Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Фёдор Тютчев
Контрастность природно-климатических условий, богатство флоры и фауны в сочетании с большими запасами питьевых, ледниковых, родниковых и минеральных вод выгодно отличают территорию Северной Осетии среди регионов России. По сути, она состоит из ряда уникальных горных и равнинных экосистем, требующих особого внимания и особых подходов при их эксплуатации и освоении в целях отдыха и туризма, горнодобывающего, побочного лесопользования, лесохозяйственного, сельскохозяйственного, пищевого и фармацевтического производств.
Известно, что экосистемы защищают водоразделы, регулируют климат, сохраняют чистоту воздуха, поглощают загрязняющие вещества, образуют почву и сохраняют её покров, преобразовывают солнечную энергию в химические соединения, необходимые для жизнедеятельности всех живых организмов, включая человека. Вероятно, поэтому древняя мудрость и гласит: «Жизнь прекрасна, если иногда выбираться на природу».
И ещё говорят, что для полного счастья человеку мало материального благополучия, ему необходима духовная пища, моральное удовлетворение и эстетическое наслаждение. Поэтому население, особенно городское, потянуло в последние десятилетия на уникальные природные комплексы и в места нахождения историко-культурного наследия из загазованных и загрязнённых мест проживания и работы. В связи с этим в наших природно-культурных комплексах стихийно сформировались зоны неорганизованного отдыха, а со временем создали в них ряд рекреационных зон организованного отдыха.
Зоны организованного отдыха – это стационарные и временные рекреационные объекты, объекты туристской и рекреационной инфраструктуры, особо охраняемые природные территории (ООПТ), живописные участки ландшафтов, лесные массивы вокруг поселений, санаторий, курортов, баз отдыха, турбаз и т.п.
Зоны неорганизованного отдыха – это государственные леса, пригородные леса и пр., лесополосы разного назначения, естественно или искусственно облесенные берега рек, речек и водохранилищ, живописные уголки, чаще с присутствием источника воды, древесной и травяной растительности, используемые населением для массового и индивидуального отдыха. В то же время, они являются генетическими резерватами биоразнообразия, а также важным компонентом экологических систем и основой устойчивого развития природно-культурных комплексов. Эти зоны в разной степени подвержены природному и антропогенному влиянию.
Неорганизованный отдых – наиболее труднорегулируемый и негативно влияющий на окружающую среду.
В зонах отдыха поселений имеются насаждения общего и ограниченного пользования. Первые используются для отдыха всем населением, вторые – для пребывания и отдыха отдельных групп населения, живущих или работающих на данной местности. Этот важный культурно-рекреационный ресурс нашей республики, приближающий условия окружающей природной среды к оптимальной комфортности для организма человека, не всегда используется эффективно и без ущерба природе и её экологическому состоянию. В результате не согласованных с природой действий человека и негативных природных явлений зоны отдыха частично деградировали и загрязнены в разной степени, особенно наиболее посещаемые отдыхающими и туристами. Снизились их экологические функции и качество окружающей среды, зависимые от технологической культуры промышленной, сельскохозяйственной и рекреационной деятельности. Время доказало, что взаимосвязь экологии и культуры способствует гармоничному развитию общества и природы.
Отметим, что экологическая культура общества со 2-й половины ХХ века деградировала. Отчасти потеряны традиции бережного отношения общества к окружающей природной среде, привнесено много новаций, нередко негативных. Поэтому без решения проблемы сохранения традиционной экологической культуры населения невозможно перейти к устойчивому развитию экологических систем территории нашей республики.
Экология с 60-70-х гг. ХХ века превращается в общечеловеческое разумение среды обитания не только растений и животных, но и человека, которому эта среда подчас начинает смертельно угрожать.
По мнению автора фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы и русской культуры, пропагандиста нравственности и духовности Д.С. Лихачева: «… Человек живёт не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим», что вполне соответствует и современному обществу Осетии. Кстати, под средой обитания человека прежние общества Осетии подразумевали не только дом, природную среду, но и семью, землю и даже космос. Здесь за века сложились экологические нормы ведения земледелия и скотоводства, народных промыслов, добычи полезных ископаемых, художественной обработки материалов, домашних ремёсел и пр.
Общества Осетии издревле заповедовали священные рощи и деревья. Заботились о сохранении диких животных, устанавливая оптимальные охотничьи правила, занимались народной селекцией культурных растений и домашних животных, вели адаптированную ландшафтную систему земледелия и скотоводства. Горцы особенно лелеяли пахотные земли и водные источники, оберегая их от эрозии и загрязнения. В некоторых сёлах вместо дров для топки печей применяли сухие навозные брикеты (кизяк), чтобы не снижать лесистость своей местности, поддерживающую естественное экологическое равновесие. Горцы, обожествляя природу, выработали определённые экологические нормы потребления и изъятия живых и неживых природных ресурсов с минимальным ущербом для неё. Словом, у них на протяжении веков выработался экологически нравственный (моральный) долг – предотвращение потерь не только касаемо биоразнообразия, но и природно-культурного наследия в целом.
К сожалению, в наше время многие исторические памятники рушатся. Есть прецеденты, что некоторые фамилии восстанавливают или заново строят свои оборонительные башни и жилые замки, но при этом теряют вид средневекового каменного зодчества осетин.
В середине ХХ в. началось массовое туристско-рекреационное освоение территории Северной Осетии, отражающее сдвиг человеческих потребностей из сферы материального потребления в духовную. Однако, люди стали терять уважение к жизнеустройству и труду своих предков, орудиям труда, традициям, обычаям, фольклору, народным праздникам. Усугубились и экологические проблемы объектов культурного наследия. Постепенно возросло негативное влияние рекреации и туризма на большинство рекреационных объектов: вытоптана растительность вдоль экологических троп, туристических маршрутов, окрестностей турбаз, баз отдыха и населённых мест. Места отдыха и туризма загрязняются твёрдыми бытовыми отходами, сбросами – водные источники и выбросами – воздушная атмосфера и рельеф местности.
Это не удивительно, если выбросы загрязняющих веществ от всех источников в РСО-А составляют более 130 тыс. т/год. Они содержат все природные элементы, да ещё их производные соединения, т.е. вредные вещества: общетоксические, раздражающие, сенсибилизирующие, канцерогенные, мутагенные, пагубно влияющие на детородную функцию. Они переносятся на большие расстояния от источника их выброса и накапливаются в пищевой цепи организмов.
Справедливости ради отмечу, что более 126 тыс. т из них направляются на очистные сооружения, но насколько очищаются, это никому неизвестно. Расчётные суммарные выбросы загрязняющих веществ (около 200 видов) от автотранспорта составляют более 178 тыс. т/год. Твёрдых бытовых отходов образуется свыше 222 тыс. т/год, при этом на территории Осетии мало законных мусорных свалок и утилизаторов мусора. Этого явно недостаточно для снятия такой жизненно важной экологической проблемы. При таком прессе загрязняющими веществами экологические системы не успевают самоочищаться, а тем более, самовосстанавливаться.
Кроме того, нерациональное хозяйственное использование лесных и сельскохозяйственных угодий во 2-й пол. XX в. оказало отрицательное влияние на почвы, воды и биоразнообразие.
Вопреки законам природы и государства, в последние 25 лет происходит как законное, так и стихийное изъятие участков земель в зонах отдыха под строительство баз отдыха и дачных домиков, нередко в экологически опасных местах, где случаются камнепады, лавины, сели, наводнения, оползни и т.п. А это – несогласованные с природой действия. А ведь 500 лет тому назад Леонардо да Винчи говорил: «Чтобы правильно управлять природой, нужно уметь ей подчиняться». Благо, с этим негативом властные структуры уже успешно разбираются.
Подобная экологическая безнравственность и неэтичность являются результатом снижения экологической культуры общества. Вследствие падения экологической культуры и усиливающейся антропогенной нагрузки площади рекреационных зон уменьшаются, а их ёмкость снижается при постоянном возрастании числа отдыхающих.
Низка экологическая культура общества и в обращении с твёрдыми бытовыми отходами. В процессе отдыха, прогулок и походов мусор разбрасывается отдыхающими на рельеф местности или складируется без сортировки на многочисленных стихийных свалках. В процессе хранения, сжигания и утилизации мусора образуются не только «парниковые газы», но и хлорорганические соединения – диоксины и диоксиноподобные вещества, являющиеся самыми коварными ядами для всего живого на Земле. Основными источниками вышеназванных ядов являются: хлорирование питьевой воды, выхлопы автотранспорта, обработка сельхозугодий гербицидами, способными превращаться в диоксины непосредственно в живой и неживой природе, функционирование несовершенных, экологически опасных металлургической и др. промышленности. Как видите, источников загрязнения у нас предостаточно. Контролирующих и природоохранительных ведомств тоже хватает, но эколого-экономический эффект от их работы весьма слабый.
Не менее тревожен факт образования бросовых земель, физического, химического загрязнения окружающей среды из-за низкой культуры сельскохозяйственного и других видов производства, рекреации и туризма. А ведь доказано, что здоровье человека на 30% зависит от качества окружающей среды. И ещё, при неправильном хранении и утилизации мусора теряется вторичное сырье. Это пищевые отходы, древесина, макулатура, картон, текстиль, кожа, резина, пластмасса, кости, стекло, чёрный и цветной металлолом, камни, штукатурка, отсев и прочее. Но, как говорится, это полбеды. Образующийся из органических фракций отходов свалочный газ на 50-60% состоит из метана и 40-50% углекислого газа. Остальной процент 4-х видов «парниковых газов» (закись азота, гидрофтороуглерод, перфофтороуглерод, гексофторид серы) гораздо вреднее для человека и окружающей среды и обладает более высоким потенциалом в глобальном потеплении, чем метан и углекислый газ. Какой же выход отсюда?
В мире известно три основных способа утилизации твёрдых бытовых отходов: сжигание мусора в сжигательных машинах; захоронение мусора на свалке; верми-компостирование его органической фракции. При сжигании мусора, даже в сжигательных машинах, из относительно безопасных материалов образуется токсичное загрязнение воздуха; при захоронении на свалках выделяющиеся «парниковые газы» наносят вред не только окружающей среде, но обладают высоким потенциалом для глобального потепления. Для её решения Минприроды РСО-Алания принимаются соответствующие меры, которые нередко из-за низкой экологической культуры технологии производства и сиюминутной экономической выгоды подрядных организаций переходят в полумеры.
В результате эксплуатации рекреационные ресурсы площадью около 6 тыс. га доведены до разного уровня экологического состояния, правда, условно: нормы 60%, риска 32%, кризиса 5% и бедствия 2%. Однако, площади зон экологического кризиса и бедствия имеют тенденцию к росту. Хотя госинспекторы по охране леса, окружающей природной среды Минприроды, Республиканского общества охраны природы, ООПТ и волонтёры часто убирают мусор в местах отдыха, но следующими посетителями они снова замусориваются. Исторически же уклад жизни выработал устойчивые стереотипы поведения населения в природе, направленного на достижение и сохранение баланса между человеческой деятельностью и природой. Всё это надо бы применить в жизни вместе с новациями, опираясь на традиционную культуру местного населения, особенно на её экологический аспект. Ведь это – оптимальный опыт взаимодействия человека и природы. А к этому надо бы добавить повышение экологического образования и просвещения не только населения, но и руководителей контролирующих и строительных организаций, субъектов рекреации и туризма. Одним словом, необходимо повысить экологическое образование, сознание культуру и мировоззрение населения.
Обустроить все места отдыха населения малыми архитектурными формами, хотя это не раз делалось госинспекторами лесничеств, особо охраняемых природных территорий. Однако, некультурные отдыхающие часто их разрушают.
В местах нестационарного отдыха необходимо установить биотуалеты с использованием торфа, древесных опилок и др. органики.
На стационарных местах отдыха (базы отдыха, турбазы и пр.) устроить местные системы канализации и очистки сточных вод. Кое-где они есть, но плохо или совсем не функционируют. Однако, субъектам отдыха (рекреации) расходы на эти цели, да и подчас их низкая рекреационная экологическая культура являются камнем преткновения.
Все эти меры приведут рекреационные ресурсы республики к эстетической привлекательности, комфортности и устойчивому состоянию. Для этого в зонах отдыха необходимо соблюдать санитарно-гигиенические и экологические нормативы, скопившийся же мусор на стихийных свалках и на местности сортировать и вывезти на санкционированные свалки.
Для благоустройства зон отдыха необходимо применять ландшафтные рубки леса и способы облесения газоустойчивыми, пылеустойчивыми и дымоустойчивыми видами деревянистых растений, особенно, в пригородных зонах, доводя их площади до санитарно-гигиенических норм.
Всё это создаст благоприятную экологическую среду, меняющую отношение человека к месту своего проживания, отдыха или работы. А самое главное, сохранит природу для будущих поколений в таком состоянии, чтобы они нас вспоминали добром.
В этом нет сомнений, если каждый из нас будет жить в согласии со своей природой.
Аламбек САБЕЕВ
замдиректора по науке ФГБУ «Национальный парк «Алания»,
заслуженный эколог РСО-Алания
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |