Ещё совсем недавно ношение национальной одежды считалось или уделом сельчан, или празднично-театральной атрибутикой. Пожалуй, только на свадьбе осетинская невеста могла блистать в изысканном наряде предков. Мужчины же предпочитали традиционные европейские костюмы.
Но с некоторых пор в повседневную моду сначала робко, а теперь уже и уверенно вошли мужские сорочки сдержанной цветовой гаммы, заставившие представителей сильного пола как-то сразу подтянуться, расправить плечи и почувствовать себя настоящими джигитами.
Не буду утверждать, что появление Главы Северной Осетии Вячеслава Битарова сначала в роще Хетага, а потом и на телевизионном экране с поздравлениями по поводу старинного праздника Джеоргуыба в народном осетинском костюме сразу резко увеличило количество желающих пошить черкеску или шаровары, тем более, что реакция была неоднозначной, но то, что незаслуженно забытый национальный стиль официально вышел «из тени», это точно. Хотя сам Вячеслав Зелимханович искренне недоумевает по поводу повышенного интереса к своей персоне в этой связи и считает ношение национальной одежды абсолютно нормальным признаком уважения к культуре и традициям своего народа.
Сегодня появлением мужчины в сорочке этностиля или дам в платьях и костюмах, украшенных национальным орнаментом, никого не удивишь. Вещь подчёркивает наличие статусности и хорошего вкуса у её обладателя.
«Это действительно так, – подтверждает модельер Лиза Габарати, создатель студии дизайнерской одежды LIZA GABARATI, которая уже на протяжении нескольких лет работает над разработкой уникальных и в то же время повседневных «носибельных» силуэтов, искусно вплетая оригинальный осетинский «характер» одежды в современные модные тенденции. Её ориентир по жизни, что «миром движет именно исключение из правил, а не само правило, не стандартное мышление, а озарение», в этом случае работает на все 100 процентов. – Пока большинство наших гостей (так модельер называет клиентов студии, расположенной в центре Владикавказа) – мужчины. И мне это очень приятно. Хотя мы можем и нашим женщинам предложить очень интересные дизайнерские вещи: качественные, стильные, элегантные, строгие и одновременно изящные, подчёркивающие их красоту и достоинство».
Несмотря на эксклюзивность каждого изделия, в которое вложены не только отличное знание истории национального костюма, утончённое чувство стиля и высокий профессионализм мастеров, Лиза убеждена, что «не рубашка украшает гостя, а гость рубашку» и относится к заказчику с максимальным вниманием, стараясь подсказать или подкорректировать детали силуэта, помочь с поиском цвета и фурнитуры.
Сам процесс выбора ткани, а она обязательно должна быть высокого качества, «благородного происхождения», и фасона, а потом примерки напоминает какой-то священный ритуал. Как будто изделие несёт особый сакраментальный смысл. Даже те, кто просто наблюдает, и то замирают при надевании и «подгонке по фигуре» сорочки или черкески. Что уж говорить о её обладателе.
«Я не первый раз заказываю вещи в национальном стиле, – рассказывает сотрудник госструктуры Владимир. – Предпочитаю сорочки, которые в зависимости от цвета можно надевать по разным поводам, в том числе и в офис, за исключением протокольных мероприятий, где необходим галстук. Черкеску же пошью, когда буду дочь замуж выдавать».
Что интересно, сорочки не выглядят архаично, старомодно. Наоборот, очень свежо, современно и… модно. Владимир – далеко не единственный любитель такого микса в одежде. Всё больше мужчин разных национальностей, в том числе и молодых, и даже далеко за пределами Северной Осетии, предпочитает иметь в своём гардеробе такую красоту. «География проживания наших заказчиков – самая разнообразная, начиная от Ставропольского и Краснодарского краев и заканчивая Израилем, США и даже Скандинавией. Часто изделия приобретают и на подарок», – говорит моя собеседница.
Чем же «удивляет» фирменная вещь от Лизы Габарати? Прежде всего, фактурой ткани и высоким уровнем выполнения работы. А ещё изысканным вкусом. Характерные элементы кроя украшаются воротником-стойкой, строгим рядом специально изготовленных пуговиц, манжетами с фирменным логотипом, изображающим богиню-мать, символ женского начала и плодородия. Цена сорочки от 5 до 7 тысяч рублей заказчиков не смущает: люди готовы платить за качество.
Сегодня LIZA GABARATI – это бренд, ярко заявивший о себе в современной индустрии дизайнерской одежды. Проделан большой путь от студенческой скамьи физико-технического факультета СОГУ до успешного участия в Неделе высокой моды в Москве и контрактов с известными бутиками столицы.
«Я долго к этому шла, много работала и до последнего момента никому не рассказывала об этом предложении: боялась, что что-то сорвётся, пойдёт не так, – вспоминает Лиза. – Готовились очень тщательно. Выбрали ткани, я рисовала эскизы для будущей коллекции, потом начали шить. Всё должно было быть безупречным: ткань, фасон, дизайн, фурнитура. Хотелось, чтобы не было никаких скидок на провинцию».
Были выполнены все необходимые условия конкурса, после чего заявку одобрили. Открывал Неделю высокой моды сам Валентин Юдашкин. А на показе присутствовали звёзды шоу-бизнеса, столичные кутюрье, светские львицы. Коллекция Лизы Габарати была выдержана в одном стиле: пальто, костюмы, платья, брюки, юбки, блузки – всё сочеталось по цветовой гамме, а поэтому можно было смело комбинировать. Каждый шов был идеально ровным, никаких изъянов. В классический стиль удачно вписался эксперимент с рюшами, басками и крыльями. Фурнитура и пуговицы были «ювелирными» в прямом и переносном смыслах.
Идею и её реализацию осетинским модельером столичный бомонд оценил очень высоко, и аплодисменты, которые она услышала, выйдя на подиум после демонстрации своих изделий, более чем заслужены. Но это были европейские образы сезона осень-зима, а Лизе бы очень хотелось представить коллекцию в этностиле и показать всю красоту и достоинство национальной осетинской одежды. Именно в этом ключе она и заявила о себе, ещё учась на 3-м курсе СОГУ, создавая чудеса из самых простых тканей, но зато уже с ручной росписью. А через два года на студенческом фестивале «Пульс моды» впервые появилась знаменитая теперь бирюзово-коричневая «Амага», которая до сих пор очень любима Лизой.
Сейчас дизайнер работает над новой линией одежды для детей. Хотела бы видеть в числе своих гостей больше девушек и женщин различных возрастов, потому что ей есть что им предложить, чтобы подчеркнуть красоту и индивидуальность, а современный европейский стиль в обрамлении элементов национальной культуры помогут создать поистине неповторимый привлекательный образ.
«Любовь к нашей истории, культуре мне привили с детства, так же, как и к рукоделию, – говорит Лиза. – Женщины в нашей семье всегда шили, и я уже с первого класса знала, чем буду заниматься, когда вырасту». Целеустремленность и огромная работоспособность, да ещё плюс удача – залог успеха. У Лизы Габарати всё это есть. Её желание передать душу и энергетику народа через костюм, но только умело и грамотно, чтобы избежать архаики, уже получило признание и преданных поклонников. Кроме того, и попало в тренд, ведь сейчас всё чаще и чаще музейные раритеты «выходят» в народ и приобретают современное лицо.
В других республиках Северного Кавказа тоже активно занимаются этномодой. К примеру, в Ставрополе проводятся регулярные показы православной и казачьей одежды, которая хоть и соблюдает все каноны: длина юбок ниже колен, длина рукава ниже локтя, неглубокие декольте, украшение вышивкой, но вполне адаптирована к сегодняшнему дню. Шьют повседневные наряды в национальном стиле ингушские и чеченские дизайнеры. Причём скромность внешнего облика, что принято по мусульманским традициям, вовсе не означает скучность, серость, а наоборот – благородство и элегантность.
Чем же вызвано такое увлечение? Ну, если не брать за основу утверждение, что «всё новое – хорошо забытое старое», то тягу к национальной одежде можно объяснить стремлением человека к ощущению своей причастности к богатой уникальной культуре своих предков, а по большому счёту – к возвращению к своим истокам, к своим корням. Ну а то, что к этностилю добавляется европейская классика, так это дань времени. XXI век на дворе, и одежда должна быть не только красивой, но и удобной, простой в быту, соответствовать нынешнему скоростному ритму и современному облику.
Тамара БУНТУРИ