В начале прошлого века при строительстве этого моста в Осетии впервые был использован железобетон. Это один из памятников целого архитектурного ансамбля, который тоже подвластен времени и что с ним будет завтра никто не берётся предсказать.
Об истории этого объекта немало написано, в том числе известным архитектором Сосланом Цаллаговым.
Владикавказ — восьмой город в России, освоивший электрическое трамвайное движение. В самом начале ХХ века (6 августа 1904 г.) бельгийская компания в лице своего агента и директора «анонимного общества» Луи Перро открыла в г. Владикавказе трамвайное движение по узкой колее по двум маршрутам. Первый маршрут шёл от железнодорожного вокзала до кадетского корпуса через так называемый чугунный мост. Второй маршрут шёл по нынешней ул. Маркса через Терек, далее по нынешней ул. Маркуса до теперешней Первой городской больницы. Вот для второго маршрута и потребовался надёжный мост. Так как на Западе уже широко применялся железобетон, то бельгийская компания решила строить мост из железобетона. В России железобетон делал свои первые робкие шаги. Через Терек был построен железобетонный трёхпролётный мост длиной 80 метров, при длине каждого пролёта 22,3 м. Как свидетельствует видный русский мостостроитель Поригорий, это был первый железобетонный мост в России, тем более такой смелой конструкции и такого пролёта. Мост упоминается в отечественных учебниках по мостостроению как образец технического совершенства конструкций мостов того времени. Именовался он трёхпролётным железобетонным мостом со сплошными стенками.
В тридцатые годы после реконструкции трамвайных сетей мост перестал использоваться по назначению, он стал пешеходным. Мост является памятником инженерного искусства города Владикавказа. В настоящее время конструкции моста требуют ремонтно-реставрационных работ, в составе которых необходимо предусмотреть демонтаж и перенос прикреплённых к конструкции моста коммуникаций, исказивших первоначальный вид памятника, производство работ по благоустройству прилегающих территорий с правой и левой сторон моста, установку мемориальных досок.
По информации Сослана Цаллагова, на сегодняшний день мост находится на консервации и ждёт лучших времён, когда найдутся средства и специалисты соответствующей квалификации приведут его в первозданный вид. Так же он отметил, что мост уже привлекал внимание иногородних мастеров, но это, по словам архитектора, были не реставраторы, а специалисты в области строительства объектов транспорта. Здесь нужны специалисты в области реставрации, потому что предлагалось мост снести до основания и построить новый по эскизам и чертежам. Но не реставрация, а новодел.
В тоже время в Союз архитекторов были представлены расчёты с проектами и чертежами сотрудники архитектурно-строительного факультета СКГМИ. Они были переданы в АМС г. Владикавказа.
Представитель Комитета по охране объектов культурного наследия Людмила Чехоева рассчитывает на спонсорскую помощь. Только привлечение немалых средств сможет спасти этот объект с более чем вековой историей и сохранить его для будущих поколений в первозданном виде.
Арсен ДРЯЕВ
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |