То, что Владикавказ в последние годы преображается буквально на глазах, заметно каждому. Благоустраиваются улицы и дворы, появляются новые уголки отдыха на перекрёстках, а зелёный наряд города покрывает всё большие и большие площади. Владикавказ постепенно становится городом, в котором будет комфортно жить и отдыхать, а это не может не радовать. Оценим развитие города с нескольких ракурсов.
«Мы пригласим на танец память»
Владикавказу ещё в период появления было уготовано особое предназначение. Поставленный в качестве крепости на важнейшем для державы пути в Закавказье – Военно-Грузинской дороге, он приобрёл значение крупного торгового и транспортного узла. В 1860 году по высочайшему повелению императора Александра II крепость Владикавказ вместе с расположенным рядом осетинским поселением была преобразована в город, а чуть позже стала административным центром обширной Терской области.
Чтобы оценить это, достаточно посмотреть на карту. Терская область по современным границам охватывает практически весь Северо-Кавказский федеральный округ, за исключением северной части Ставропольского края. Уж подлинно, все пути вели во Владикавказ! Ведь уже в 1875 году было завершено строительство железной дороги от Ростова-на-Дону до Владикавказа, получившей название Ростово-Владикавказской. Позднее дорога именовалась Владикавказской. Начало эксплуатации железнодорожной ветки послужило мощным катализатором для развития промышленности в городе, а следовательно, и притока населения. К концу XIX века Владикавказ представлял собой крупнейший промышленный и логистический центр региона.
Средства массовой информации – важнейшая сфера жизни общества. Поэтому в 1868 году благодаря стараниям начальника Терской области Михаила Лорис-Меликова вышел в свет первый номер газеты «Терские ведомости», ставшей предшественницей всех последующих региональных СМИ. Кстати говоря, после долгого перерыва в советское время, «Терские ведомости» были возрождены во Владикавказе несколько лет назад.
Долгое время монополией на транспортное обеспечение жителей и гостей города обладали извозчики. Но дальнейшее развитие Владикавказа требовало более прогрессивных видов транспорта. Ещё в начале 1890-х гг. руководство города вело переговоры об устройстве конно-железной дороги. Затем приоритетным проектом стало строительство электрического трамвая и системы уличного освещения. В августе 1904 года трамвай вышел из депо и совершил первый рейс, став на несколько десятилетий главным видом общественного транспорта Владикавказа.
Железная дорога, изначально проведённая во Владикавказ, несколько позже была продолжена на восток до Петровска (Махачкалы) из Беслана. Это обстоятельство нанесло существенный удар по позициям города: ветка стала тупиковой. Но несколько позже был разработан проект по строительству Кавказской перевальной железной дороги – от Владикавказа до Тбилиси. Претворению в жизнь помешала Первая мировая война, а затем и две революции. К этому проекту возвращались трижды: в 1930-е, 1950-е и 1980-е годы. В первый раз помешала Вторая мировая, во второй решили сначала построить Транскам, а в третий – рухнула советская власть и страна в целом.
Между прочим, учитывая современные российско-грузинские реалии, представляется интересным следующее. Одним из этапов нормализации отношений, к тому же со значительным экономическим эффектом для обеих сторон, могло бы стать сооружение железнодорожной ветки Владикавказ-Тбилиси. Это, несомненно, придало бы новый импульс и развитию нашего города.
После революции статус Владикавказа менялся несколько раз. В 1920 году – центр Горской автономной республики (по территории – примерно половина Терской области), С середины 1920-х – город республиканского значения (с непосредственным подчинением РСФСР). В 1930-х годах он вновь был повышен до административного центра Северо-Кавказского, а затем Орджоникидзевского края. Но затем, и уже на долгие десятилетия, стал столицей Северной Осетии.
Конечно, всё это наложило свой отпечаток на положение города. Из-за понижения статуса в определённой степени снизились темпы роста хозяйства и населения. Выросли в самостоятельные крупные города населённые пункты, бывшие до революции центрами округов Терской области – Нальчик, Грозный, Махачкала и др. С другой стороны, в советское время Владикавказу было придано значение промышленного и туристического центра. После Великой Отечественной войны в городе развернулось строительство новых крупных предприятий, в том числе военно-промышленного комплекса. На юге развивалась курортная зона: через Владикавказ проходило несколько туристических маршрутов союзного значения.
Постперестроечное время внесло свои, во многом отрицательные, коррективы. Не остался в стороне, к сожалению, и Владикавказ. Практически в запустении находится промышленная зона города. Похвастаться массовым притоком туристов на сегодня мы тоже не можем. Сказывается соседство «горячих точек», имидж Кавказа, сформированный в глазах населения страны федеральными СМИ. Впрочем, как писал в XIX веке известный писатель и этнограф Евгений Марков, ««Владикавказ – скромный, но очень миловидный городок... Сады и эта каменная опрятность города производят какое-то непривычно приятное впечатление спокойной и скромной жизни... Вообще, в этом преддверии диких гор и разбойничьих племён чувствуешь себя более в Европе, чем во многих наших коренных русских городах».
При создании СКФО административной столицей округа был избран Пятигорск, хотя положение Владикавказа во многих смыслах значительно выигрышнее, не говоря уже об историческом значении и о названии города. Тем не менее, сегодня у Владикавказа есть все возможности для роста – в качестве культурного, туристического, транспортного и промышленного центра Северного Кавказа.
Идём дальше
Поступательное движение к намеченным высотам налицо. К примеру, рекреационные зоны города. В ближайшие годы должны быть реализованы два крупных проекта: строительство всесезонного курорта «Лысая гора» и уникального развлекательного комплекса «Страна нартов» в районе Водной станции. Ведётся благоустройство набережных города.
О набережных стоит сказать особо. По замыслу городской администрации, они должны протянуться едиными лентами по обоим берегам Терека, став, таким образом, визитной карточкой Владикавказа. Совместно с соответствующей инфраструктурой – спортивными площадками, сквериками, предприятиями общественного питания и т.д. – набережные привлекают и жителей, и гостей города. Положительные впечатления гарантированы.
Буквально недавно «вошёл в строй» ещё один участок набережной – между улицами Льва Толстого и Чкалова. Горожане помнят, что это за место было: пустыри, бурьян и мусор. Ныне же: новая асфальтированная дорога, широкие тротуары для пешеходов, приятная свежесть деревьев и кустарника, а главное – настоящая экскурсия по истории Владикавказа.
Этот фрагмент набережной можно назвать уникальным по наполненности историческими символами и информацией. Если начинать прогулку от улицы Льва Толстого, то нашему вниманию предлагается прекрасная смотровая площадка. Далее – отпечатанные по специальной технологии на керамограните сведения об известных личностях, посещавших в разное время наш город, с высказываниями о Владикавказе. Отдельно размещены баннеры, повествующие об этапах становления крепости, преобразовании её в город, создании Терской области, старейшей газете «Терские ведомости» и Владикавказском трамвае. На одной из стен – утраченные памятники архитектуры. Но главное место во всей композиции принадлежит сохранившемуся участку крепостной стены XIX века. Его благоустройство ещё впереди. Здесь же предполагается поставить памятник одной из исторических фигур, имевших отношение к Владикавказу.
Администрацией города и всей командой участников проделана большая работа. В принципе, это тот случай, когда можно почувствовать настоящее творческое удовлетворение от своего участия в реализации проекта. Хотя, конечно, работы ещё много, в том числе – по украшению набережной произведениями малых скульптурных форм. Тем более – приближается 230-летие города. Но восторженные оценки гостей города, посещавших набережную, говорят о том, что направление выбрано правильное.
Поскольку набережная не имеет пока названия, попутно вношу предложение: присвоить ей имя славного сына России, основателя крепости Владикавказ, генерал-губернатора Саратовского и Кавказского Павла Сергеевича Потёмкина. Здесь же к юбилею города установить ему памятник. Это будет правильным со всех позиций, учитывая, что памятник основателю осетинского поселения Дзауджикау уже имеется в старой части города.
В будущее, хоть глазком!
Мы не должны стесняться показывать славное прошлое Владикавказа, а также – заглядывать в, уверен, блестящее будущее. Вижу Владикавказ процветающим городом. Ежегодно он принимает тысячи туристов. Часть из них прибывает самолётами в реконструированный аэропорт, от которого электропоезда-экспрессы мчат в центр города. Другие – по железной дороге, на новый железнодорожный вокзал. Есть и множество гостей с Закавказья, ведь туда уже построен участок пути через перевал!
Население города увлекается здоровым образом жизни, а потому: велосипедные дорожки имеются на всех улицах, как и специальные стоянки для них. Машин с двигателями внутреннего сгорания мало, так как, во-первых, мало мест для парковки, а парковка в неположенном месте влечёт за собой большие штрафы. А во-вторых, для владельцев «вредных» машин установлены высокие налоги, поэтому пользоваться ими невыгодно.
Но в городе есть и удобный общественный транспорт: комфортабельные трамвайные поезда на выделенных линиях ездят с высокой скоростью. В помощь им – гибридные троллейбусы, способные проезжать большие расстояние без подключения к контактной сети. Конечно же, напрочь исключены «занюханные» маршрутки: они не выдержали конкуренции с прогрессом. Имеются такси, в качестве которых используются электромобили.
Город привлекает чистотой и комфортом. Множество зон отдыха, удобных торговых и развлекательных комплексов. Огромный парк с аттракционами мирового уровня сооружён в районе Водной станции, около уникального зоопарка. Промышленная зона, внушавшая когда-то грустное зрелище, теперь представляет собой территорию чистых высокотехнологичных производств. Владикавказ не знает такого понятия, как «пробки»: построены прекрасные развязки, транзит движется по обводным магистралям, а население предпочитает общественный транспорт. И уж, разумеется, нигде не встретишь такого убогого и абсурдного явления, как «лежачий полицейский»: только ради интереса к истории.
Множество старинных зданий, которым вернули первозданный облик. Памятники выдающимся деятелям истории и культуры – практически на каждом углу. Красивый и яркий макет современного Владикавказа, ежегодно обновляющийся – на площади около городской администрации. Изюминка Владикавказа – Александровский проспект. На нём расположен грандиозный музей, экспозиция которого рассказывает об истории не только Осетии, но и всего Северного Кавказа. Ведь Владикавказ по праву называют столицей региона, в первую очередь – культурной и туристической.
И что же делать?
Всё очень просто: вспомнить, что все мы – горожане, владикавказцы. Владикавказ – это звучит гордо! Не мусорить. Не плевать на улице. Не срывать цветы. Не хамить и не ругаться. Заботиться о благоустройстве города лично. Мало того, что не творишь в ущерб городу сам – пресекай других, не стой в сторонке!
Для состоятельных горожан делом чести должно быть принимать посильное участие в благоустройстве, строительстве инфраструктуры и современных производств. Ведь это наш город, люди!
Если в первую очередь во дворе многоэтажки будет строиться не детская площадка, а очередной «хадзар» – то кто мы? Если после разрытия дороги для ремонта водопровода не будем возвращать «как было» – то кто мы? Если в историческом здании, в котором хорошо бы устроить дом-музей выдающегося представителя российской культуры, будем пробивать очередную дверь и красить «свой» кусочек фасада – кто мы? Уверяю, никакие ложные титулы, звания и лесть окружающих не помогут для того, чтобы знать – кто в действительности.
Город может стать лучшим во всех отношениях. Но сначала лучшими надо стать нам.
Казбек ТАУТИЕВ,
руководитель ОД «За наш Владикавказ»
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |