Кавказ ещё много веков назад называли «перекрёстком цивилизаций». Здесь сошлись торговые пути в страны Восточной Европы, Средиземноморья, Ближнего и Дальнего Востока, Среднюю Азию, что обогатило искусство и традиции местных народов.
Говорили, что тут «Восток встречался с Западом, а Север — с Югом». И поэтому у коренного населения можно увидеть множество черт, заимствованных у греков, римлян, арабов, персов, турок и других народов.
Всё органично, как писал М. Волошин, «вошли и расплавились на местной почве». В этой плавильне побывали и детали костюма, и искусство обработки металлов, и оружейное дело, и даже некоторые из принятых на Кавказе типов жилища.
Интересно обратиться к истокам, в прошлое. Вспомнить историю своих предков, как они жили, чем занимались, чем дышали. С давних пор у народов Кавказа было широко развито домашнее производство. Некоторые образцы таких изделий часто называют произведениями искусства. Среди них и дагестанские «испикские» блюда, и получившие всемирное признание армянские и азербайджанские ковры, знаменитые «кайтагские вышивки», пополнившие фонды европейских музеев.
В середине XIX века Александр Дюма писал: «На здешних базарах всё производится и продаётся». И далее: «Три самых великолепных базара, какие я когда-либо видал, дербентский, бакинский и нухинский, даже тифлисский во многом уступает. К базарам сходится сеть торговых улиц. Каждая такая улица имеет как бы свою специализацию, я назвал бы их улицей серебряников, оружейников, скорняков, медников, портных, сапожников. Внешняя сторона всех лавок открыта, мастера работают на виду у прохожих, а те, которые имели бы секреты какого-либо искусства, были бы очень несчастны на Востоке. Нет ничего любопытнее, чем путешествовать по этим улицам, чужеземцу это не надоедает. Я ходил туда почти ежедневно».
Ещё у историков античного периода — Геродота, Ксенофонта, Страбона, Плиния — встречаются упоминания о применении ковровых изделий в домашнем быту кавказских народов. Уже тогда ковры представляли собой художественную ценность, являлись интереснейшим видом народного творчества. Ковры украшали не только интерьер дома, но также культовые и общественные постройки. Великое множество мелких изделий предназначалось для разных нужд в повседневной жизни. Поначалу ковровые изделия были необходимой частью бытовой культуры кочевых и полукочевых народов Кавказа, а позднее — распространились и на земледельческих территориях.
Изделия делились на ворсовые и безворсовые. Каждый тип имел определённое количество вариантов, различавшихся прежде всего техникой исполнения. Именно мастерицы Армении, Азербайджана и Южного Дагестана (лезгины) смогли довести ворсовое ковроткачество до уровня настоящего искусства. У лезгин даже бытовала пословица: «Если много девочек, то семья будет богата коврами».
На заказ ткались образцы, которые до сих пор хранятся в различных музеях мира. Рисунки обычно создавались специально для каждого изделия, но иногда переносились с более ранних, особо интересных вариантов. Недаром говорят, что в старину по расположению и сочетанию элементов орнамента можно было составить целый рассказ.
Интересно также обратиться к изделиям из войлока. Войлок — один из древнейших материалов, созданных человеком. Это первая нетканная шерстяная ткань. Возможности войлока велики. Его употребляли и как «строительный материал» при сборке юрты кочевника, и при изготовлении одежды, совмещающей защиту от холода, дождя и даже жары. В переносном жилище изделия из войлока заменяли домашнюю мебель и служили утварью (как, например, подвесные мешки разной формы и величины для хранения посуды). Наиболее парадным вариантом декорировки считается нашивание на заготовку аппликаций из ткани, войлока или кожи, а также мозаика (иначе — инкрустация), когда два разноцветных войлока накладываются один на другой, по кальке вырезается рисунок и верхняя узорчатая часть вшивается по вырезанному контору в нижнюю, а линии швов закрываются прошитым шнуром или тесьмой. На Кавказе технику аппликации чаще других использовали кумыки, чеченцы, ингуши, аварцы. Войлоки в основном бывали двух-или трёхцветные. У кумыков и аварцев они назывались арба-баш (буквально — «голова арбы». т.к. этими войлоками накрывали арбу). Нельзя и забывать о национальных вышивках. В Дагестане в местностях Кайтаг и Акуши до XIX века производились получившие мировую известность, как кайтагские, вышивки, которые имели ритуальное назначение и передавались по наследству по мужской линии. Эти вышивки употреблялись в различных обрядах и как обереги дома и членов семьи. Перед приходом гостей «от сглаза» накрывали люльку с младенцем, предварительно перевернув вышивку наизнанку. В Азербайджане прославился совершенно особый вид вышивок, известных, как посольские скатерти, которые преподносились в дар заморским гостям в особо торжественных случаях. Центром их изготовления был город Нуха, а исполнителями — исключительно мужчины. После революции под влиянием веяний новой эпохи женщины-вышивальщицы стали создавать «сюжетные вышивки», на которых встречались собрание в колхозе, появление на полях первого трактора.
Шитьё золотом также представляет собой важную часть культурного наследия народов Кавказа. Эта техника достигла наибольшего расцвета в XVIII веке. Кроме украшения деталей мужского и женского костюма, «золотом» оформляли и бытовые вещи, и предметы культового назначения. Горянки говорили, что в жилище, куда дневной свет часто проникает только через открытую дверь, при свете лучины или от бликов огня горящих каминных поленьев оживает всё украшенное золотым шитьём убранство дома. Девочек из разных семей с раннего детства начинали обучать искусству шитья золотом, куда входило и обязательное умение ткать галунную тесьму и изготовление басонных изделий-кистей, шариков, шнурков.
На Северном Кавказе в этом виде изделий мастерство достигало такой степени совершенства, что узоры казались не вышитыми, а сотканными из тончайших золотых паутинок. Это была весьма кропотливая работа, требующая ювелирной точности, на одну вещь могли уходить иногда целые месяцы труда. Готовую вышивку лощили кабаньим клыком или костяной «гладилкой», а с изнанки для придания ей жёсткой формы промазывали клеем. Иногда вышивали только отдельные элементы, которые потом годами ждали своей очереди в сундуках. Платье или головной убор хозяйки дома, украшенные таким шитьём, надевались к особо торжественному случаю. В Азербайджане золотым шитьём также, как и вышивкой шёлком, издревле профессионально занимались мужчины. На заказ они могли расшить весь сложный набор приданого невесты.
Кавказ невозможно представить без изысканных ювелирных украшений. Многообразие различных техник ювелирного производства было тесно связано с широким распространением оружейного дела. Драгоценные металлы играли значимую роль как в отделке деталей костюма, так и в качестве самостоятельных украшений. Условно все женские украшения по их узкому назначению и способу ношения можно разделить на головные. Шейные, нагрудные, поясные и украшения для рук. Все они в основном изготовлялись из серебра. Реже из золота, и бережно хранились в семье, передаваясь по наследству по женской линии.
В Дагестане до наших дней дошли традиционные в женском костюме височные подвески. Нередко это были парные незамкнутые кольца, с одной стороны заканчивающиеся петлёй. Внутри кольца части припаивалось фигурное изображение птицы или символического знака в виде розетки. По размеру подвески можно было определить возраст её обладательницы: молодые носили самые крупные, а дети и старухи — небольшие. Главным украшением, придающим особую стройность и мужской, и женской фигуре, был пояс, издревле наделявшийся магической охранной силой. Пояса, обычно серебряные, выполняли опытные мастера, ставившие на каждом изделии своё клеймо.
Многие считают, что прототипом серебряного пояса послужил древний кожаный ремень, украшенный металлическими бляшками разной формы и застёгивавшийся на большую фигурную пряжку. В современном мире на Северном Кавказе встречаются пояса, у которых передняя часть цельнометаллическая, в виде полуовала, а заднюю представляет кожаный ремень.
В Армении и Грузии наиболее широко распространились пояса, имеющие общее название «кямар». Они обычно составлялись из прямоугольных фигурных серебряных сегментов, нанизанных на тонкий кожаный ремешок. Каждый ремесленный центр обязательно отличался своими характерными вариантами.
Завершая этот небольшой экскурс в прошлое, хотелось бы отметить, что Кавказ — один из самых ранних центров человеческой цивилизации. Археологические раскопки позволяют современному обществу познать необычайный и интересный мир наших предков, познакомиться с памятниками материальной культуры. Традиционные ремёсла народов Северного Кавказа могут послужить необычайным источником вдохновения для многих современных умельцев.
Анна БУЛАХ