Эта фраза может предварять деятельность Российского фонда культуры, отметившего 25-летний юбилей в прошлом году.
Советский фонд культуры был учреждён 12 ноября 1986 года как общественное объединение. Первыми учредителями выступили более 50 творческих союзов, различных организаций РФ и союзных республик. «Для содействия более полному и глубокому освоению советскими людьми богатств отечественной и мировой культуры», сказано в уставе. Его первым председателем стал академик Академии наук СССР, литературовед Дмитрий Лихачёв. Советский фонд культуры действовал на всей территории СССР и за рубежом, как единый орган, а его членами становились выдающиеся деятели культуры страны. СФК в период 1986-1991 гг. направил на культурную деятельность средства, эквивалентные сумме 100 млн долларов.
А 19 ноября 1987 года в зале Республиканской научной библиотеки Северной Осетии была проведена Учредительная конференция по созданию Северо-Осетинского отделения фонда культуры. Председателем президиума правления фонда был избран Народный артист СССР Николай Саламов, а заместителем стала Гюль Федосеева, заместитель генерального директора Объединённого музея и идейный вдохновитель многих значительных начинаний фонда.
Помимо общесоюзных, были обозначены республиканские программы фонда. Источником его средств были добровольные пожертвования граждан и организаций. Появились конкретные цели и первые активисты. Для создания музея истории Владикавказа на базе существовавшего музея С.М. Кирова и Г.К. Орджоникидзе стали собирать материалы и пожертвования. Было немало дарителей исторических материалов, документов, художественных произведений: художники, историки, фотографы, а также и те, кто занялся этим профессионально. И работа потекла…
Например, специальную программу по подготовке исторических материалов по зданиям, сооружениям и интересным людям вела активист Фонда культуры Людмила Габоева. Работая в лаборатории памятников археологии, истории и культуры, она выявила и задокументировала более 200 памятников. Впрочем, подробная информация по всему спектру деятельности Северо-Осетинского фонда культуры изложена в одноимённом сборнике, составленном Г.Ф. Федосеевой; которая сама стоит солидного издания.
– Одной из первых крупных находок моей предшественницы, – вспоминает директор Северо-Осетинского филиала Фонда культуры РФ, профессор архитектуры СКГМИ, лауреат премии им. М. Камбердиева, Заслуженный деятель культуры РФ Сослан Цаллагов, – являлось обнаружение, анализ и переиздание в 1991 году научно-популярного журнала Комитета осетиноведения, выходившего при Европейском центре Н.К. Рериха под редакцией Дзамболата Дзанти в 1933 году в Париже. Кстати, безвозмездный дар семьи Варсано Фонду культуры. В бытность Гюль Фёдоровны было издано немало серий открыток и буклеты с изображением старого города. Ей удалось отыскать и реанимировать старый герб нашего города, который сейчас общепризнан. Часть своего архива Федосеева передала в дар Центральному государственному архиву Северной Осетии.
– Сослан Фёдорович, фонд, как известно, является мощным подспорьем в освоении культурного пространства республики и его наследия, но, тем не менее, наверное, есть и невосполнимые утраты?
– Моя основная боль – памятники истории и архитектуры Осетии, в особенности старый центр Владикавказа, постепенно утрачивающий былое величие форм и его лепной декор, эркеры, навершия, дымники. Многим из этих лепных элементов далеко за 100 лет, что говорит о высоких прочностных качествах.
На сегодняшний день из-за ненадлежащего обращения собственников и недостаточной правовой базы охраняемых объектов доля утрат приближается к 1/3 от общего числа архитектурных единиц. Сюда же входят объекты, полностью стёртые с лица земли, как, например, здание бывшего Персидского консульства по улице М. Горького (в наши дни – здание военкомата). Это свежий пример. В этом смысле самыми «урожайными» были 20-30-е гг. XX века. Храмовая культура была почти утеряна! Кстати, нами было предложено на местах утраченных культовых сооружений города размещать памятные знаки и мемориальные доски.
– Почему мы наблюдаем это варварство?
– С одной стороны, идёт смешение стилей. «Сталинский ампир», например, пришёл на смену модернизму и эклектике – не отрицая их, а дополняя, впоследствии превратившись в советскую классику. Сегодня же, наоборот, идёт размывание стилей. Еле-еле отошли от «хрущёвок» и метнулись к авангарду, не поняв его до конца. С другой стороны, культурный нигилизм: тогда и сейчас! Владикавказ, в принципе, был подарен осетинам! В таком городе, как наш, всё-таки есть, на что равняться. Если нет настроя на шедевр, то хотя бы не следует калечить среду.
– Как возник замысел реконструкции исторического центра?
– Сама идея реконструкции возникла в стенах НИИ теории и истории архитектуры с подачи видного российского архитектора, доктора наук, профессора А.Э. Гутнова, разработавшего, в том числе, проект старого Арбата в г. Москве в начале 1980-х. Была принята федеральная целевая программа «Восстановление исторической части г. Владикавказа, как историко-архитектурного памятника на Северном Кавказе». Фондом культуры был составлен полный перечень всех исторических наименований улиц с момента основания города. Подготовлен памятный альбом «Владикавказ в изображении на дореволюционных открытках» и т.д. Нашлось немало единомышленников и просто сочувствующих этим перестроечным веяниям.
– Наверное, есть определённые закономерности культурного развития?
– Фонд культуры ещё ждёт своего пытливого и неординарного исследователя для дальнейшей систематизации накопленного потенциала. Это процесс многоступенчатый, и состоит в том, чтобы готовить почву для новых открытий. Во всяком случае, в сфере реставрации у нас практикуются молодые ищущие специалисты.
– Ваша организация объединяет увлечённых, талантливых людей из разных областей искусства, науки и культуры, работающих по большей части безвозмездно. Что же даёт дополнительный импульс?
– Ну, во-первых, желание быть достойными Фонда культуры и его миссии, вопреки всему. Активист фонда априори упрямый эстет.
– Ваше появление в стенах Фонда культуры было не случайным?
– Я жил своей профессией, строил перспективы. Изучал архитектуру и историю Северной Осетии, знакомился с современными наработками крупных специалистов, в том числе моих славных предшественников и современников – А. Бтемирова, Т. Бутаевой и других. И вот на одной из своих выставок меня представили Гюль Фёдоровне Федосеевой, статной строгой женщине, в прошлом заместителю министра культуры СО АССР. Мы разговорились о различных деталях экспозиции. И потом я обнаружил её заинтересованную статью о моей работе в российском журнале «Наше наследие», затем ещё. Пришло понимание самореализации на качественно новой основе.
– «Спасти и сохранить» – название одной из последних ваших выставок. О чём она повествует?
– Это критический взгляд на состояние памятников истории и архитектуры, степень их здоровья, и предлагаемая терапия, образно говоря.
– А что же всё-таки удалось сделать на «общественных началах»?
– Из наиболее удачных проектов:
– помощь в восстановлении первозданного облика дома барона Штейнгеля в ЦПКиО им. К. Хетагурова;
– деятельное участие в восстановлении древнего исторического комплекса «Городок мёртвых»;
– проект восстановления особняка Оганова – ныне Художественный музей им. Туганова – был отмечен дипломом международного фестиваля «Зодчество-2003» в номинации «Лучший объект реставрации»;
– дом-музей Коста Хетагурова по улице Бутырина, бывшей Воронцовской – реставрация фасада, забора и беседки;
– сбор архивного и проектного материала для воссоздания памятника деревянного зодчества «Реком», и тоже диплом;
– создали генплан и осуществили посадку здания Дигорской церкви Рождества Богородицы;
– большое эстетическое наслаждение от работы над маленьким шедевром города – памятником зодчества, домом прославленного архитектора Шмидта, ныне Музеем театрального искусства РСО-А, построенном в 1907 году. Сохранились уникальная водонапорная башня и система отопления, сконструированная самим мастером. Это здание долгие годы принадлежало разным организациям, затем вновь стало жилым. Мы постарались его максимально приблизить к авторскому варианту.
– Сослан Фёдорович, а есть ли критические замечания?
– Чувство незаконченности оставляет здание Алагирского собора Вознесения Господня. Видите ли, профессионализм – великое дело. Фонд культуры давно ставит вопрос о создании в республике реставрационных мастерских. Силами одиночек дело не поправишь. Пока реставрируем с помощью талантливых столичных специалистов.
– Ну и, наверное, солидное число проектов готово к исполнению?
– Выполнены проекты реконструкции здания «Общества взаимного кредита» – ныне Совет ветеранов и магазин «Солнечный». Разработаны предложения по восстановлению утраченных фрагментов архитектуры: парадные входы, оконные рамы, детали лепки.
– Не так давно вашей мастерской были осуществлены заказы АМС г. Владикавказа по созданию колористических паспортов исторических зданий. Это ведь тоже из числа акций Фонда культуры?
– Да, действительно, с моим коллегой по Фонду культуры художником-оформителем Валерием Кокаевым выполняли проектные предложения по колористическим решениям многих фасадов памятников архитектуры, в т.ч. конечно на безвозмездной основе. Ряд объектов по Александровскому проспекту уже воплощены (район бывшего кинотеатра «Родина», здание Русского театра и т.д.).
– Какие ещё силы вовлекаете в свою деятельность?
– Совместно со студентами СКГМИ, Художественного училища и Института моды в рамках их летней практики проводились фотофиксация и обмеры зданий. Завершилась выставкой их работ в стенах республиканской юношеской библиотеки, где были представлены макеты и зарисовки исторических зданий города.
– Кого бы вы могли назвать «локомотивом» в определённые этапы деятельности фонда? Кто более всего работал над устранением «белых пятен» и вообще вам полезен?
– Такие люди есть, были и, наверное, будут ещё в длинной череде активистов и вдохновителей культурного строительства республики! Нельзя не упомянуть имя члена Международной Лиги защиты культуры Фаризы Борисовны Дзасоховой – человека последовательного, делового и неравнодушного, с помощью которой была организована реставрация ценнейших памятников истории республики. Она являлась одним из конечных звеньев в цепи осуществления проектов по признанию г. Владикавказа Городом воинской славы.
А для получения им статуса исторического города был собран большой материал, в том числе исторические справки по зданиям города – заслуга замечательного архитектора Владимира Хурумова. Интеллигентнейший Таймураз Петрович Плиев, вдохновенный учёный-фольклорист, историк древних поселений, ведущий познавательных программ. Сбором и классификацией информации о состоянии художественных памятников занимается художник Валерий Дзуцев, а его брат – известный журналист, знаток владикавказских старинных хроник, автор ряда интересных изданий Владимир Дзуцев. Он ещё организатор клуба краеведов и ведущий курса обзорных лекций о прошлом города, которые проходят в новом помещении магазина «Книги», директор ТК «Владикавказ-ТВ». Это председатель правления Фонда культуры РСО-А Александр Кадыков, участник многих акций и автор справочника «Улицы, переулки, площади и проспекты г. Владикавказа».
Грамотами и благодарственными письмами отмечен ещё ряд авторитетных граждан города: это, прежде всего, Генри Измайлович Кусов, один из первых хроникёров Владикавказа, географ, пушкиновед, член президиума фонда, профессор, доктор исторических наук по теме «А.С. Пушкин и русско-кавказские историко-культурные связи», писатель-документалист, тележурналист, лауреат премии им. К. Хетагурова. Недавно наравне с соавторами – профессором Зинаидой Тедтоевой и библиографом Людмилой Хмелёвой, нашим давним другом, вдохновенным популяризатором художественного искусства выдающихся русских живописцев и других деятелей культуры, оставивших свой след в истории края в разное время, стал лауреатом всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2011 года – за справочное издание «Знаменитые люди на берегах Терека». Из этой же плеяды публицист, историк Терского казачества, автор ряда научно-популярных изданий Феликс Киреев – перспективный молодой учёный.
У нас много доброжелателей. Это и руководитель центра по связям с общественностью АМС Владикавказа Тамара Кайтукова, народный поэт Осетии Ирина Гуржибекова, коллективы Национального музея РСО-А и Юношеской библиотеки, её бывший директор Юрий Аркалов, коллектив ГТРК «Алания», коллеги-архитекторы и, прежде всего, – Руслан Аликов, известные журналисты Мадина Тезиева и Елена Коваленко, активный член Фонда культуры Николай Песьяков. Большую активную помощь оказывают фонду молодой одарённый скульптор Ибрагим Хаев, в прошлом фотохудожник Алексей Ващинин и фотооператор Евгений Усов, и многие другие.
Как говорится, «нас мало, но мы в тельняшках»!
– Недавно Вы стали ещё и обладателем медали «Владикавказ – город воинской славы», и это ведь неспроста?
– Да, действительно, битва за Владикавказ стала прелюдией к Сталинградскому сражению. Владикавказ оборонялся героически, и об этом написано немало книг. Были и другие стороны дела. Мы работали также с рассекреченными архивами НКВД и СМЕРШа, чтобы иметь более полное представление о происходившем здесь. Осетия много положила на алтарь победы большой страны, и городу вернули прежнее имя – Дзауджикау, в знак расположения. У нашей столицы появлялись новые перспективы.
Фонд культуры одним из первых поднял вопрос о придании «Владику» звания «Город воинской славы». Эту идею мы опубликовали в нескольких газетах, обращались в разные инстанции, в т.ч. АМС города, заручились поддержкой старейшего ветерана ВОВ Харитона Цаллагова. Затем был задействован президент РСО-А Александр Дзасохов, и он нам всячески помогал. Потом уже заработали архивариусы ЦГА Северной Осетии, историк Мария Бетоева, и готовый документ был передан в Аппарат Президента РФ.
Владикавказ стал в ряду пяти первых городов, удостоенных этого высокого звания.
– Стало доброй традицией Ваше ежегодное участие в современном архитектурном международном фестивале «Зодчество».
– Международный архитектурный фестиваль проводится в Москве Союзом архитекторов России с 1993 года, чтобы привлечь внимание, в том числе, к проблемам реконструкции исторических городов в условиях современной застройки. В 2003 г. – бронзовая награда за фильм «Архитектурная летопись Осетии»; в 2007 г. – золотой диплом за фильм «Особняк Оганова», снятый в содружестве с тележурналистом и искусствоведом Татьяной Остаевой; 2010 г. – 15-минутный документальный фильм «Владикавказ» (реж. Т. Туаева, Р. Гаспарянц, опер. М. Немысский); 2011 г. – фильм «Капли времени», о становлении архитектуры Владикавказа – от крепости до крупного городского образования, серебряный диплом (реж. Хаутова, опер. Немысский).
– Фундаментальным и безвозмездным трудом Вашим на поприще Фонда культуры стало ещё издание иллюстрированного справочника «Владикавказ – летопись в камне». Какие слагаемые легли в его основу?
– Это материалы десятков выставок-экспозиций, мои лекции, сотни публикаций в СМИ – словом то, из-за чего стоило жить и работать. Ну, конечно, и сам «Владик», обладающий уникальными визуальными качествами: великолепной панорамой с доминантой Столовой горы.
– Как ещё Вы мониторите культурное пространство?
– Некоммерческая организация РФК – одна из крупнейших, способствующих сохранению и развитию отечественной культуры. Занимается по мере возможностей меценатством. Ряд учащихся Лицея искусств, художественного и музыкальных училищ, детской архитектурной академии становились стипендиатами фонда, получая по 3 000 рублей в месяц.
– Сослан Фёдорович, что бы Вы могли пожелать молодому поколению и всем тем, кто выбирает жизненный путь?
– Хочу сказать моим студентам и молодёжи вообще: будьте очень разборчивы. Время тухлого постмодернизма уйдёт, не пораньтесь об его осколки! Общество очнётся рано или поздно. Вас ждут большие дела!
Зарема МАЙРАМУКОВА
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |