Наверх
Подписаться
1868
Газета основана
1(13) января 1868 года.
Издание возрождено
в 2010 году.
Регистрация
Электронная версия газеты на pressa.ru
События

Помнить Коста

1 апреля — печальная для всего осетинского народа дата — День памяти Коста. В этот день перестало биться сердце великого поэта Коста Левановича Хетагурова. Осетинская культура понесла невосполнимую утрату. Но величие кавказского провидца осталось непревзойдённым. Спустя более ста лет, имя мессии Коста в списке выдающихся осетин по-прежнему продолжает занимать первое место.

 

На мой взгляд, кандидат исторических наук Хасанбек Чшиев высказал ряд справедливых мыслей. Уже скоро будет День памяти Коста. Будут цветы у подножия памятнику поэту на Театральной площади, будут венки у могилы поэта в ограде Осетинской церкви. У памятника на проспекте Мира могут быть пресловутые окурки и шелуха от семечек. Всё это красноречивее соцопросов показывает, что люди не признают за данной скульптурой того содержания, которое в неё пытаются искусственно втиснуть.

Во Владикавказе на проспекте Мира, в качестве подарка горожанам и гостям столицы республики, уже давно появилась бронзовая скульптура «Коста». Не являясь ни искусствоведом, ни специалистом по литературе конца XIX в. нач. XX в., и, разумеется, не претендуя на истину в этих дисциплинах, хочу выразить своё суждение по этому поводу, мнение рядового жителя Владикавказа. Оказалось, что это мнение совпадает с мнением большого числа моих друзей и знакомых, таких же простых горожан.

Смешанные чувства у меня вызывает скульптурная композиция «Коста», и, в первую очередь, место и форма её подачи горожанам и гостям столицы.

Возможно, я неправильно воспринимаю современные художественные концепции, это вполне может быть. Тем не менее, памятник вызывает негативные ассоциации. Возможно, это связано с тем, что я проучился в советской школе до 10-го класса включительно. Возможно, это связано с тем, что мне довелось после этого ещё 5 лет отучиться в вузе, и в течение этого времени, а также и потом, много читать Коста и о Коста. Возможно, моё субъективное восприятие связано с этим, и в этом вся беда. Но, как бы то ни было, последняя скульптурная композиция непроизвольно вызвала у меня несколько вопросов.

Оговорюсь заранее, что у меня нет негативного отношения к скульптору — автору произведения. Художник, как творческая натура, может видеть жизнь через разные призмы, и заслуженный, именитый автор имеет право отразить в металле личное, прочувствованное им самим отношение к такой сложной и многогранной исторической фигуре, как Коста. Однако место и форма «подачи» Коста народу вызывает неоднозначные чувства, которые и послужили причиной этого высказывания.

1. Памятник классику, основоположнику осетинской литературы и литературного языка.

К.Л. Хетагуров — основоположник осетинской литературы, первый профессиональный осетинский поэт и художник, один из основоположников осетинской живописи, драматург, блестящий журналист, публицист, этнограф и т.д. Т.е., человек, сделавший для осетинского народа, его культуры, литературы то же, что сделал Гёте для Германии и Пушкин для России. При всём при этом памятник Коста на проспекте представляет собой маломерную композицию «а-ля реалити» — поэт изображён сидящим на «обычной» скамейке, «на уровне асфальта», мусорных бачков, окурков у самых его ног, банок пива, и нас с вами, уважаемые читатели.

2. Коста, как воин.

В восточной философии есть понятие о трёх путях, которые могут привести земного человека к Богу и, соответственно, к бессмертию: путь воина, который усердно самосовершенствовался в военном деле, честно сражался и при необходимости погибал в бою. Путь религиозного деятеля — монаха или священника (сюда же относились и философы) — т.е. «те, кто познаёт», и — путь творцов. Путь, по которому идёт поэт, художник, писатель, идёт, неся и создавая творческую гармонию — логос. На мой субъективный взгляд, Коста прошёл два пути: творца-поэта и воина, солдата, который не только умело и стойко сражался на своём пути, но и победил. И не надо представлять его пораженцем.

У Коста не было тех условий жизни, что были у Гёте и Пушкина, ему пришлось не только пробиваться всю жизнь, но и при этом успевать и иметь мужество творить. Да, он прожил тяжёлую жизнь, и конец её был трагичен. Была болезнь, связанные с этим тяжёлые последствия и т.д. Но всё, что ему надо было сделать для победы на своём «пути», он, несмотря ни на что, сумел сделать до того, как погиб.

 

3. Охрана памятника и охрана памяти.

Некоторые вопросы вызывает и охрана памятника, точнее её отсутствие. Если это шедевр современного искусства, как нас убеждают статьи и репортажи в прессе — то наш долг обеспечить круглосуточную охрану такого ценного объекта. Не так ли? Таким образом, с момента установки шедевра он становится частью нашего культурного наследия. И теперь, если ему будет нанесён урон, то, получается, виноваты службы, не обеспечившие охрану культурного наследия РСО-А. А охрану обеспечить надо. Есть бродячие (ох, простите за оговорку), точнее, — культурно отдыхающие после тяжёлых физических, умственных и нравственных трудов тинэйджеры и молодые люди. И эта, перемещающаяся по проспекту, причём не только днём, но и вечером, молодёжь часто ведёт себя с этим памятником, так как мы это уже знаем. Недавно в Моздокском районе был совершён акт вандализма по отношению к памятнику погибшим в Великой Отечественной войне. Если не пожалели мемориал, то и здесь всякое может быть, не так ли?

 

P.S. От себя лично и от имени своих друзей и коллег, тоже рядовых горожан, предлагаю открыто обсудить вышеназванные вопросы, а также перенести памятник за ограду Дома-музея К.Л. Хетагурова, в чудесный зелёный дворик.

Прошу прощения у читателей за повтор, но, возможно, моё видение проблемы ошибочно и никакой проблемы вообще нет. И на самом деле малая скульптура соответствует всем критериям и стоит там, где надо. Буду благодарен специалистам-литературоведам и искусствоведам за объяснение: как же всё обстоит с их точки зрения?

РегионыВся Россия
Print
Автор статьи: Константин РУБАЕВ
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Категории: Портрет, Память, РепликаКоличество просмотров: 999

Теги:

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x
150 лет
со дня выхода
первого номера газеты
ISSN 2223-0424
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Copyright © Медиагруппа "Терские ведомости", 2014-2024
Карта сайта Разработка сайта «Expasys»