25 октября 2018 г.
Сама идея выращивать спаржу в Северной Осетии, на первый взгляд, кажется несколько нелепой. «Ну, зачем она? «И вообще, что такое спаржа, — обязательно спросит скептик. — Кто её ест, и где её будут покупать?». Но это только на первый взгляд. Как оказалось, вернее, уже доказано на практике, «королевский овощ» со вкусом молодого горошка с добавлением ореха отлично прижился в крестьянско — фермерском хозяйстве «Архонское», укоренился, пережил ливни и град, от которого помидоры превращались в кашу, и потихонечку готовится к зиме, чтобы весной дать щедрый урожай. Первый, но далеко не последний, потому что выращивание спаржи с кукурузой не сравнить, т.к. она является многолетней культурой: если уж взялся за гуж, то не говори, что не дюж. Работай, изучай, вкладывай и считай: разумный бизнес любит чёткое планирование.
«Конечно, сомнения были, но было и желание вырастить на земле какую-то новую культуру, совершенно другую, непохожую на картофель и кукурузу, — признаётся руководитель КФХ «Архонское» Юрий Ревазов. — Почему выбор пал на спаржу? Она обладает целым рядом полезных свойств. Её с удовольствием кушают в Европе, используют в качестве гарниров к различным блюдам крупные рестораны, а у нас она незаслуженно забыта, хотя весной первая даёт урожай с целым набором природных витаминов».
Ещё одна сфера применения — украшение букетов. Веточки спаржи участвуют в цветочных композициях и внешне напоминают укроп.
Самое интересное, что спаржу выращивали и охотно употребляли в пищу ещё в царской России, но с приходом революции в овощной палитре страны стали доминировать более привычные наименования: картофель, помидоры, огурцы, капуста и т.д. Что касается нашей республики, то есть факты, что культура успешно возделывалась на земле Осетии в 60-е годы прошлого века. И вот теперь КФК «Архонское» повторило опыт, но не на экспериментальной грядке, а на 12 гектарах земли, взятых в долгосрочную аренду. Кавказская плантация сразу стала самой большой в России.
И это не предел. В планах посевы спаржи будут занимать 65 гектаров. Перспективы просчитанные: состав почвы и природно-климатические условия идеальные, а поэтому стебли растут в два раза быстрее, чем, к примеру, на подмосковном участке.
Конечно, хозяйство образовалось не с бухты-барахты, от одного только желания Юрия Ревазова, кстати, пенсионера, выращивать что-нибудь эдакое. Тут, как утверждает он сам, что называется, звёзды сошлись. В пространствах Интернета, а потом уже и лично удалось познакомиться со специалистом по выращиванию спаржи — Кириллом Наседкиным. Кирилл говорит, что проехал не один регион, изучал возможности, в том числе и человеческие. Признаётся, что и у него звёзды сошлись: подошли не только климат и почва, но и люди, отнесшиеся с пониманием, по-доброму, и ставшие впоследствии надёжными, деловыми партнёрами. Подготовили землю, приобрели в Голландии более 300 тысяч корней растения, перевезли их на фурах. Решили попробовать культивировать 5 сортов: 2 основных, проверенных и 3 экспериментальных.
Надо сказать, что продуктовая спаржа, в основном, в Россию импортируется из Мексики, Перу, Таиланда. Перелёты делают её цену очень высокой: в рознице около 1500 рублей за 1 килограмм. Архонские предприниматели отпускную цену за 1 килограмм рассчитывают исходя из 300–400 рублей. «Покупатели есть, — уверенно говорит Кирилл. — Прежде всего, это Москва, Санкт-Петербург. Но мы будем пропагандировать нашу продукцию и здесь, в Северной Осетии. Весной, как получим урожай, устроим презентацию, покажем, как можно приготовить спаржу. Её можно жарить, варить, запекать, использовать как начинку для осетинских пирогов. И это всё вкусная и здоровая пища».
По мере развития хозяйства бизнесмены намерены выходить на более крупных поставщиков и создать свою оптовую сеть. Есть желание, вернее, пункт в бизнес-плане, заниматься и разведением саженцев, чтобы не возить их втридорога из Голландии. Кстати, специалисты оттуда приезжали в Осетию, оценили природные условия, потенциал хозяйства.
Как считает Кирилл, риски минимальные. А прибыль ожидается куда больше, чем от картофеля и кукурузы. Инвестиции в 1 гектар составили примерно 2 млн рублей, которые окупятся на четвёртый год.
В этом году посадки в мае проходили ускоренными темпами: погода не ждёт. На поле работало до 50 человек, осенью достаточно четырёх работников. Бросить на самотёк нельзя: земля любит уход. А культура любит влагу, поэтому установили капельный полив, недёшево, но эффективно. Юг России хорош тем, что солнца здесь много, значит, урожай, причём ранний гарантирован. А значит, и спрос, и доход обеспечены.
КФК «Архонское» намерено развиваться. Для этого нужны средства, и здесь может помочь участие в федеральных программах. В следующем году предприниматели будут готовить документы для вступления в некоторые из них. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Северной Осетии дело одобряет. Министр Казбек Вазиев выезжал на поле, осматривал. Впрочем, как и многие соседи по Архонке: тоже приходят, смотрят, размышляют.
Кирилл Наседкин своего хорошего настроения не скрывает и ещё раз подчёркивает, что для развития дела очень важен человеческий фактор. И в лице Юрия Ревазова он нашёл надёжного партнёра. Но, оказывается, есть ещё причины хорошего настроения. Плантации спаржи требуют для обработки специализированной техники. Её опять же надо покупать за границей. К примеру, аппарат для очистки растения от земли стоит 4,5 тысячи евро. Но в Осетии специалисты по работе с металлом изготовили этот же аппарат куда дешевле и даже качественней. То же самое и с окучником. «Мы принесли чертежи, и мастера сделали нам технику на 5 с плюсом. Можно в Европе продавать», — доволен Кирилл.
Вот такая спаржевая история пришла к нам в республику нежданно-негаданно. Пришла всерьёз и надолго. И не только потому, что корни спаржи плодоносят 13 лет. Просто идея нашла отклик и понимание на всех уровнях. Ну а про землю, воду и воздух в Осетии нет смысла говорить: их чудесные свойства известны всему миру.
Тамара БУНТУРИ
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |