Держу в руках подаренную мне подругой книгу, посвящённую светлой памяти родителей – автор Фа Тима «Слово за словом»: роман, стихи, тираж – всего 200 экземпляров. Автор предлагает вниманию читателей «роман на новый лад»: короткий, но содержательный, он рассказывает о нас и нашем времени. А подруга, отдавая мне книгу, сказала: «Когда дарю свои книги, ощущение, что раздаю свою душу по кусочку – всем. Но настаёт момент, когда я думаю, что зря всё это. Возможно, и на этот раз будет так же. Но это, хоть и пугает, но не останавливает почему-то…»
Сама автор в первой главе пишет: «Роман позвал меня, посадил за стол. Заставил писать. Роман писался сам по себе, слово за словом, строчка за строчкой, страница за страницей, глава за главой. Откуда что появлялось, как складывалось? Кто были эти лица, эти образы, эти характеры, эти люди – живые или не очень?.. Роман писался сам, без моей на то воли. Что из этого выйдет, что родится?.. Мои книги на родном языке не заметил никто. И я не думаю, что на русском у меня прибавится читателей. Я же уже сказала, просто не могу иначе… Удивительно, что всё, о чём бы ни стала писать, уже давно писалось и много-много раз. Но каждый по-своему всё переживает и пишет, и нельзя этого отменить».
Итак, я открываю имя автора: это Фатима Хадикова. В 2011 году в «Издательско-полиграфическом предприятии им. В. Гассиева» вышла в свет книга «Хадиковы», составленная ею. В издании говорится о происхождении фамилии, расселении её по сёлам Осетии, опубликованы очерки об известных и малоизвестных (широкой общественности) представителях фамилии. А в марте 2014 года в Литературной гостиной магазина «Книги» по ул. Джанаева состоялась презентация сборника «Николай Кабоев», автором-составителем которого также является Фатима Хадикова. Она – член Российского союза профессиональных литераторов, осетиновед, автор нескольких сборников стихов на осетинском языке, её поэтическое творчество представлено в Интернете на сайте Стихи.ру, она – ведущая клуба осетинской поэзии в Литературной гостиной магазина «Книги»…
В наше время в качестве особого класса литературные критики выдвигают бессюжетный роман, признаком которого является крайняя ослабленность (а иногда и отсутствие) фабулы, лёгкая перестановка частей без ощутимого сюжетного изменения и т.п. К этому жанру можно было бы отнести вообще всякую большую художественно-описательную форму связных «очерков», например, «путевые записки». В современной литературе к этой форме приближаются «романы-автобиографии», «романы-дневники» и т.д. Но в данном случае в книге «Слово за словом» – и здесь я могу поспорить с автором - я вижу собрание ярких, коротких мини-новелл, объединённых между собой образом самого автора, её мыслями и чувствами, но – не роман как таковой! Это и монологи-рассуждения на самые разные темы, и притчи, и пронзительно-щемящий рассказ о личной драме...
Вчитываясь в летящие строки, понимаешь: автор смогла проявить самое ценное своё качество – постоянство, устойчивость в мире современного хаоса, душевное равновесие, особое целостное мироощущение. Она непринуждённо и легко изображает свою собственную жизнь и жизнь своих земляков в разные периоды времени, традиции и обряды осетинского народа, которые, к сожалению, сейчас стали забываться или исполняться формально, без души. Её глазами мы видим убранство домов, предметы повседневного быта сельчан, природу Осетии, её соседей и родственников… Ей это удаётся интуитивно, вероятно, как раз потому, что она не ограничила себя какими-либо творческими правилами и запретами.
Мне как читателю и представителю того же поколения очень близки многие и многие её мысли. Я так же, как и она, задаюсь вопросом: «Куда всё делось, почему никто никого не уважает, никто ни с кем не считается? Сейчас уважают другое: деньги есть – ты уважаемый всеми человек, занимаешь пост – тебя уважают. А просто посоветовать или сделать замечание кому-то – не стоит, тут же наживёшь себе врагов… Искренность и доброта почему-то смешны… Что стало с людьми? Если стали отменять законом отца и мать? Вместо этого – родитель один и два. Пусть каждый живёт, с кем хочет, но зачем это делается достоянием общества, зачем нужно всем доказывать, что вы правы? Почему из-за них меняют законы человечества? И нравственность отступает, здравомыслие пропадает, а человеческие пороки восходят на пьедестал. Как такое возможно?.. Что происходит с миром, с людьми? Мало нам катастроф, войны, терроризма, стихийных бед?» Вслед за автором я могу сказать: «Горжусь Человеком! А простить человеку то, что в XXI веке люди всё ещё воюют и делят место под солнцем – не могу. Ведь любовь и созидание должны стать главными». С болью и горечью вспоминает Фатима и страшные потери нашей страны и республики в Великой Отечественной, и в необъявленных «афганской» и «чеченской» войнах, и ужас Бесланской трагедии, и бесчеловечный артобстрел Цхинвала в 2008 году, и страшную гибель осетинского трибуна, народного поэта…
Действительно, «мы все родом из детства. Возвращаться туда в своих воспоминаниях – это одно из основных удовольствий, которые мы можем себе позволить». Сколько тёплых слов о детских и девичьих годах чудесных звучит со страниц произведения Фатимы Хадиковой! А потом была встреча с настоящей Любовью – яркой, глубокой, оставшейся в ней навсегда, несмотря ни на что. Все жизненные обстоятельства и катаклизмы преходящи – но Любовь продолжает жить и обогревать своим теплом семейный очаг… И автор уверена, что: «…человечество держится на женской самоотверженности. Если когда-то женщины потеряют это качество и на первый план выйдет эгоизм, люди на Земле исчезнут».
Автора не оставляют равнодушной события, происходящие на братской Украине, и та агрессия, которая изливается на Россию странами Запада, она приходит в ужас от того, что политика вторглась в святая святых – в семьи! – и разрушает их изнутри. И она пытается дать ответы на свои же вопросы: «Почему всё никак не наладится? Что мы делаем не так?.. Что такое дружба?.. Что там, за горизонтом – новые испытания и трудности?..» С горечью писательница констатирует: «… война уже идёт. Третья мировая война – терроризм, не имеющий географических ограничений… А ещё – информационная».
Поток образов в книге часто не ограничен плотинами абзацев, линейностью повествования и причинно-следственными связями. Она, филолог по образованию, все эти каноны и правила прекрасно знает – но выстраивает канву романа по-своему, согласно внутренней гармонии и велениям мыслей. 79 небольших глав-новелл, каждая из которых – это сгусток эмоций и мыслей, это «дымящийся кусок совести», это альтер эго автора.
Вслед за Фатимой я тоже могу повторить: «Самое большое наслаждение я получаю от книг. Я вновь и вновь возвращаюсь к авторам, которые мне подарили радость общения с ними, с их книгами. И я читаю их заново, открываю их заново, и я лечусь – благодаря им. Моя душа счастлива, спасибо всем, кто силой слова меня возвращает к жизни и кто благодаря слову остаётся жить вечно… Ценности – и нравственные, и духовные – с древних миров и по сей день ничуть не изменились… Что помогает жить, кроме книг и чтения? Музыка. Хорошая музыка…»
И сама книга Фатимы Хадиковой «Слово за словом» – это красивая и честная «музыка слов, чувств и мыслей» писательницы и поэтессы, где в главе «Стихи» дана подборка стихотворений Фатимы разных лет на русском языке. О чём они? Да всё о том же: о счастье человеческом и крепкой любви, о поэзии и поэтах, о современных войнах и наших бессчётных жизненных проблемах, стихи-посвящения маме, друзьям и ветеранам Великой Отечественной войны.
Наталья КУЛИЧЕНКО