Анатолию Кусраеву, председателю Владикавказского научного центра РАН и Правительства РСО-А, доктору физико-математических наук, профессору, Заслуженному деятелю науки РСО-А и РФ в этом году исполнилось 60 лет. Он является одним из крупных учёных в области функционального анализа и его приложений. Им опубликовано более 200 научных трудов, 24 монографии и 16 учебных пособий. Наш журналист встретился с юбиляром и задал ему несколько вопросов.
– Анатолий Георгиевич, в юбилейный год принято подводить итоги. Не жалеете, что выбрали нелёгкую стезю учёного?
– Никогда не жалел. Но в разные периоды жизни относился к этому по-разному. В молодости меня вдохновляла идея о неограниченных возможностях человеческого интеллекта. Когда был уже сформировавшимся исследователем, меня влекло желание испытать пределы своих возможностей, получить непревзойдённый результат! Теперь же понимаю, что стезя учёного – это служение и долг: служение делу, общему благу. Как считали стоики, человек не в состоянии сделать этот мир совершенным, но может совершенствовать мир в самом себе, следуя нравственным принципам. Занятие наукой даёт такую возможность.
– Какие трудности сегодня испытывает наука в целом?
– Трудностей великое множество, не буду их перечислять. Они не решаемы в рамках той политической модели, когда наука и образование призваны обслуживать потребителя. Это и есть первопричина: на государственном уровне не сформулирована идеология развития, согласно которой наука и образование − фундамент независимости и самодостаточности государства. Независимость и самодостаточность – это не декларации, а создание нового технологического уклада, обеспечение на этой основе обороноспособности и высокого уровня жизни, сохранение и приумножение культурно-нравственных ценностей. Столь масштабные задачи без науки не решаются. Проблемы науки, сколь бы велики они ни были, решаемы, если на государственном уровне будет принята такая идеология развития. Как я понимаю, такая тенденция в нашей стране уже наметилась и набирает силу.
– Как Вы относитесь к тому, что среди учёных, к сожалению, имеют место случаи плагиата, кумовства и взяточничества при получении учёных степеней?
– Как к язвам нездорового общества. Следует понимать, что есть люди, имеющие учёные степени, и есть учёные, по-настоящему преданные науке. Не может быть никакого кумовства и взяточничества там, где настоящее дело, где требуются истинные знания и профессионализм, а не изображение того, чего нет в действительности, т.е. симулякров. Выход из этого положения я вижу в том, чтобы в этом деле усилить роль экспертного профессионального сообщества и, наоборот, ослабить влияние чиновничества.
– Насколько активно сегодня идёт в науку молодёжь?
– Молодёжь в науку идёт неохотно. Понять это можно, так как престиж науки в нашем обществе ещё не достаточно высок. Но известно, что генералы всегда готовятся к вчерашней войне. Также и молодые люди – они готовятся жить в стране, в которой выросли, т.е. в России 2000-х, или же покинуть её. Но мир стремительно меняется, меняется и наша страна. Можно утверждать, что сегодняшние школьники и студенты будут жить в другой России, в которой в связи с новой индустриализацией будут массово востребованы высококвалифицированные инженерные кадры, мощная прикладная наука, а на смену «эффективным менеджерам» придут специалисты, сведущие в стратегическом управлении, системном анализе и т.п. А толпы людей с дипломами юристов и экономистов, с прочими званиями и регалиями, не обеспеченными реальной квалификацией, будут пополнять ряды безработных. Вот эту истину нужно без устали раскрывать молодым людям.
– Вы являетесь довольно крупным учёным в области точных наук. Ваше отношение к религии: верите ли Вы в Бога?
– Моё отношение к Богу очень близко к идее, которую 15 октября 1998 г. высказал Иоанн Павел II, выдающийся и высокообразованный человек, первый Папа Римский славянского происхождения, реабилитировавший Галилео Галилея в 1992 году в своей 13-й энциклике «Вера и разум»: «Вера и разум подобны двум крылам, на которых дух человеческий возносится к созерцанию истины». Церковь признаёт роль разума в познании истины, но считает, что достичь полноты понимания истины о человеке и окружающей его реальности только разумом невозможно. Необходимо сочетание истины, постигаемой с помощью разума, и истины божественного откровения. Я получил советское атеистическое воспитание и не воспринял культуру Божественного откровения, опыт внутреннего Богообщения. Как исследователь, не приемлю религиозную догматику, но считаю православную этику великим достижением.
– Что больше всего цените в людях, а что не приемлете?
– Ценю достоинство, ответственность, профессионализм, умение мечтать. Не приемлю невежество и потребительство. Можно сказать и по-другому: на нартовских состязаниях лучшего юношу выбирали по трём показателям: воздержанность в еде, доблесть в бою и уважение к женщине.
– Что, на Ваш взгляд, порождает жестокость в современном обществе?
– Иммануил Кант сказал: «Две вещи наполняют душу удивлением и благоговением – звёздное небо надо мной и нравственный закон во мне». Если дух и мысль человека устремлены к звёздам, то в его душе нет места для жестокости. Противоположная ситуация описана Иваном Андреевичем Крыловым в басне «Свинья под дубом». Учение о Добре и Красоте мы заменили вульгарным: «Если умный, то почему бедный?» Сломан культурно-нравственный код и из человека вылез дикий зверь, называемый квалифицированным потребителем. Это и есть источник жестокости и безнравственности.
– Есть ли у Вас хобби?
– Музыка, книги.
– Что Вы вкладываете в понятие «счастье»? Считаете ли себя счастливым человеком?
– Да, я считаю себя таковым. Мои родители обеспечили мне счастливое детство, моя страна (которой уже нет) дала мне возможность реализовать себя в науке, судьба свела с выдающимися людьми, ставшими моими учителями и наставниками. Мои дети разделяют ценности, которыми я дорожу. Разве не это счастье?
– За что Вы благодарны своим родителям? Какие нравственные принципы они привили Вам?
– Я родился в семье школьных учителей, вырос в деревне. В советское время учителя были элитой общества. Это обязывало меня ко многому. Я не помню, чтобы родители вели беседы о принципах и морали – всё происходило естественным путём. Нас с братом они воспитывали на примере своего отношения к делу, к людям, друг к другу. И это было гораздо эффективнее нравоучений. Родители научили меня благородству. Привили уважение к труду и понимание того, что любые блага – это труд человека.
Родители личным примером дали ощущение того, что я не сам по себе, что я являюсь звеном в цепи, что за моей спиной имеются мощный культурный пласт и обязательства: сохранять, нести и передавать этот культурный код.
– Ваши пожелания читателям.
– Быть, а не казаться. Творить и побеждать!
– Большое спасибо за беседу, уважаемый Анатолий Георгиевич! Вы вступили в пору зрелости, и мы желаем Вам огромных творческих успехов, здоровья и личного счастья!
Таисия ГРИГОРЬЕВА
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |