Терек... Со стремительной скоростью несёт он свои быстрые воды, вырываясь из воспетых поэтами теснин Дарьяльского ущелья. Рождаясь с ледником Зильга-хох Терек несёт свои воды по территориям Грузии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Чечни и Дагестана.
Счастья новой жизни приносит Терек многочисленным аулам, сёлам, станциям и городам, которые удобно расположились по живописным берегам реки. Огни гидростанций, тысячи гектаров орошённых и обводнённых земель, миллионы кубометров различных строительных материалов - вот неполный перечень даров Терека человеку. А какие интересные судьбы и истории у многочисленных народностей, живущих по берегам Терека.
Давайте совершим короткое путешествие по живописным берегам реки, чтобы своими глазами взглянуть на эту кавказскую реку, которая так часто упоминается в произведениях поэтов и писателей, на полотнах художников. Итак, в путь - дорогу по берегам 600-километрового Терека от истоков до впадения в Каспийском море.
«Терек воет дик и злобен
Меж утёсистых громад.
Буре плач его подобен
Слёзы брызгами летят».
Кому с детства незнакомы эти слова из стихотворения «Дары Терека», написанное великим русским поэтом М.Ю. Лермонтовым почти две сотни лет тому назад. Уже в прошлом веке Терек упоминается в произведениях А. Пушкина, М. Лермонтова, И. Чавчавадзе, Г. Орбелиани, М. Горького и многих других видных представителей литературы и искусства.
За пределами Северного Кавказа известны крупные оросительные системы Терека: Мало-Кабардинская, Старо-Теречная, Надтеречная, Науро-Щелковская, Терско-Кумская. Терек и основные его притоки начинаются высоко в горах, с ледников, которые расположены на северных склонах Кавказской цепи гор. Учёные подсчитали, что в бассейне питания Терека расположено 797 ледников общей площадью 694,8 км2. Общий объем ледников, питающих Терек с притоками составляет 65,3 кубических километра. Ежегодно в Каспийское море Терек приносит 11,5 кубических километров воды.
На протяжении всего многокилометрового пути от истоков до устья Терек благотворно служит людям. В годы Великой Отечественной войны методом народной стройки началось строительство Орджоникидзевской ГЭС. В крайне тяжёлых условиях шла эта поистине героическая стройка. Уже к концу первого года строительства была закончена основная часть земельных работ, которые велись почти вручную. Год спустя возвели перемычку, она отвела поток воды и началось строительство самой плотины, были уложены трубы, смонтированы турбины. В августе 1948 года вошла в строй первая очередь Орджоникидзевской ГЭС.
Ещё раньше на одном из значительных левых берегов Терека - Гизельдоне был построен первенец большой энергетики Северного Кавказа ГизельдонГЭС. Эта стройка осуществлялась с помощью представителей многих народов нашей страны: гидротурбины изготовили на Ленинградском металлическом заводе, генераторы прислал Харьковский электромеханический завод, силовые трансформаторы получили с Московского трансформаторного завода. Сегодня Терек кроме дешёвой энергии даёт многие тысячи кубометров гравия, щебня, песка.
Небольшим, пенистым, шумным потоком шириной не более 3-4 метров начинается Терек со склонов горы Зильга-хох, с ледников, которые веками питают реку, чем дальше вниз, тем больше горным потоков, ручьев, реки вливаются в Терек, увеличивая мощь и силу реки. На первых километрах Терек настолько грозен и могуч, что стоя на берегу и прислушавшись можно слышать как по его дну с шумом грохочут камни и валуны увлекаемые вниз мощным водным потоком.
От истоков первые тридцать с небольшим километров Терек течёт в восточном направлении по живописному Трусовскому ущелью до всемирно известной Военно-Грузинской дороги. Это ущелье издавна заселено осетинами. Через несложные перевалы сюда перебрались жители Южной и Северной Осетии из Даргавского, Куртго, Закинского, Сбайского и Урстуальского ущелий в поисках удобных земель для обработки и пастбищ для содержания скота. Большой интерес в Трусовском ущелье представляют многочисленные родовые башни и крепостные сооружения, которые находятся в опрятном состоянии и реставрируются благодаря заботливому отношению местных жителей. Их строительство относится к XIV-XVII векам. Каждая фамилия (род) вынуждена была строить свои башни, опасаясь за жизнь членов рода, за добро, нажитое ценой большого труда.
Значительная часть башен боевые, с бойницами, с единственными входами на втором этаже. Башня изнутри запиралась на ночь дубовой дверью и своеобразным замком без единой металлической части. В ряде аулов сохранились трёхэтажные жилые башни, на первом этаже которых держали скот, на втором жили члены семьи, третий этаж служил оборонительным целям на случай нападения.
Большой интерес в Трусовском ущелье вызывает известняковые туфы и травертины, которые в нескольких местах отложены минеральными источниками. Очень красивые травертиновые натёки расположены немного выше теснины Касрихеви на правом берегу Терека. Здесь белоснежно-ослепительные натеки травертинов напоминают в солнечную погоду искусно выполненный гигантских размеров орнамент под открытым небом. Минеральная вода, текущая из источника равномерно растекается по всех поверхности натёков, заполняя углубления, щели и сверкая на солнце.
В районе селения Коби Терек принимает северное направление и течёт вдоль Военно-Грузинский дороги. Эта дорога впервые упоминается в трудах греческого географа Страбова в I веке до нашей эры. Уже тогда отмечалось, что эта горная дорога опасна в трудно проходима, поскольку путешествующим по ней надо подниматься по узким, крутым тропам, на которых с трудом могу разойтись два человека.
До прихода римлян в Грузию Дарьял уже был укреплён грузинскими царями неприступной стеной и воротами. Позднее римский писатель Плиний уже в I веке нашей эры отмечал, что ворота Дарьяльского ущелья (нынешняя Военно-Грузинская дорога) преграждали теснину, по дну которой с яростным шумом неслись воды Дориодориса (так называла раньше Терек). Вход в ущелье защищался крепостью, удобно расположенной в скале.
Дарьяльская (Военно-Грузинская) дорога находилась в прямой зависимости от политико-экономических отношений Иберии (Грузии) с государствами, расположенными на Северном Кавказе. Роль дороги особенно повысилась в период феодального расцвета Грузии (в Х1-ХШ вв.) поскольку осуществлялась удойная торговая связь с государствами Северного Предкавказья. После нашествия монголов на Грузию в XIII веке движение по дороге было почти прекращено, поскольку Грузия значительно ослабла в экономическом отношении. Самая узкая часть дороги именуется Дарьяльским ущельем. В литературе Дарьяльское ущелье (от селения Чми до селения Казбеги) называется несколькими именами: «Арагвис-кари» (Арагвиские ворота), «Овсетис-кари» (Осетинские ворота), «Дар-ал» (Ворота алан) и т.д.
В середине XVI века Россия искала союзников на Кавказе для борьбы с Турцией. Тогда Турция укрепила своё положение и даже сделала попытку захватить Северный Кавказ. В этот период вновь начинается движение по дороге из Московского государства в Кахетию. В 1585 году царь Фёдор отправил кахетинскому царю грамоту, в которой предлагал союз для совместной борьбы. Тогда же в Москву отравился князь Каплан Вачнадзе для урегулирования всех вопросов союзничества. Позднее по дороге проехал посол государства российского при царе Грузия Михаил Татищев, а в 1769 году генерал Тотлебен по приказу Екатерины II направился на помощь Ираклию II, воевавшему с Турцией.
С 1801 года ремонт, расчистка и благоустройство дороги возлагается на военное ведомство, которое одновременно начинает строить военные укрепления между Дарьялом и Владикавказской крепостью для защиты от нападения горских племён. С 1804 года по предложению русского главнокомандующего в Грузии генерала Цицианова дорога именуется «Александров путь» в честь русского царя Александра I. В этот же период начинаются большие работы по расширению дорожного полотна, укреплению берегов, строительству мостов. Дорога начинает играть военно-стратегическую роль, а поэтому возникает и новое название «Военно-Грузинская дорога».
Военно-Грузинская дорога - излюбленный туристско-экскурсионный маршрут. Туристов привлекает сюда величественная красота Кавказских гор, зелёные долины и ущелья, по дну которых стремительно мчат свои бурные воды горные реки и потоки. Известный писатель Ираклий Андроников писал: «Много удивительных мест на Кавказе, но Военно-Грузинскую дорогу словно смонтировал великий художник. Но как кинолента, в которой нет повторения, нет лишнего, вся она - чередование контрастов». Источником вдохновения называют Военно-Грузинскую дорогу для многих представителей литературы и искусства, которые в разные годы путешествовали по ней. Здесь побывали А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.В. Толстов, А.С. Грибоедов, А,А. Бестужев-Марлинский, А.Н. Чехов, В.В. Маяковский, А. Горький, И. Чавчавадзе, Г. Орбелиани, В.И. Чайковский и др.
Над селением Казбеги в ясную погоду встаёт во всем величии седоглавый великан - Казбек. Вспомним слова М.Ю. Лермонтова:
«И между них, прорезав тучи,
Стоял всех выше головой Казбек.
Кавказа царь могучий
В чалме и ризе парчевой...»
Многие мечтали побывать на вершине Казбека, но немногим это удавалось. История гласит, что первым покорителем Казбека был местный житель Иосиф Мохеев в XVIII веке. Уже позднее в начале XIX века попытались подняться на Казбек учёные Эвгельгард и Паррот, но с высоты 4000 метров из-за плохой погоды они вернулись назад. С высоты 4407 метров в 1844 году вернулся доктор Колленатий. И только в 1867 году удачно штурмует Казбек экспедиция английского клуба в составе Д. Фрешвильда, В. Мурра, Т. Туккера, В 1873 году Казбек впервые покоряет русский альпинист В. Кузьмин в сопровождении четыре местных жителей. Удачным можно назвать восхождение на Казбек русского альпиниста А.В. Пастухова, который впервые составил картосхему вершины Казбека.
В 1900 году Казбек покорился первой русской женщине-альпинистке М.И. Преображенской, в 1910 году на Казбек поднимается С.М. Киров с любителями горного спорта А. И. Духовским, И.Ф. Серебрянниковым и Е.Э. Пененшкевичем. В 1967 году в честь 50-летия Советского государства была проведена массовая альпиниада на вершину, в которой участвовало 1509 спортсменов.
Северней селения Казбеги Терек несёт свои воды среди скальных громад Дарьяльского ущелья, именно здесь воды реки разбиваются на мириады брызг, слышен шум валунов, трущихся на дне друг о друга. Здесь наибольшие перепады - до сорока и более метров на один километр. Именно об этом участие Терека писал И. Чавчавадзе: «Хвала сумасбродному, шальному, непослушному, бушующему Тереку! Терек - это выражение пробуждённой жизни человека. Он волнует, будит все окружающее и за это достоин похвалы...».
Вырываясь из теснин Дарьяла, Терек значительно сбавляет скорость, разливаясь по многочисленным рукавам на Осетинской наклонной равнине. Здесь на Тереке построены Эзминская и Орджоникидзевская гидроэлектростанции, по берегам реки уложен 215 километровый газопровод Владикавказ - Тбилиси.
Удачно и красиво расположился на обоих берегах Терека город Владикавказ столица Северной Осетии. Город начинался с крепости, заложенной в 1784 году на правом берегу Терека с целью обеспечения безопасности движения по Военно-Грузинской дороге. Позднее в связи с развитием торговых и военно-политических связей народов Северного Кавказа и Закавказья с Россией значительно расширилась Владикавказская крепость. 31 марта 1860 года указом правительства крепость переименована в город Владикавказ и становится центром многонациональной Терской области. Сегодня Владикавказ - один из крупнейших культурных и промышленных центров Северного Кавказа.
В 20 километрах от Владикавказа на берегу Терека ещё один город - Беслан. Здесь построены на богатствах берегов Терека заводы: железобетонных конструкций, щебеночно-шпальный, кирпичный, маисовый. Здесь родились и выросли знатные люди, которыми гордится народ Осетии: Хаджи-Мурат Дзарахохов, герой гражданской войны, И.А. Плиев - дважды Герой Советского Союза, Герои Советского Союза Э. Ахсаров, Х. Мамсуров, Г. Бзаров, Г. Ходов, А. Селютин, Г. Цоколаев и многие другие.
А вот и Эльхотовские ворота - прорыв Терека в Кабардино-Сунженском хребте. В грозные дни 1942 года здесь проходили ожесточённые бои советских воинов с немецко-фашистскими захватчиками, которые усердно стремились пробраться к началу Военно-Грузинской дороги и захватить Закавказье. Грудью отстояли советские войска Эльхотовские ворота. Около 500 солдат и офицеров похоронено в братской могиле, где сегодня установлен монумент защитникам Кавказа. Осетинский поэт Тамбол Балаев писал о событиях у Эльхотовских ворот:
«Здесь гром гремел, здесь кровь лилась рекой.
Здесь бой кипел и труп на труп ложился,
Здесь скал осколки высились горой,
Здесь Терек окровавленный бесился».
Вскоре Терек пересевает границу двух братских республик Северной Осетии и Кабардино-Балкарии. На территории Кабардино-Балкарии в тридцатые годы ХХ века построена Мало-Кабардинская оросительная система. Ещё несколько десятков километров и североосетинская станица Павлодольская - начало знаменитого Терско-Кумского канала. Это, пожалуй, чудо в ирригационном деле. Протяжённость всех магистральных каналов и распределителей терской воды для орошения - более 2700 километров. Тысячи гектаров оросили и обводнили воды Терека.
А вот и город Моздок - один на старейших населённых пунктов Северного Кавказа на берегах Терека. Городу более 200 лет, знаменит ярмарками, которые в ХУШ-Х1Х веках привлекали купцов из Астрахани, Кизляра, Кабарды. В 1829 году в газете «Северная пчела» писалось: «Сего числа был здесь проездом первоклассный поэт наш А.С. Пушкин. Он приехал к нам из Эрзерума и на другой день отправился далее с намерением побывать на Кавказских минеральных водах и потом отправиться через Моздок и Кизляр в Астрахань». Был в Моздоке Л.Н. Толстой. В Моздоке братья Дубинины впервые получили керосин, в 1918 году на первом съезде народов Терека в речь» выступил С.М. Киров.
Совсем рядом с Моздоком Терек протекает уже по территории Чеченской республики. Чем дальше, тем воды в Тереке меньше. У станицы Каргалинской образуется мощная своеобразная дельта. Здесь же большая плотина, которая регулирует уровень воды, поступающей по многочисленным каналам на орошение полей.
Затем город Кизляр, который посетил русский просветитель Сименон Полоцкий. Был здесь и царь Петр I, который всегда интересовался владениями на Тереке. В 1825 году в Кизляре побывал А.А. Бестужев - Марлинский. От Кизляра до Каспийского моря Терек течёт небольшим потоком и впадает в море у Крайновки - посёлка рыбаков и судоремонтников.
Борис БЕРОЕВ,
профессор СОГУ
Р.А. ДЗАСОХОВ,
студент магистратуры СОГУ
И.З. АВЛОХОВА,
студентка магистратуры СОГУ
г. Владикавказ