заработали механизмы частно-государственного партнерства. Во-вторых, особое внимание социалке, культуре и здравоохранению. В-третьих, поддержать восстановление традиционных туристических комплексов (Цей, Кахтисар, Тамиск и другие). В-четвёртых, разобраться и пресечь сомнительные операции с землей. В-пятых, уделить серьёзное внимание восстановлению промышленности. В-шестых, активно действовать по всем направлениям на федеральном уровне. Наконец, принимать безотлагательные меры по финансовому оздоровлению республики. В этом же номере «Российской газеты» помещена моя статья «Электроника Осетии – перезагрузка в новом формате», написанная по инициативе Агузарова.
Тамерлан Агузаров обратился за поддержкой к народу и получил её. Тяжёлая болезнь не позволила ему по-настоящему развернуть действия по выполнению своей программы. Эту задачу выполняет Вячеслав Битаров. Он работает в темпе, в котором последние 20 лет никто в руководстве республики не работал. Берёт на себя неимоверный груз множества неотложных задач и одновременно формирует команду таких же энергичных последователей. Тамерлан Агузаров ушёл от нас, Вячеслав Битаров делом претворяет заветы Тамерлана, не считаясь ни с какими трудностями.
Все поставленные Тамерланом Агузаровым и указанные выше вопросы нашли конкретное отражение в первом докладе-послании Вячеслава Битарова в январе 2017 года. Ему нужна широкая поддержка словом и делом со стороны всех слоёв нашего общества – учёных и инженеров, врачей и учителей, деятелей искусства и культуры, рабочих и крестьян и, прежде всего, работников управленческих структур на всех уровнях. И мы обязаны, каждый на своём месте, это сделать. Ставки велики – будущее нашей многонациональной Осетии!
Сослан КУЛОВ,
руководитель ВТЦ «Баспик»