Во второй половине декабря в кинотеатрах Северного Кавказа и всех трёх российских столиц прошла премьера «первого масштабного кавказского кинопроекта» – фильма популярного кабардинского певца, бывшего министра КБР по делам молодёжи Султана (Урагана) Хажироко «По небу босиком».
Автор замечательных, вошедших в современную музыкальную (и не только) историю песен «Цхинвал – это наша земля» и «Едем, едем в соседнее село» впервые попробовал себя в качестве сценариста и режиссёра. Актёры, сыгравшие главных героев, и многие другие участники съёмочной группы раньше также не имели отношения к кинематографии. Всё это наложило на ленту отпечаток самодеятельности, непрофессионализма, вторичности и провинциальности, но это ещё полбеды. Фильм, ставший первым кинопроизведением, снятым в регионе после распада СССР, прошёл при полных залах, и это вряд ли можно объяснить исключительно желанием поддержать земляка.
Когда сюжет вторичен, а игра актёров ниже всякой критики (как заметила одна из зрительниц, «девушка хотя бы красивая»), приходится обсуждать, как выражались в советские времена, то, чему учит нас этот фильм. Увы, ничему хорошему.
Во-первых, создатели ленты сознательно не делали различий между кавказскими республиками, показав их как некий единый усреднённый «современный Кавказ». Эта задача не увенчалась успехом, поскольку поведенческие стереотипы, формы досуга молодёжи и так далее в разных регионах различаются если не принципиально, то очень и очень существенно. И ни в одном из них не являются столь свободными и раскрепощёнными.
Во-вторых, «По небу босиком» – трудно судить, задумывали это продюсеры и сценарист, или правда вылезла, как оговорка по Фрейду – развенчивает все позитивные мифы о Кавказе, существующие в общероссийском массовом сознании. Молодое поколение кавказцев предстает в нём ничтожествами без нравственного стержня и совести, не имеющими понятия о чести или хотя бы элементарной этике человеческих отношений.
Главный герой фильма (его играет осетин Алан Кокаев) – инфантильный подлец, под влиянием сиюминутных обстоятельств, не задумываясь, предающий свою «любовь», а заодно отказывающийся от брата, вырастившего его после смерти матери. Что, разумеется, не мешает ему после предательства поехать на деньги брата (иначе откуда они у нищего первокурсника?)… нет, не на войну, как это делали герои русской классической литературы, пытаясь разрубить гордиев узел личных обстоятельств, а в город мечты Стамбул. В нынешних политических обстоятельствах звучит почти комично.
Почему «любовь» взята в кавычки? Потому что речь, безусловно, идёт не о любви, а об обычном юношеском влечении, во всяком случае, со стороны молодого человека. Показательно, что, вернувшись к тяжело заболевшей героине, он даже не пытается объяснить свое поведение. Действительно, зачем? Она и так его прощает, они женятся, у счастливой семьи рождается девочка, похожая на маму. Мораль: подлость – норма жизни, её не надо объяснять, можно просто через какое-то время вернуться, как ни в чём не бывало, и всё будет хорошо. Излишне напоминать, что в жизни так не бывает, и кому, как не молодёжи, следует как можно скорее узнать об этом – лучше из кино, чем на собственном опыте.
Впрочем, сценарист настаивает, что любовь именно такова. «Это обычная история любви, через которую российский зритель увидит красоту Кавказа, увидит такие красивые места, о существовании которых и не подозревали, – пояснил Султан Хажироко на одном из предпремьерных показов. – Мы просто показали, на что способен человек ради любви». На предательство любимой? Да, это показано убедительно.
«Она всегда была сильнее меня», – говорит главный герой (кавказский мужчина!) о своей юной супруге. Безусловно, глобализация не обошла стороной Северный Кавказ, трансформация гендерных ролей происходит и в этом регионе – но стоит ли представлять кавказской молодёжи (как, впрочем, и любой другой) образ беспомощного метросексуала в качестве образца для подражания? «Танцуй, ведь ты так молод, люби, ведь ты так одинок» – слоган фильма был бы вполне оправдан, если бы речь шла о танцевальной студии, а не о судьбах людей.
От всего этого остаётся весьма тяжёлое впечатление. Радует, пожалуй, только одно – лента снята не на государственные, а на частные средства. Но, судя по отзывам зрителей, в первую очередь, молодёжи, фильм многим понравился. Значит, изображённое на экране отражает магистральное направление реальной жизни, а подобные отношения естественны для значительной части молодых людей. Такой «Кавказ» ничем не отличается от какой-нибудь «Москвы» или любого европейского города.
Вопрос даже не в том, стоит ли поддерживать эту тенденцию, а в том, что ей можно противопоставить. Думающая (чувствующая) часть молодёжи, по горло сытая суррогатами любви и настоящей жизни, которые им навязывает современное общество, ищет альтернативы на других путях. Самые отчаянные попадают в ряды экстремистских группировок. Разумеется, этот выбор невозможно оправдать, но его мотивы отчасти понятны. Пока молодёжи будут предлагать танцевать и предавать, она будет искать иные варианты жить и любить по-настоящему.
Яна АМЕЛИНА
секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба