Наверх
Подписаться
1868
Газета основана
1(13) января 1868 года.
Издание возрождено
в 2010 году.
Регистрация
Электронная версия газеты на pressa.ru
События

Светлый «Кадрик»

Пластилиновое чудо от Аланы Гадзацевой

В школе-студии мультипликации с симпатичным названием «Кадрик» каждую субботу кипит работа. Сейчас юные творцы увлечены важным и очень ответственным заданием. Они создают и снимают увлекательные и в то же время образовательные сюжеты, рассказывающие о каждой букве алфавита, для детской телевизионной передачи на осетинском языке «Саби æмæ Зондаби». Всем процессом руководит тележурналист, автор серии программ «Азарт», рассказывающих о людях искусства, работающих в Северной Осетии и за её пределами, Алана Гадзацева.

«Идея проекта родилась в процессе сборов к молодёжному форуму «Машук», – вспоминает Алана. – Я сама выпускница Детской художественной школы им. Тавасиева, рисовать люблю с детства. Кроме того, работа на телевидении, сначала в программе «Пятница», потом в «информационке», затем в «тематике», которая и усилила желание делать что-то своими руками, помогла мне освоить монтажное дело, видеосъёмку». Проект на форуме одобрили, выделили грант на реализацию, и тогда Алана смогла приобрести фотоаппарат, штатив и другое необходимое оборудование. Сейчас очень необходим ноутбук, который «потянет» программу монтажа. А монитор – дети же должны видеть и оценивать свои произведения масштабно – предоставляет Национальная научная библиотека РСО-Алания, где и разместилась студия.

«Кадрик» как школа-студия сформировался не сразу. Сначала Алана давала разовые мастер-классы для всех желающих, а потом пришла к выводу, что гораздо интереснее и результативнее будет системный подход: и ребята втянутся в процесс, и навыки появятся, и планы на будущее можно будет строить.

Вот уже больше года «Кадрик» – в активном режиме. И почти сразу – поездка на III Форум СМИ Северного Кавказа. «Старожил» студии Константин Гадзаонов тогда демонстрировал свой сплав фантазии и умения – а для того, чтобы вылепить фигуру, да ещё с характерными чертами лица определённого человека, безусловно, требуется и то, и другое – прямо на глазах первых лиц региона сразу по окончании показа мультфильма, героями которых и были те самые первые лица. Причём мальчик особо порадовал Тамерлана Агузарова его собственным портретом из пластилина.

В творческом багаже школы и участие в церемонии открытия Года кино в Северной Осетии. Участвовали самым настоящим образом: к тому времени «Кадрик» уже выпустил ряд ярких красочных мультиков, где персонажи двигались, разговаривали, в общем, делали всё то, что и положено экранным героям.

Наверно, поэтому сейчас студии доверили снимать сюжеты для детской передачи, которые помогут ребятам освоить осетинский алфавит. «Мультфильм идёт всего минуту-полторы, но процесс его создания очень трудоёмкий, т.к. мы ещё маленькие», – говорит Алана, а в это время её воспитанники старательно лепят предметы на букву «Н». Честное слово, это настоящее искусство. Во-первых, фигурка должна быть миниатюрной и аккуратной. Во-вторых, чтобы прилепить хвост к пятой точке крохотной мышки, тёмные пятнышки на шкуру элегантной коровки или морковный носик к физиономии снеговика, необходимы идеальное зрение, тонкие ловкие пальчики и обязательно чувство меры и вкуса.

25 кадров за урок – и педагог, и ученики стараются уложиться в отведённое для занятия время – мультфильм должен быть готов и отснят полностью. Но азбука – это, что называется, госзаказ, а вообще фантазия «на тему» может разыграться не на шутку. Костя подсказывает: «Мой любимый – «Станция метро Котовская». Сюжет незатейлив: на станции поселились коты. Воображение уже выдало две части, теперь «лепится» третья. «За идеей следует разработка сценария, ведь необходимо определиться, что за чем идёт, провести раскадровку, – приоткрывает занавес Алана. – Это своего рода комикс. Распределяем, кто каких персонажей лепит, рисуем фон и начинаем съёмку по кадрам. Каждый отвечает за своего героя».

Количество мультфильмов уже не считают: зачем? Работают же для своего удовольствия, а не для какого-то плана. В особой категории – мультфильм о дважды Герое Советского Союза Иссе Плиеве. Это первый опыт студии над воплощением исторической темы. Идея принадлежала ученику 5-го класса гимназии №5 Артемию Мирикову. «Мы встретились, обговорили сценарий и начали работу», – говорит Алана. Специально для мультфильма Темболат Бясов написал стихи, а прочёл их за кадром сам автор идеи. Результат был показан на открытии мемориальной доски на музее Иссы Плиева.

Форма подачи исторических фактов понравилась многим. «Таким интересным и доступным образом мы привлекаем внимание детей к нашей истории. – одобрила проект директор Национального музея РСО-Алания Лариса Сохиева. – Ребята, узнавая интересные факты, «изготавливают» их своими руками. Сам мультфильм несёт очень важную социальную направленность и имеет именно ту целевую аудиторию, в которую мы должны вкладывать свои знания и понимание ценности героических прошлых лет».

Конечно, сейчас самые востребованные мультфильмы – новогодние. Они у «Кадрика» просто волшебные, с особым праздничным настроением. Есть идеи и на этот год. Костя влюблён в «котовскую» тему и готов её раскрывать с самых неожиданных ракурсов. Пятилетний Давид Григорян, своей внешностью и поведением и без того похожий на мультипликационный персонаж, считает, что самый новогодний герой – это робот, но любимое произведение всё же – миниатюрная весёлая коровка, даже непонятно каким образом слепленная, настолько она маленькая. Элина Худиева отдаёт предпочтение традиционному снеговику, а для буквы «Н» трудится над человечком, которого будут везти в тележке. Не по годам серьёзный Олег Бигаев подходит к теме основательно: никаких шуток. И все признаются, что в создании мультфильмов им помогло увлечение конструктором ЛЕГО.

Не забыта и классика. Бессмертная басня «Ворона и лисица», осетинская сказка «Гордый мышонок» и много других известных произведений вышли из коробки с пластилином и ожили на экране. Благодаря таланту и труду детей и их замечательного педагога.

Попробовать себя в данном направлении может каждый ребёнок. Алана Гадзацева активно участвует в различных городских мероприятиях, проводит мастер-классы. А вот останутся в студии далеко не все: уж очень большой усидчивости и внимания требует процесс. Не каждый ребёнок выдержит. Да и аккуратность должна быть феноменальной, иначе фигурки будут неуклюжие, а лицо их автора – в пластилиновых разводах.

«Мне повезло с детьми, – улыбается Алана, – Они настолько увлечены делом, что их не надо заставлять, призывать к дисциплине. Для меня занятия с ними – огромное удовольствие, потому что фантазия их неиссякаемая, её просто надо направлять. Может, не очень скромно, но результаты говорят сами за себя».

Алана нисколько не преувеличивает: от работ «Кадрика», даже просто от наблюдения за творческим процессом на душе становится светло и хорошо. Сделано и сыграно искренне, с любовью. И очень качественно, стильно, со вкусом. Зритель это тепло ощущает. Даже через расстояния, через время.

Тамара БУНТУРИ

РегионыВся Россия
Print
Автор статьи: Тамара Бунтури
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x
150 лет
со дня выхода
первого номера газеты
ISSN 2223-0424
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Copyright © Медиагруппа "Терские ведомости", 2014-2024
Карта сайта Разработка сайта «Expasys»