Первые послевоенные выборы
Лариса ГУБАЕВА
В истории избирательных кампаний советского периода выборы 10 февраля 1946 года по праву занимают особое место. Это были первые выборы, проводимые в СССР спустя менее чем через полгода после окончания Второй мировой войны, когда её разрушительные последствия ещё в полной мере сказывались в социально-экономической и культурной жизни страны. Избирательные комиссии сталкивались с огромной массой нерешённых проблем, связанных с подготовкой выборов, учётом избирателей, образованием избирательных участков, организацией подсчёта голосов по итогам выборов.
Изменение границ СССР на Западе и Востоке страны по итогам Второй мировой войны поставило на повестку дня вопрос об организации выборов на территориях, вошедших в состав СССР, об их политико-государственном статусе и представительстве в высших органах государственной власти, что требовало соответствующих решений, принимаемых на высшем политическом уровне.
Помимо огромного числа проблем, связанных с организационной стороной избирательного процесса, а также геополитическими изменениями в послевоенном устройстве, с которыми в той или иной мере сталкивались все избирательные органы послевоенных государств, возникали и вопросы, обусловленные сугубо отечественной спецификой. Советская избирательная система не имела достаточного опыта организации и проведения прямых выборов в общегосударственный орган, которые в довоенный период проводились в течение достаточно краткого времени, составлявшего менее четырёх лет.
Первые (после 1917 года) прямые выборы Верховного Совета СССР первого созыва состоялись 12 декабря 1937 года, а 12-19 января 1938 года прошла первая сессия Верховного Совета СССР. В последующие годы неоднократно проводились дополнительные выборы: в марте и в июне 1940 года, в январе и феврале 1941 года.
В связи с началом Великой Отечественной войны Президиумом Верховного Совета СССР 5 декабря 1941 года было принято решение об отсрочке выборов на год, в дальнейшем полномочия Верховного Совета СССР неоднократно продлевались на очередной год (указами от 9 декабря 1942 года, от 16 декабря 1943 года, от 14 декабря 1944 года). Аналогичным образом продлевались полномочия и нижестоящих советов. Фактически срок полномочий депутатского корпуса Верховного Совета первого созыва составил более восьми лет вместо четырёх.
В соответствии с принятой в 1936 году Конституцией Верховный Совет СССР состоял из двух палат. Совет Союза избирался гражданами по избирательным округам по норме: один депутат на 300 тысяч населения. Совет Национальностей во втором созыве избирался по союзным и автономным республикам, автономным областям и национальным округам по норме: 25 депутатов от каждой союзной республики, 11 депутатов от каждой автономной республики, 5 депутатов от каждой автономной области и один депутат от каждого национального округа.
В период между сессиями высшим законодательным и распорядительным органом являлся Президиум Верховного Совета СССР, избираемый обеими палатами. К компетенции последнего, в частности, относилось решение вопросов, связанных с созывом сессий Верховного Совета СССР, толкование действующих законов СССР, издание указов и назначение новых выборов в Верховный Совет. Президиум также разрабатывал и утверждал положение о выборах, устанавливал дату их проведения, а также единые формы избирательной документации.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1945 года «О проведении выборов в Верховный Совет СССР» в связи «с окончанием войны и истечением полномочий Верховного Совета СССР первого созыва» выборы депутатов Верховного Совета второго созыва были назначены на 10 февраля 1946 года. 11 октября 1945 года было утверждено Положение о выборах в Верховный Совет СССР. Для организации выборов была создана Центральная избирательная комиссия в составе 15 членов (председатель — В.В. Кузнецов, заместитель — Н.Г. Бруевич, секретарь — Н.Н. Шаталин).
Всего в ходе выборов в Верховный Совет СССР второго созыва было образовано 26 особых избирательных округов, по которым были избраны 52 депутата Верховного Совета СССР. Практически все они — полководцы Великой Победы, бывшие командующие армий и фронтов, составлявшие цвет российской военной элиты. В их числе маршалы Советского Союза Г.К. Жуков, И.С. Конев, К.А. Мерецков, К.К. Рокоссовский, Ф.И. Толбухин, будущие маршалы Советского Союза С.С. Бирюзов, В.И. Чуйков, В.Д. Соколовский, главные маршалы авиации А.Е. Голованов и А.А. Новиков, главный маршал артиллерии Н.Н. Воронов, маршалы бронетанковых войск П.С. Рыбалко и Я.Н. Федоренко, маршал артиллерии Н.Д. Яковлев, прославленные командармы А.В. Горбатов, А.С. Жадов, Д.Д. Лелюшенко и другие. Так армия–победительница голосовала за своих военачальников.
Помимо организации голосования военнослужащих перед организаторами выборов встал вопрос о голосовании на территориях, вошедших в состав СССР в ходе и по окончании Второй мировой войны. После опубликования Указа Президиума Верховного Совета СССР о проведении выборов закрытым порядком было принято постановление Верховного Совета СССР, предоставляющее Военному Совету Особого военного округа (г. Кенигсберг), командирам находящихся на его территории воинских частей и соединений право осуществления функций исполкомов советов депутатов трудящихся, предусмотренных Положением о выборах в Верховный Совет СССР.
В ходе подготовки и организации выборов государственным органам приходилось решать и вопросы, связанные со статусом отдельных категорий населения: бывших военнопленных, перемещённых лиц, а также представителей насильственно депортированных народов. В этой связи Президиум Верховного Совета СССР закрытыми постановлениями принял ряд разъяснений. Так, постановлением от 1 декабря 1945 года было установлено, что «граждане СССР, переселённые в военное время из одних районов СССР в другие, — немцы, калмыки, карачаевцы, балкарцы, чеченцы, ингуши, крымские татары, а равно и другие спецпоселенцы вносятся в списки избирателей на общих основаниях».
Другим постановлением разъяснялось, что в списки избирателей на общих основаниях вносятся советские граждане, репатриированные и направленные к месту своего жительства, а также находящиеся в пунктах сбора (т.е, в фильтрационных лагерях). Исключение составляли репатрианты, лишённые избирательных прав, отбывающие наказание в местах заключения, а также находящиеся под следствием и содержащиеся, в связи с этим, под стражей. Граждане, подлежащие репатриации и находящиеся ко дню выборов за пределами СССР, вносились в списки избирателей и принимали участие в выборах в Верховный Совет СССР по особым избирательным округам.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 июля 1945 года об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией были освобождены от наказания лица, осуждённые к лишению свободы на срок не свыше трёх лет и к более мягким мерам наказания, а также осуждённые за самовольный уход с предприятий военной промышленности и других предприятий, на которые распространялось действие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1941 года, и военнослужащие, осуждённые с отсрочкой исполнения приговора.
В 1945-1946 годах Президиумом Верховного Совета СССР был принят ряд решений о возможности восстановления в советском гражданстве бывших граждан России, оказавшихся после 1917 года на территориях других государств, а также граждан СССР, утративших советское гражданство (Специальные указы были приняты в отношении бывших сограждан, проживающих на территориях Маньчжурии и Болгарии).
Выборы 1946 года, как и все советские выборы, были безальтернативными: голосование осуществлялось за одного кандидата. По сути, указанные выборы вкупе с выборами 1937 года заложили традицию безальтернативных выборов в СССР, сохранившуюся до конца 1980-х годов.
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |