Наверх
Подписаться
1868
Газета основана
1(13) января 1868 года.
Издание возрождено
в 2010 году.
Регистрация
Электронная версия газеты на pressa.ru
События

Владимир Иванов: «Вдохнуть жизнь в общество «РУСЬ»

В Республике Северная Осетия-Алания проживает 140 тысяч русских, это второй по численности этнос.

— Владимир Александрович, какое место, по-Вашему, должно занимать общество «Русь» в социуме Республики Северная Осетия-Алания?

— Одной из ключевых задач, обозначенных в Стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, является прекращение оттока и возвращение русского населения на территорию округа. При этом подчеркивается, что русское население для СКФО не только важнейший фактор стабилизации этнополитической ситуации, но и источник высококвалифицированных кадров, необходимых для устойчивого развития округа и достижения его инвестиционной привлекательности.

Постановка вопроса о возвращении русского населения весьма актуальна для субъектов СКФО, ставших, по сути, моноэтническими в результате массового исхода русских — Дагестан, Чечня, Ингушетия. В РСО-А русские остаются доселе вторым по численности этносом после осетин. Поэтому более значимыми задачами для властных структур и институтов гражданского общества республики видятся: вовлечение русских во все планируемые и осуществляемые экономические преобразования, обеспечение их достойного представительства в органах государственной власти и местного самоуправления, создание условий для комфортного социального самочувствия русских, постоянно проживающих в Северной Осетии и прибывающих в республику на жительство.

 

— Какую реорганизацию общества «Русь» необходимо провести для повышения её роли в жизни республики?

— Для решения названных задач, несомненно, необходима «политическая воля» руководства республики и муниципалитетов, проявляющаяся в готовности использовать в этих целях определённую долю властно-распорядительного, административного ресурса. В частности, без его привлечения вряд ли возможно осуществление мер поддержки русского населения в вопросах организации и развития собственного бизнеса, льготного юридического консультирования, квотирования бюджетных мест для местной русской молодёжи в республиканских образовательных учреждениях, разработки и реализации целевых программ государственной поддержки национальных самодеятельных коллективов, ремёсел, и многих других.

Вместе с тем, нельзя сбрасывать со счетов возможностей общественных институтов, призванных всячески содействовать власти, прежде всего, в создании условий для комфортного социального самочувствия русских.

В РСО-А наиболее значимым таким институтом считается Республиканская общественная организация (РОО) «Русь», образованная почти два десятилетия назад. Уже само по себе существование РОО «Русь», систематическое упоминание о ней в СМИ, являются факторами, способствующими укоренению в сознании отдельных русских жителей республики убеждения, что они не одиноки в её многонациональном социуме.

 

— Какие проблемы, на Ваш взгляд, мешают движению вперёд?

— К сожалению, консолидирующая русских индивидов роль РОО «Русь» в действительности проявляется крайне слабо. Прежде всего, в силу того, что не существует как таковой «организации» с реальным членством в ней физических и юридических лиц. Не практикуется, в отличие от ряда других этнических общественных структур, сбор членских взносов в целях формирования финансового резерва для обеспечения каких-то собственных инициатив, либо оказания элементарной помощи обращающимся подчас к председателю общества русским согражданам.

Деятельность РОО «Русь» сводится, по существу, к проведению заседаний Совета общества, где, как правило, обсуждаются планы работы на обозримый период, а иногда — заявления и декларации республиканской власти по насущным проблемам текущей политики, социально-экономического бытия, в которых нужно обозначить многонациональную сущность социума РСО-Алания, поставив подпись под документом.

Плановые мероприятия предполагают обычно участие в ежегодных празднованиях по случаю «Дня славянской письменности и культуры», «Пушкинских дней», чествованиях юбилейных дат классиков русской культуры, реже — организацию рождественских и масленичных гуляний, а также участие в различных республиканских и муниципальных мероприятиях, акциях межнационального общественного движения «Наша Осетия», когда национально-культурным обществам и центрам «перепадает» некая скудная сумма бюджетных средств через «Дом дружбы».

Очевидно, что существующее положение дел в РОО «Русь» не позволяет расценивать эту де-юре существующую общественную структуру как в полной мере соответствующую задачам, обозначенным в Концепции развития СКФО по стабилизации этнополитической ситуации в округе, как активную составляющую гражданского общества РСО-Алания. Более того, сохранение такого статус-кво чревато тем, что граждане русской национальности, проживающие в республике, не ощущая со стороны РОО «Русь» реального внимания к их насущным вопросам, окончательно разочаруются в состоятельности этой общественной организации отвечать её уставным декларациям.

 

— Что конкретно поэтапно надо предпринять руководству организации для того, чтобы вдохнуть жизнь в общество «Русь»?

— Для начала следует поставить главный вопрос: что собой представляет русская община РСО-А? Ответ на него подсказывают статистические выкладки последней переписи населения. Доля русских в многонациональном социуме республики хотя и сократилась, но по-прежнему остаётся в пределах 20-процентного показателя. Для наиболее ясного понимания расселения русских в РСО-А следует приступить к структурированию русской общины сообразно административно-территориальному устройству республики.

Логично начать эту работу с организационного оформления русской общины города Владикавказа как наиболее крупной в республике, а наработанные при её осуществлении алгоритм и опыт предложить для последующего применения в районах и поселениях.

Прежде всего, необходимо, заручившись пониманием и поддержкой городского руководства, провести рабочее совещание с участием префектов муниципальных округов и глав АМС городских поселений, руководителей соответствующих подразделений органов внутренних дел, налоговых органов, структур ЖКХ, социального обеспечения, председателей территориальных общественных советов, в ходе которого выработать первоочередные решения, в частности:

— в городской администрации и каждом муниципалитете определить и официально обозначить ответственное должностное лицо русской национальности, которому вменить в обязанность поддержание регулярных контактов с председателем Совета РОО «Русь» в целях координации действий всех заинтересованных муниципальных звеньев по организационному оформлению русской общины Владикавказа;

— поручить городской налоговой инспекции сформировать отдельный реестр хозяйствующих субъектов, коммерческих структур, руководителями которых являются русские, а также индивидуальных предпринимателей русской национальности, в целях проведения с ними дальнейшей работы по оформлению коллективного членства в РОО «Русь» для материальной «подпитки» деятельности общества;

— поручить муниципальным Центрам социального обеспечения сделать выборку граждан русской национальности, состоящих на учёте для обслуживания социальными работниками, в целях определения мер дополнительной помощи через РОО «Русь»;

— поручить Финансовому Управлению АМС г. Владикавказа подготовить предложения по возможным преференциям по отношениям к гражданам, которым может быть предложено руководство низовыми структурными звеньями РОО «Русь» по месту жительства граждан — уличными, квартальными (в частном секторе) или домовыми (в многоквартирных домах) комитетами;

— рекомендовать городской избирательной комиссии, руководителям структур ЖКХ оказывать необходимое организационное содействие РОО «Русь» в работе по структурированию и персонализации русской общины Владикавказа;

— поручить печатному органу АМС — газете «Владикавказ» обеспечить информационное содействие РОО «Русь» в проведении работы по организационному оформлению русской общины столицы республики (объявления, анонсирование мероприятий и т.п.), а также внести предложения о специальной газетной рубрике, в которой будут опубликовываться материалы о ветеранах войн и труда, хозяйственниках, общественниках, учёных, врачах, учителях, военнослужащих, сотрудниках силовых структур, просто интересных и увлечённых людях русской национальности, а также обычаях русского народа и православных традициях (в канун соответствующих календарных событий).

Председателю Совета РОО «Русь»:

— назначить из числа избранных на отчётно-выборной конференции членов Совета ответственных за осуществление тесного взаимодействия с должностными лицами соответствующих городских муниципалитетов в вопросах организационного оформления русской общины Владикавказа;

— обратиться к руководству СКГМИ с просьбой о разработке, с помощью специалистов и студентов факультета информационных технологий, подробной электронной карты Владикавказа (вплоть до отдельных жилых строений), а также программы, позволяющей осуществлять учёт русских семей и отдельных граждан, проживающих в многоквартирных и частных домах.

 

— Владимир Александрович, Вы считаете, что нужно безотлагательно приступить к последовательной реализации целого большого комплекса задач по организационному оформлению и укреплению общества «Русь». О каких задачах идёт речь?

— В основу разработки карты и программы можно положить уже существующую электронную схему Владикавказа (электронный справочник «Вся Осетия») и, непременно, инструментарий, используемый избирательными комиссиями разных уровней — городской, окружными, участковыми, при подготовке и проведении выборов (списки избирателей по участкам, схемы улиц, поквартирный учёт семей и граждан, проживающих в многоэтажках, и.т.п.);

— изыскать средства на изготовление типографским способом бланков заявлений-анкет для граждан, изъявивших желание оформить членство в РОО «Русь» и участвовать в реализации уставных задач организации (для начала 2-х – 3-х тысяч экземпляров бланков, с последующим дополнительным тиражированием по потребности);

— по согласованию с руководством высших и средних специальных учебных заведений привлечь (на волонтёрских началах) студентов-старшекурсников русской национальности, проживающих в соответствующих микрорайонах Владикавказа, к работе по поквартирным (подворовым) обходам русских семей и отдельных граждан с целью их анкетирования, ознакомления с Уставом РОО «Русь» и оформления заявлений на вступление в организацию.

(Одновременно «обходчики» зондируют мнение жителей о личном согласии выполнять общественные обязанности в качестве председателя домового или уличного (квартального) комитета, либо об инициативных, деятельных соседях, подходящих для такой роли).

Работа «обходчиков» предполагается на безвозмездной основе, но для её активизации следует продумать варианты материального стимулирования, поощрения наиболее активных из волонтёров.

К примеру, решением Совета установить 10-процентную ставку вознаграждения волонтёру от внесённой в кассу организации суммы членских взносов, собранных непосредственно при оформлении заявлений граждан о вступлении в РОО «Русь». Либо, если работа будет проводиться в летний период, обратиться в Службу занятости с просьбой рассмотреть возможность организации некоторого числа временных рабочих мест для «обходчиков» в рамках летней занятости молодёжи.

— основываясь на сведениях из поданных гражданами заявлений о вступлении в РОО «Русь» и данных их анкетирования, постепенно сформировать электронную базу членов общественной организации, структурировав её по первичным организациям по месту жительства.

Одновременно прорабатывать систему взаимодействия с общественным активом в лице председателей домовых, уличных (квартальных) комитетов. Через их посредство предполагается отладить каналы прямой и обратной связи с русским населением: доводить до граждан информацию о текущих инициативах РОО «Русь», получать сведения о происходящих в первичных звеньях организации событиях и принимать решения о возможном в них участии.

Таковое участие может проявляться в разных формах:

— официальном ходатайстве перед органом государственной власти или местного самоуправления об оказании содействия члену РОО «Русь» в решении того или иного насущного вопроса;

- оказании содействия в решении вопросов детской и молодёжной проблематики: устройство в дошкольные учреждения, приобретение путёвок в летние оздоровительные лагеря, трудоустройство в рамках летней занятости, направление писем-ходатайств о льготных условиях приёма в образовательные учреждения детей-сирот, а также детей из многодетных, неполных и малообеспеченных семей;

— привлечении СМИ для освещения знаменательного события - юбилея знатного горожанина, «золотой» или «серебряной» свадьбы, рождения близнецов, проводов в армию и т.п.;

— опубликовании в газетах «Северная Осетия» и «Владикавказ» соболезнований от РОО «Русь» по поводу кончины заслуженного человека, гибели члена организации при трагических обстоятельствах, оказании помощи в похоронах одиноких русских граждан и др.

Предполагается участие активистов РОО «Русь» в налаживании контактов и последующем тесном взаимодействии с территориальными советами общественности, соответствующими по уровню первичными организациями общественной организации «Стыр Ныхас», другими общественными структурами, участковыми уполномоченными милиции, в целях привлечения русского населения к участию в разного рода общегородских мероприятиях, акциях, национальных праздниках, а также оказания содействия органам правопорядка в проведении воспитательной работы с неблагополучными семьями, детьми и подростками с девиантным поведением.

 

— Какова должна быть роль бизнеса?

— Параллельно с работой по организационному оформлению территориальных звеньев РОО «Русь» необходимо проводить работу с русскими предпринимателями и руководителями хозяйствующих субъектов столицы республики.

Нужно обратиться к мэру Владикавказа с просьбой провести встречу с этой категорией граждан, с участием представителей правоохранительных ведомств, руководителей городской налоговой инспекции, территориальных органов надзорных структур — Роспотребнадзора, Госпожнадзора, Ростехнадзора и других. В ходе встречи дать компетентные разъяснения по существу поднятых предпринимателями вопросов, определиться в алгоритме действий в случаях, когда претензии представителей фискальных или надзорных органов, по мнению предпринимателя, носят неправомерный или предвзятый характер, могут нанести серьёзный ущерб бизнесу.

Перед такой встречей следует предварительно обговорить формы реального участия РОО «Русь» в урегулировании возможных конфликтов добропорядочных русских предпринимателей с представителями фискальных или надзорных органов. Одной из таких форм может выступать общественная юридическая консультация при РОО «Русь», к работе которой могут быть привлечены специалисты в области юриспруденции, трудового законодательства, адвокаты, профсоюзные работники.

В рамках встречи важно обсудить также вопросы:

— участия коммерческих структур и индивидуальных предпринимателей в деятельности РОО «Русь» в качестве юридических лиц — членов общества. В частности, определить параметры их участия в формировании материальной базы общественной организации, заручившись законодательно обоснованной решимостью налоговиков уменьшать налогооблагаемую базу коммерческих структур на сумму спонсорских (благотворительных) взносов, перечисленных на счёт РОО «Русь»;

— целесообразности создания первичных организаций РОО «Русь» по производственному признаку (к примеру, при наличии в трудовом коллективе не менее 3–5 русских работников).

 

— Владимир Александрович, ответьте на следующий сложный и щепетильный вопрос. Какой Вам видится реорганизация самой структуры общества?

— Совету РОО «Русь» следует внимательно проработать положения Устава организации на предмет соответствия их осуществляемым организационным преобразованиям, при необходимости подготовить предложения для внесения в установленном порядке изменений и дополнений в Устав.

Представляется значимым обсудить вопросы:

— создания первичных организаций РОО «Русь» в организациях и учреждениях (в т.ч в структурах государственной власти и местного самоуправления), закрепив в Уставе норму необходимого и достаточного числа русских работников в соответствующих коллективах;

— создания в высших, средних специальных и профессиональных образовательных учреждениях временных первичных организаций РОО «Русь» из числа иногородних студентов и учащихся русской национальности (от 16 лет и старше);

установления размера членских взносов от индивидуальных членов РОО «Русь», порядка их сбора, учёта и расходования на текущие потребности организации и её членов.

К примеру, можно установить следующие размеры и порядок уплаты членских взносов:

— для членов Совета РОО «Русь» — 500 рублей в год;

— для работающего населения — 300 рублей в год;

— для неработающего населения и пенсионеров — 100 рублей в год.

От уплаты взносов освобождаются члены РОО «Русь» — инвалиды, состоящие на учёте в территориальных Центрах социального обслуживания населения, учащиеся и студенты.

При этом уплата взносов может производиться дважды в год, равными долями, непосредственно самим членом РОО «Русь» в кассу организации, либо через председателей первичных организаций по мету жительства (работы, службы). Неуплата же членом РОО «Русь» взносов на протяжении календарного года (без отсутствия объективных на то причин) может служить основанием для прекращения его членства в организации.

Целесообразно установить временные рамки приёма взносов от членов РОО «Русь», например, с 1 по 15 февраля и с 1 по 15 июля каждого года, активизируя в эти периоды работу по учёту поступающих средств, оформлению платёжных ведомостей и банковских документов членами контрольно-ревизионной комиссии организации, избранными на отчётно-выборной конференции.

Все перечисленные и иные меры организационного укрепления РОО «Русь» несомненно послужат повышению авторитета организации среди русского населения, уровня социально-психологической комфортности русских семей и отдельных граждан русской       национальности, преодолению разобщённости русской общины и развитию её общественной активности. Они также позволят увереннее выстраивать линию конструктивного взаимодействия с государственными и муниципальными властными структурами, планировать собственные социально-значимые инициативы, оказывать поддержку национальным самодеятельным коллективам, проводить благотворительные акции и иные мероприятия без (или помимо) привлечения бюджетных средств.

 

— Какую задачу Вы бы выделили как самую основную и наиважнейшую?

— Необходимо наладить систематическую информационно-разъяснительную работу с населением (как индивидуальную — по месту жительства, работы, учёбы, так и через печатные и электронные СМИ), о целях и задачах деятельности РОО «Русь», постоянно делая акцент на исторически сложившихся неразрывных узах русских и осетин — традиционных, культурных, бытовых, родственных и.т.п, являющихся основным «цементирующим» фактором многонационального социума РСО-Алания, утверждения и поддержания в нём атмосферы толерантности, уважения, дружбы и согласия.

Это важно, с одной стороны, для искоренения бытующих доселе среди русского населения (в том числе и отдельных членов Совета) негативных настроений, основанных на недоверии к местной власти, поиске врагов и подвохов, каких-то субъективных начал в объективных миграционных процессах в республике, на эксплуатации тезиса о притеснении русских коренным населением и проч.

С другой стороны, надо добиваться того, чтобы активизация деятельности РОО «Русь» не порождала среди представителей других национальностей сомнений в подлинном интернационализме русского народа, тем более — русофобии, стремлений узреть в инициативах организации признаки национального сепаратизма.

 

— Отдельный блок актуальных вопросов деятельности общества «Русь», видимо, связан с работой с русским населением, позиционирующим себя как казачество. Как быть с казаками? Какая существует здесь проблематика?

— Наиболее важным и одновременно сложным в этой связи является вопрос преодоления размежевания между «реестровым» и «общественным» казачеством. Оптимальным вариантом для этого представляется осторожное и последовательное культивирование среди казаков-общественников мнения о пользе добровольного вхождения в реестр, что позволит им не остаться «за бортом» республиканской целевой программы поддержки казачьих обществ, общероссийских инициатив, направленных на возрождение казачества.

Во время рабочего визита полпреда Президента РФ в СКФО Александра Хлопонина в Моздок, в ходе встречи с общественностью он, обращаясь к атаманам казачьих станиц, говорил: «Разберитесь между собой — реестровые — нереестровые. Нечего делить. Вот тогда я вам помощник. Не просто так я в Терское казачество вступил, а, чтобы помогать казакам, но столь же строго спрашивать с них. Сделайте одну показательную казачью станицу. Пилотный проект. Чтобы не только на балалайках играли, но на земле работали, пахали, сеяли. Казак без земли — не казак. И самим работать, а не в субаренду землю сдавать и наёмных рабочих эксплуатировать».

Относительно последнего тезиса есть предложение вернуться к забытой экономической инициативе, которая была оформлена в марте 1999 года правительственным постановлением №81 «О проведении в 1999–2000 годах эксперимента по кооперированию личных подсобных хозяйств для производства продовольственной продукции».

Сохранились расчёты и методики для осуществления такой инициативы, разработанные Героем Социалистического Труда Р.К. Бекузаровым, которые можно успешно применить при разработке пилотного проекта на базе одного из населённых пунктов Моздокского района с преимущественно русским (казачьим) населением. Тем более успешно, что к эксперименту в настоящее время могут быть привлечены средства федерального бюджета, выделяемые республике Рострудом для развития самозанятости населения.

 

— Спасибо, Владимир Александрович, за глубокие интересные тезисы.

— Пожалуйста. Осталось подтвердить их во властных структурах и осуществить на практике.

 

 

Константин РУБАЕВ

РегионыВся Россия
Print
Автор статьи: Константин РУБАЕВ
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Категории: ИнтервьюКоличество просмотров: 1414

Теги:

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x
150 лет
со дня выхода
первого номера газеты
ISSN 2223-0424
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Copyright © Медиагруппа "Терские ведомости", 2014-2024
Карта сайта Разработка сайта «Expasys»