Бибо ушёл очень молодым. Его нет с нами уже 19 лет, а ведь сегодня могло бы исполниться 80. Но не зря же говорят, что таланты сгорают быстро. Звезда Бибо загорелась на театральном небосклоне Осетии, пронеслась по нему ярчайшим метеором и сгорела, оставив долгую память о нём.
Несмотря на то, что ролей у Ватаева было более 50, сильнее других запомнилась одна — Чермен. В прошлом году этот спектакль был восстановлен в Осетинском театре. Александру Битарову, который теперь исполняет роль Чермена, пришлось нелегко: ведь его постоянно, пусть и не нарочно, сравнивают с Ватаевым. И очень часто сравнение бывает не в пользу Битарова. Не потому, что он играет плохо, а потому что стереотип «Ватаев — гений» сложно переплюнуть.
«Бимболат блестяще исполнил роль Чермена сначала в кинофильме, а потом играл его на сцене, — рассказывает Битаров. — Ватаев оставил хороший след, замечательно сыграв эту роль, на высоком уровне. И это вошло в историю, в историю театрального искусства республики, историю театра. И, конечно же, он отождествляется с этой ролью, ролью Чермена. Поэтому играть Чермена после него было очень ответственно, и я изначально понимал это».
Про Бибо можно писать журналистским штампом — «простой сельский парень». Он родился в Новом Батако. Тем не менее он не побоялся учиться в лучшем театральном вузе страны — знаменитой Щуке на курсе у величайшего Юрия Любимова.
После окончания института Любимов не позволил Ватаеву бросать московские театры вот так, сразу. Поэтому год молодой актёр проработал в театре на Таганке.
Затем последовали ещё 6 лет на киностудии «Таджикфильм». Одной из самых известных его ролей стал Рустам в кинотрилогии по эпической поэме Фердауси «Шахнаме».
Про Ватаева говорят много добрых слов. Его хвалят как актёра, как друга, как человека и как отца. Его младшая дочь Агунда до сих пор со слезами вспоминает о нём: он умер, когда ей едва исполнилось 15. Тем не менее она говорит, что ей посчастливилось играть на одной сцене с отцом в постановке «Царь Эдип».
«Я играла роль принцессы. Роль была не большая, маленькая, — рассказывает Агунда Ватаева. — Но была очень тяжёлая роль, потому что царь Эдип себе выколол глаза, и когда он уходил из царства своего, он захотел попрощаться со своими детьми, со своими дочками. И вот мы вышли на сцену, и эти слова его, которые потом в жизни, оказалось, я очень через себя пропускала. Он говорил: «Как я буду жить без вас, мои девочки, вас будут приходить и сватать, кто будет давать ответ». Поэтому слова для меня были очень тяжелые».
Перед тем, как родилась Агунда, Бибо ждал сына. Он называл ее «своей булочкой». Она всегда находилась рядом — в театре, на спектакле, дома и даже в кабинете министра культуры, в чьём кресле Ватаев также успел побывать. Ее любимое место было у него на коленях.
«Помню, как я пришла к нему на работу, когда он уже выходил, — вспоминает Агунда. — Мы вместе шли с ним по коридору, он меня обнял, и я снизу вверх смотрела на него. Я не знаю, как это объяснить, но именно в этот момент, вот так глядя на него, я подумала: «Не дай Бог у меня не станет папы». Мы спустились вниз, он мне сказал «Всё будет хорошо. Беги, Булочка, домой». Я пошла, но обернулась, увидев, как он уходит. Таким я увидела его последний раз. Наутро позвонили и сказали, что его не стало».
При Бибо Ватаеве Осетинский театр, а также государственный ансамбль «Алан» получили статус академических. Последние годы своей жизни он работал в качестве художественного руководителя Осетинского театра.
Он снялся более чем в 30 фильмах, сыграл на сцене около пятидесяти ярких ролей, которые ещё долго будут с теплотой вспоминаться осетинскими зрителями.
Ему присуждены Государственные премии Таджикской ССР и СОАССР им. К.Л. Хетагурова, а также звание «Человек — народное достояние России».
Вива, Бибо, вива!