К сожалению, в жизни грустное и трагическое встречаются чаще, чем что-то хорошее, жизнеутверждающее. Не знаю, с чем это связано. То ли самой природой человеческого бытия так запрограммированно, то ли так уж устроен человек, что он по своему складу в большой степени фаталист. Вот и данная статья посвящена тяжёлой теме завершения жизни, которая в период «развитого социализма» считалась табуированной и в определённой мере закрытой.
Смертью и похоронами заканчивается любая человеческая жизнь. Это аксиома.
Другое дело, когда предание земле абсолютно не соответствует ни морали, ни религии, ни каким-нибудь нормам цивилизованного общества. В истории нашей страны был период, который принято, называть временем «большого террора», это 1937-38 годы ХХ века.
Наверное, ещё долго будут дискутировать и историки, и политики относительно конца 30-х – начала 50-х годов прошлого столетия. Наверное, ещё долго будет разделено общество на «красных и белых». Всё это будет.
Но ответит ли кто-нибудь на вопрос: как такое могло случиться, что в стране, которая возродилась из пепла, вместе с действительно отъявленными врагами были истреблены лучшие из лучших?
Как такое могло остаться незамеченным?
Чем провинился неграмотный горец на Кавказе и, в частности, в Осетии, который обрабатывал свой жалкий клочок земли? За какие злодеяния к нему прилепили ярлык «враг народа»? За что таких, как он, расстреливали?
Можно не заметить гибель десяти человек, ста человек, но когда счёт идёт на десятки и сотни тысяч, то тут, извините уже, надо быть полностью слепым или глухим, чтобы не знать об этом. Никакие политические, идеологические и иные причины не могут перевесить, во-первых: обоснованность репрессий, и во-вторых: слёзы и душевную боль сирот, оставшихся без кормильца. Это моё мнение, и оно касается большинства невиновных.
Из всех республик, краёв и областей бывшего СССР по числу репрессированных на душу населения Северная Осетия занимает одно из «почётных» мест.
Горга Арсагов. Это имя молодому поколению сегодня вряд ли о чём-нибудь говорит.
Цель данной статьи – показать образ этого выдающегося человека, который навечно остался в памяти осетинского народа.
…Высоко в горах Дигории, в селении Галиат, в семье бедняка Беппа Арсагова в 1895 году родился сын Горга. Учился он в местной церковно-приходской школе, где проявил большие способности. Его первым учителями были Харитон Гетоев и Михаил Гарданов.
По окончании Галиатской церковно-приходской школы Горга, как лучшего ученика, определили во Владикавказское реальное училище, которое он успешно окончил в 1916 году. Шла империалистическая война, Арсагова призвали на военную службу. Весть о свержении императора застала его в Петрограде. В мае 1917 года Арсагова командировали в Павловское училище прапорщиков. Со многими членами партии большевиков он принимал участие в разгроме корниловского мятежа.
Вскоре после разгрома Корнилова Арсагов переехал в г. Ростов-на-Дону, где был избран членом Ростовского военно-революционного комитета и вёл агитационную работу среди солдат Ростовского гарнизона. Храбро сражался с бандами Каледина, захватившего Ростов.
Перебравшись во Владикавказ, по поручению ЦК партии «Кермен» Арсагов отправляется в Дигорское ущелье, где создаёт партийные ячейки керменистов, поднимая горскую бедноту на борьбу за установление советской власти. Арсагов стал одним из активных членов партии «Кермен». На IV съезде народов Терской области, который состоялся в июле 1918 года, он познакомился с Г. Орджоникидзе.
В борьбе с бандами Деникина и Шкуро Горга Арсагов показал себя отважным бойцом революции и умелым организатором партизанского движения. В 1919 году по поручению Реввоенсовета партизан Горга со своими товарищами Х. Гуларовым, У. Кадзиевым, А. Хасцаевым и другими захватили штаб белогвардейцев, который был расположен в с. Аргудан. Во время обороны Дигорского ущелья в течение 100 дней Горга умело руководил своим отрядом, защищавшим участок обороны на Кавказском перевале (Хъивоны æфцæг).
В 1924 году Горга назначен начальником отдела Владикавказского ОГПУ. В годы коллективизации Горга – на должности председателя Дигорского горисполкома.
В 1930 году бюро Северо-Осетинского обкома КПСС командирует Горга Арсагова в Москву в Институт красной профессуры, где в течение трёх лет, будучи слушателем института, овладевал марксистско-ленинской теорией. Затем был начальником политотдела Дигорской МТС.
В 1935-36 годах Арсагов был начальником земельного управления Северной Осетии. До этого периода Горга Арсагов, пламенный революционер, отважный защитник народа находится в гуще событий.
А дальше – дальше мракобесие, надуманные обвинения, необоснованные доносы. И его, человека, посвятившего всю свою жизнь служению народу, родному краю, человека, которого до сих пор знают ещё и как проложившего первый водопровод в горной Дигории, вдруг арестовывают.
К сожалению, мы не знаем суть тех письменных свидетельств (если они, конечно, были), на основании которых Горга обвиняли. Впрочем, это, наверное, и не нужно было.
Враг народа – и всё! Мавр сделал своё дело, мавр может уходить.
Пробравшимся, прокравшимся во властные структуры Горга стал неудобен, они не могли выносить свет его пламенной души. 43 года прожил Горга Арсагов, и полный достоинства и презрения к палачам встретил смерть.
Человек большой физической силы, он вырвал скамейку, которая была прибита к полу большими гвоздями, и во время очередного издевательского допроса этой же скамейкой покалечил следователя. Его боялись физически, боялись его прямоты, а самое главное – страшились его ясного взгляда, который проникал в глубины недостойных душ.
По-разному говорят люди, то ли накинули на него прочную сетку, чтобы сковать движения, то ли набросились на него разом несколько человек. Верно одно: ему связали руки и ночью повели на расстрел, а он, обернувшись, сказал: «Вы настолько трусливы, что даже в мой последний миг боитесь меня, потому и связали мне руки!».
Правда и то, что смерть Горга Арсагова на совести командированных в Северную Осетию сотрудников НКВД, потому что никто из местных не посмел бы поднять на него оружие, настолько он был велик в глазах народа.
Где похоронен Горга Арсагов? Это вопрос я задал президенту Ассоциации «Номарæн» Аузби Борисовичу Зураеву. Это Северо-Осетинская республиканская благотворительная ассоциация пенсионеров и инвалидов – жертв незаконных политических репрессий.
«Расстреливали приговорённых преимущественно ночью, – говорит Аузби Борисович, – и по нескольку человек затем их вывозили на Тургеневское, Госпитальное кладбища, за заводом «Электроцинк» закапывали также под Лысой Горой, вдоль Гизельской дороги и в других местах, в частности, в районе Чёрной речки. Идентифицировать останки не представляется возможным, поскольку десятки человек захоронены вместе. Производивший расстрел перед этим принимал спиртное, чтобы угрызения совести не мучали его», – завершил свой рассказ Аузби Борисович.
Я подумал: повезло же фараонам Древнего Египта, которых через 35-40 веков могут опознать археологи поимённо, а тут прошло всего лишь 78 лет и ничего нельзя сделать.
В такой ситуации человек верит всему. Вот и я поверил в одну версию, которую слышал недавно, что, якобы, Горга каким-то образом освободили родственники, но что он застрелился по пути в Галиат в районе Верхнего Мизура а затем был тайно похоронен в Галиате…
На мой вопрос, что же послужило причиной самоубийства, мой собеседник сослался на то, что были арестованы соратники Горга – Дзандар Такоев и Данел Тогоев, и что Горга не смирился с этим фактом. Но ведь Горга, если следовать данной версии, был уже освобождён!
И вместо того, чтобы сводить счёты с жизнью, он бы сделал всё возможное для вызволения своих друзей! И ещё: как же могли похоронить (и главное – кто?) народного любимца в его родном селе, что об этом никто не узнал?
Считаю, что все эти россказни для самоуспокоения, но пусть они тоже живут.
Где же похоронен Горга Арсагов? Неизвестно, хотя ясно где! Он похоронен в земле Осетии, он не сгинул, как бесстрашный Махамат Томаев, в огромной Сибири, он не пропал без вести на войне.
Он здесь. У нас. И этот факт хоть как-то, но утешает, видно, настолько Горга любил свою Осетию, что судьба одарила его последним приютом именно в её земле, а конкретно где, это уже не имеет значения, хоть и нет-нет, да и свербит душу нежизнеспособность сослагательного наклонения: что было бы, если бы и т.д.
Вечная память верному сыну своей Осетии
Горга Арсагову!...
Сергей ЦХУРБАЕВ