Наверх
Подписаться
1868
Газета основана
1(13) января 1868 года.
Издание возрождено
в 2010 году.
Регистрация
Электронная версия газеты на pressa.ru
События

Шолом, Владикавказ!

В 1784 г. у входа в Дарьяльское ущелье Россия заложила прекрасную крепость, как южный форпост Отечества, которая впоследствии стала городом Владикавказ. Первые европейские евреи, селившиеся здесь согласно указу Александра I от 1804 г., были ремесленниками — эполетчики, чемоданщики, портные, ювелиры, сапожники, часовых дел мастера, шапочники. Их число росло так быстро, что в 1825 г. министр финансов России Егор Канкрин настоял на запрещении евреям проживать в этих краях. В 1827 г., по предписанию из Петербурга, евреи были выселены из Владикавказа.

 

Это повлекло за собой резкое подорожание предметов ремесленного производства и вызвало недовольство у местного населения, поэтому, когда в 1831 г. евреи вновь появились во Владикавказе, здешние власти оказали им покровительство. В 1835 г. вновь было издано положение, согласно которому евреям запрещалось жить на Кавказе. Их выселили из Терской области, исключение составили евреи-ремесленники. Главнокомандующий Кавказской линии лично заступился тогда за выселенных евреев. Лишь в 1837 г. евреи вновь были возвращены во Владикавказ и приписаны к мещанскому сословию. 

После принятия Указа императора Николая I от 23 августа  1827 г. о призыве евреев на воинскую службу в качестве рекрутов (до этого служить в армии им не разрешалось), в крепости Владикавказ в егерских полках появились евреи, которые вместе с русскими солдатами в полной мере несли все тяготы воинской службы. В 1865 г. император Александр II издал Указ, согласно которому отставные нижние воинские чины (офицерские звания иудеям присваивать было запрещено), отслужившие в армии 25 лет, имели право селиться вне черты еврейской оседлости. Так к владикавказским евреям-ремесленникам добавились и отставные солдаты. Позже селились в городе учёные, врачи, механики, мастера, раввины и их помощники, а также купцы 1-й гильдии. 

Наиболее ранние статистические данные о количестве евреев, проживающих во Владикавказе, относятся к 1869 г. К этому времени в городе проживало 90 человек, из них: 66 мужчин и 24 женщины. Известными купцами были С.Л. и Н. А. Рабиновичи, М.И. и И.И. Пенкновичи, М.А. и Ш.А. Тененбаумы, И.И. Керштейн, И.Е. Брик, Г.И. Исакович, С.В. Нитабух (арендатор Терских войсковых нефтяных источников), И.М. и A.M. Резаковы, Л.Л. Аптекман, А. Гандшер, Г.Н. Гашелин, В.Н. Лидский, Б.С. и З.Г. Сегали. Сегалю и сыновьям принадлежал шикарный торговый дом на Александровском проспекте, электротипографии, фабрика конторских книг, переплётная, а также размещавшийся в здании на углу улицы Базарной и Александровского проспекта театр «Модерн».

На Александровском проспекте магазинами владели С.М. Цизин, М.М. Ройхель, И.М. Ладыженский, И.Я. Бернштейн, С.З. Позин, Г. Нейдлингер, Ф.В. Киндль, И.З. Позин, А.Я. Тарноградский и др. Во всей Терской области была хорошо известна продукция, производившаяся на Владикавказском водочно-ликёрном заводе Резакова, на заводе искусственных минеральных и фруктовых вод Э.А. Штебера, на кожевенном заводе Д.И. Роткина. В Музее минеральных вод г. Кисловодска до сих пор экспонируется бутылка минеральной воды с фамилией одного из владикавказских евреев, мецената того времени Михаила Резакова. Заметный след оставили евреи в области медицины и фармакологии. Врачи, специалисты по внутренним болезням — М.С. Гринфельд, Я.А. Рискин,Л.А. Савальской, В.С. Минц, Л.В. Бессер, Я.Л. Рабинович,В.А. Тарноградский; невропатолог — А.Я. Шмиргельд; акушерка — Р.С. Минц; окулист — Я.В. Бершанская; дантисты — П. Перлштейн, М. Резакова. Репутация высокопрофессионального медицинского учреждения была у лечебницы и электросветоводолечебного института (доктор — К.А. Исакович). Во Владикавказе были хорошо известны аптеки Штебера, Левандовского, Шика, Мейера, Бендета и Цырлина, а также аптекарские магазины Маха, Зейделя, Вилямовича, Рискина. 

В разное время во Владикавказе были открыты 4 синагоги. Первый иудейский молитвенный дом был построен в 1865 г. силами еврейской общины на ул. Садовой (Серобабова). Возглавил его Мейер Каменицер, старостой был Яков Радовильский, казначеем отставной унтер-офицер Янкель Зактрегер.

Молитвенная школа для нижних воинских чинов, была открыта в 1863 г. В нее ходили молиться более 200 военнослужащих. Какое-то время действовал молитвенный дом для евреев-ремесленников. Действовала и синагога-часовня при еврейском кладбище, которую построил купец 1-й гильдии Лодыженский в память о своей дочери. До наших дней сохранился красивый памятник, установленный на могиле.

Первым председателем «Шолом» был избран Ефим Львович Эйдельман, его заместителем — Марк Борисович Петрушанский. Спустя время Эйдельман, немало сделавший для организации в период её становления, с семьей эмигрировал в Канаду. С 1992 г. по 2018 г. «Шолом» возглавлял М.Б. Петрушанский. 

Помещение общества украшает галерея фотопортретов знаменитых земляков под названием «Гордимся и помним». Политические деятели и учёные, врачи, артисты, музыканты — все те, кто внёс свой весомый вклад в развитие родного края. Члены еврейского общества принимают самое активное участие во всех культурных мероприятиях города, в тесном контакте работают с Министерством РСО-А по вопросам национальных отношений, с национально-культурными центрами. В радости и в беде «Шолом» всегда вместе с другими народами Северной Осетии. Община входит в движение «Наша Осетия».

В обществе «Шолом» успешно работают образовательные, гуманитарные, детские, молодёжные, ветеранские и другие программы. С 2005 г. действует детская программа, по которой взяты на учёт все дети до 15 лет. В рамках этой программы оказывается помощь малообеспеченным семьям лекарствами, школьными принадлежностями. По программе общества «Одарённые дети» выявляются дети, проявившие свои способности в различных областях знаний и творчества. «Шолом» завоевал свой авторитет активной общественной деятельностью и в республике, и в России. Еврейская община вместе со всем многонациональным народом переживала трагические события начала 90-х годов. В дни ингушско-осетинского конфликта в рядах защитников Осетии с оружием в руках были и представители еврейского народа, многие сдавали кровь раненым, медики героически боролись за жизнь и здоровье бойцов, община собирала деньги и продовольствие для защитников Осетии, активисты общества разъяснили суть конфликта и влияли на общественное мнение в стране и за рубежом.

Делегация общества «Шолом», вместе с представителями других центров, принимала участие в первых переговорах с ингушской стороной в декабре 1992 г. Особое слово нужно сказать о настоящем подвижнике и энтузиасте Марке Петрушанском. Марк Борисович вполне заслуженно стал кавалером медали «Во славу Осетии». Он один из первых награждён орденом Дружбы Южной Осетии. В 2008 г. М.Б. Петрушанский за организацию гуманитарных действий во время войны на Кавказе Федерацией еврейских общин России был удостоен высокого звания «Человек года» в номинации «Общинная жизнь». Показательно, что руководитель одной из самых активных еврейских общин страны номинировался в этой области безальтернативно.

А до этого был Беслан. Владикавказская еврейская община одной из первых отозвалась на страшную трагедию. Весь еврейский мир пришёл на помощь Беслану. И помощь эта — еврейских организаций России, Израиля и других стран — шла через общество «Шолом»: медикаменты, перевязочные материалы, силиконовые плёнки для лечения рубцов, уникальный лазерный аппарат... Многие из пострадавших семей получили бытовую технику и прямую финансовую помощь. Из Израиля на самолёте были доставлены цветы. Ими усыпали школьный двор, а к каждой розе была прикреплена бумажечка с надписью «Скорбим вместе с вами». Активную помощь оказывали психологи из Израиля. У общества установились хорошие контакты с еврейскими общинами Нальчика, Пятигорска, Ростова, Махачкалы, с еврейским агентством в России, с американской благотворительной еврейской организацией «Джойнт». При обществе действует служба «Хэсэд» («Милосердие»), которая помогает пенсионерам и одиноким, людям с низкими доходами.

Благотворительность у «Шолома» и сейчас является приоритетным направлением деятельности. Значителен вклад евреев в развитие современной науки, культуры, промышленности, образования Северной Осетии. Многим знакомы имена таких специалистов-профессионалов, как: экономиста-финансиста Л. Кесельбренера; ведущего инженера «Баспик» Ю. Пергаменцева и многих других. 

С 1989 г. из республики выехало более 800 человек, но, как ни странно, число членов общества не уменьшается. Это происходит за счёт тех евреев, кто в прежние годы по различным причинам скрывал свою национальность, а теперь решил вернуться к своим корням. Кроме того, общество растёт и за счёт детей от смешанных браков и членов их семей. «Шолом» насчитывает сегодня более полутора тысяч членов. У еврейского народа, как и у всех, своя самобытная культура, которую он не только не растерял на шумных ветрах истории, но и обогатил новыми красками и оттенками культур тех народов, среди которых он жил и живёт. И хотя представителей этого народа осталось немного, они служат во благо Осетии, внося серьёзный вклад в процесс формирования полиэтнического гражданского общества, опирающегося на принципы демократии, равноправия, социальной консолидации.

РегионыВся Россия
Print
Автор статьи: Андрей ДОНЧЕНКО
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Категории: ОбществоКоличество просмотров: 1360

Теги:

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x
150 лет
со дня выхода
первого номера газеты
ISSN 2223-0424
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Copyright © Медиагруппа "Терские ведомости", 2014-2024
Карта сайта Разработка сайта «Expasys»