Это имя связывают с человеком, погребённым в средневековой Нузальской церкви. Первоначально считалось, что в ней находятся останки осетинского царевича Давида-Сослана — мужа и соправителя знаменитой грузинской царицы Тамары. Такое предположение высказала археолог Е.Г. Пчелина, которая в 1946 году произвела раскопки внутри церкви и обнаружила погребённый в каменном ящике скелет человека и его личные вещи.
Но своё несогласие с таким мнением озвучили учёные: З.Н. Ванеев, Н. Думбадзе и С.Н. Джанашиа. Той же точки зрения придерживался и известный учёный В.А. Кузнецов.
Путём тщательного анализа архитектуры церкви и обнаруженного при вскрытии захоронения и археологического инвентаря, В.А. Кузнецов датировал постройку и роспись Нузальской церкви второй половиной XIII века, что опровергает высказанное Е.Г. Пчелиной предположении о захоронении в церкви Давида-Сослана вследствие хронологического несоответствия даты смерти Давида-Сослана (1207 г.) и даты возведения Нузальской церкви — 2-я половина XIII века (1272 г.)
А Ос-Багатар умер в 1306 году и был погребён как выдающийся представитель рода Царазонта на родовом кладбище и как православный человек, имевший трёх братьев-монахов, внутри церкви, располагавшейся на этом кладбище.
Как известно, Ос-Багатар происходил из сильного и влиятельного осетинского рода Царазонта, живших в Уаллаг-Ирском ущелье в верховьях реки Ардон.
Это ущелье было одним из богатейших и важных в стратегическом отношении районов Осетии. И доныне в ущелье сохранилась сеть древнейших перевальных путей, проходивших через Главный Кавказский хребет. Они соединяли Прикаспий с Черноморьем, по ним следовали вьючные торговые караваны из соседних и далёких стран, с которых взималась плата, приносившая немалый доход роду Царазонта.
Первоначально в Нузальской церкви находились вещи Ос-Багатара — шлем, копьё, колчан. В дальнейшем эти предметы были перенесены в Реком. К сожалению, до нашего времени эти реликвии не сохранились, но имеются рисунки шлема Ос-Багатара, сделанные В.Б. Пфафом в 1869 году и А.А. Миллером в 1928 году.
В 1969 году медиком Т.Б. Мамукаевым было осуществлено научное исследование костных останков, найденных в могиле Нузальской церкви, на основе рентгеноанатомии, антропологии и палеопатологии.
В результате изучения был установлен рост тела, погребённого в Нузальской церкви — 178 см, а его возраст ориентировочно составлял 40–45 лет.
На основе черепа, обнаруженного в Нузальской гробнице, было восстановлено лицо погребённого. Процесс восстановления лица был выполнен под руководством заведующего лабораторией космической реконструкции Института этнографии АН СССР доктора исторических наук М.М. Герасимова при участии Г.В. Лебединской и Т.С. Сурниной.
Думаю, что приведённые выше сведения могут быть полезными для скульпторов, участвующих в конкурсе по созданию памятника Ос-Багатару.
Кроме того, известно, что костные останки, обнаруженные в каменной гробнице Нузальской церкви в 70-е годы прошлого века, находились в Республиканском музее краеведения г. Орджоникидзе. Не исключено, что и ныне они находятся в фондах краеведческого музея, а это даст возможность их изучения с использованием современных технологий, которые помогут воссоздать более достоверный облик знаменитого осетинского героя Ос-Багатара.
P.S. В случае обретения костных останков Ос-Багатара следует осуществить их погребение по христианским обрядам, соответствующим рангу погребённого. И, возможно, совсем не случайно мощи (т.е. кости) Ос-Багатара могут быть обретены в период подготовки всероссийского празднования 1100-летия Крещения Алании. Ведь существует пророчество, согласно которому возрождение России начнётся с Алании.
Л. ЖУРАВЛЁВА
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |