И вот оно, приподнятое настроение: голубое небо, лёгкий ветерок, улыбки встречающих. Среди них обязательно попадутся знакомые, потому что Северная Осетия — как одна большая семья, все друг друга знают. В век скоростей аэропорт стал неотъемлемой частью республиканской инфраструктуры, без которого и жизнь-то свою представить невозможно. Усилиями властей он реконструируется, прирастает новыми рейсами, год от года становится краше и комфортней. И, думаю, мечтает о собственном имени. Мы летаем в Домодедово, Шереметьево, Внуково, Пулково, Толмачёво, Кольцово…
Благодаря активному голосованию в рамках проекта «Великие имена России. Время признаний», инициированного российским народом, они получат ещё одно, имя знаменитого соотечественника, прославившего свою малую родину и оставившего заметный след в истории страны. В Северной Осетии гражданский аэропорт расположен в городе Беслан, но в народе больше известен, как аэропорт города Владикавказа, а на сайте упоминается, как «международный аэропорт Владикавказ–Беслан». Пока так.
«Очень интересная инициатива: во всём мире пытаются максимально популяризировать своих великих соотечественников», — высказал своё мнение по поводу массового посыла россиян министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский и пояснил, что это не переименование, а скорее доименование: к старому географическому добавляется новое собственное. Общероссийский народный фронт проект поддержал и бросил клич журналистам: «Ну-ка, подумайте, поразмышляйте, изложите свою версию, каким быть названию вашего регионального аэропорта. И покажите в своих конкурсных работах, почему выбор именно таков».
Сразу расставлю приоритеты: я — за мирный Кавказ. А поэтому при всём уважении к героям, прославлявших Северную Осетию на полях сражений, выбираю «мирные» имена поэтов, писателей, театральных деятелей. Конечно, в таком случае логичнее всего было присвоить аэропорту Владикавказа имя великого сына осетинского народа, основоположника осетинской литературы Коста Левановича Хетагурова. Но никоим образом не умаляя его огромного вклада в развитие национальной и российской культуры, попробую предложить другое имя, имя Евгения Вахтангова, режиссёра-новатора, гениального экспериментатора, авангардиста, запустившего уникальное направление в театральном искусстве, которое можно сравнить с полётом в незнакомые миры, создавшего свою школу и воспитавшего талантливых учеников, ставших золотым фондом русской сцены.
Его неповторимая феерическая «Принцесса Турандот» открыла совершенно эксклюзивный жанр в театральной режиссуре — фантастический реализм. Итальянская комедия дель арте Карло Гоцци приобрела современную аранжировку. Актёры прямо на сцене надевали маски своих героев, а диалоги велись на злободневные темы. Режиссерский приём «спектакль в спектакле» сегодня очень популярен: актёры как бы играют несколько ролей, в том числе и самого себя. Вот оно, настоящее искусство перевоплощения и фейерверк импровизации.
Родился Евгений Багратионович Вахтангов во Владикавказе в двухэтажном доме на правом берегу Терека в семье табачного фабриканта. Учился в гимназии, которой потом присвоили имя Луначарского, и уже в школьные годы увлекался театром, играл в любительских постановках. В 1903 году уехал из Владикавказа вопреки воле отца и поступил в Московский университет. Там и началась его серьёзная профессиональная деятельность, которая была неразрывно связана с выдающимся режиссёром, педагогом, теоретиком Константином Станиславским, с его актёрской системой, принципы которой Вахтангов испытывал на себе и своих коллегах по цеху. Но ученик пошёл дальше своего учителя. Он предложил собственный подход к лицедейству, считал, что бытовой театр должен умереть, а его место займёт гротеск. Станиславский оценил работы своего ученика уже перед смертью Вахтангова. «То, что я видел, талантливо, своеобразно, а самое главное — жизнерадостно».
Судьба отмерила гению чуть более сорока лет жизни. На родине Вахтангов остался в названии Русского академического театра, где он когда-то работал, куда в своё время пришли Коста Хетагуров и великий мистик Михаил Булгаков, в скульптуре, которую установили в 2012 году недалеко от его дома, в памяти земляков. Во время недавнего приезда на гастроли московских вахтанговцев родилась и окрепла идея создания музея в доме, где Евгений Багратионович прожил 20 лет. Говорили о расселении жильцов, о реконструкции… Пока всё на том же месте — нет средств. Лишь мемориальная табличка советских времен указывает на сие историческое событие.
Сегодня Кавказ очень хочет быть центром международного туризма. Разрабатываются современные проекты, строятся комфортабельные отели, прокладываются заманчивые маршруты. А Северная Осетия имеет все шансы быть ещё и культурной столицей региона. Недавно прошедший международный фестиваль «Мариинский–Владикавказ» под патронатом маэстро Валерия Гергиева — яркое тому подтверждение.
Сегодня Кавказ мирный, толерантный, дружеский и очень гостеприимный. Он ждёт гостей со всего мира, ему есть чем гордиться и есть что показать. Воздушные гавани первыми встречают друзей и как бы задают вектор организации досуга, придают настроению особый оттенок. Аэропорт имени Евгения Вахтангова. Название благородно звучит и тут же вовлекает всех прибывших в культурную орбиту дней минувших и дней сегодняшних, где славное прошлое идёт рука об руку с настоящим и будущим.
Тамара БУНТУРИ