Наверх
Подписаться
1868
Газета основана
1(13) января 1868 года.
Издание возрождено
в 2010 году.
Регистрация
Электронная версия газеты на pressa.ru
События

Вытереть слёзы Мурзилке

Положение детской прессы в России столь удручающе, что Мурзилке, главному её символу ещё с советских времён, впору плакать, обливаясь горькими слезами. В этом далеко не первый раз убедились участники круглого стола «Детская печатная пресса: проблемы и перспективы издания», проходившего в Общественной палате Российской Федерации.

 

«Не первый» потому, что многие из настоящих специалистов своего дела бьют набат не только в столице страны, но и в своих регионах. Пока без особого успеха — ни законодательство, ни существующие реалии не располагают к тому, чтобы журналы и газеты для детей сделали хотя бы небольшой шаг от пропасти. Между тем, возродить традиции чтения и воспитания тем самым думающих поколений, являющихся основой национальной безопасности, потом будет невозможно…

Северную Осетию представили директор национального книжного издательства «Ир» Казбек Таутиев и главный редактор, автор этих строк, командированные республиканским Комитетом по делам печати и массовым коммуникациям. Ведущим форума выступил председатель комиссии палаты по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич. Во вступительном слове он отметил значение детской периодики для воспитания подрастающего поколения, школьного образования, формирования у детей и юношества нравственных ориентиров и призвал к активной дискуссии с последующим утверждением рекомендаций в адрес государственных структур.

С обстоятельным докладом о проблемах, с которыми сталкиваются издатели детской прессы, выступил президент издательского дома «Лев» Лев Елин. Он подчеркнул, что за 2018 год тиражи детской прессы в России снизились в среднем на 15%, при этом у традиционных тиражных лидеров снижение было более значительным в связи с катастрофичной ситуацией в рознице. Потому что в данном сегменте проблем ещё больше, чем в целом в отрасли. Так, у детских изданий практически нет доходов от рекламы, и, как следствие, они крайне зависимы от сроков и объёмов поступления денежных средств от дистрибьюторов. Детской периодике труднее пробиться в сетевые супермаркеты, причём, подписка не может возместить «выбывающие» из-за ситуации в рознице тиражи: если в первом полугодии прошлого года в основные подписные каталоги включались 140 детских изданий, то в нынешнем году — уже только 117. 

Всё это ведёт к ситуации, когда издатели детских газет и журналов вынуждены снижать периодичность и тиражи или вообще прекращать их выпуск. По мнению докладчика, экономику детской прессы (как, впрочем, и «взрослых» изданий) могли бы поддержать такие меры, как увеличение льготного списания возвратных тиражей, снижение для детских газет и журналов тарифа страхового взноса в ПФР. Кроме того, необходимо возвращение государственной субсидии на доставку подписных изданий населению и включение детских СМИ в госпрограммы субсидирования в рамках государственной Стратегии развития индустрии детских товаров.

Содержательным и эмоциональным было и выступление исполнительного директора Союза предприятий печатной индустрии Елены Шитиковой: «Государству сегодня не нужна детская периодика на рынке. Где социальная реклама, почему детские журналы не попадают в школьные библиотеки?! «Мурзилка», «Весёлые картинки», «Пионер», «Костёр» воспитывали граждан. Ныне упущено целое поколение. Жизненно необходимы льготы, чтобы журналы шли к детям. Дивиденды будут в виде полноценных поколений — строителей будущего самого же государства. Вот в чём важность подобных изданий! Ясное вроде дело, но не видно и социальной ответственности бизнеса в плане поддержки детских СМИ. Не заинтересовано государство — безразличен и бизнес». 

Формирование общественного запроса на детское чтение, действительно, могло бы стоять хотя бы на таких «трёх китах», как уменьшение налоговой нагрузки на детские издания, решение вопросов с библиотечной подпиской и обеспечение льготного вхождения в торговые сети. Согласимся, что осуществить это не так уж и сложно, тем более, что гораздо более спорные вопросы не в интересах абсолютного большинства населения страны федеральные законодатели решают оперативным росчерком пера.

Вице-президент вышеуказанного Союза Александр Оськин, ответственный за распространение изданий, озвучил, что из 42 тысяч киосков прессы, функционировавших при создании новой России, осталось 16 тысяч, и это, увы, не окончательная цифра. На «Почту России» также особых надежд нет, так как подписка организацией-монополистом позиционируется как убыточная услуга.

 Реальным спасательным кругом для детских изданий, по мнению выступавшего, стал бы вывод подписки из сферы коммерческой деятельности «Почты России» и её перевод в категорию универсальной почтовой услуги, для чего необходимо внести поправку в Закон о почтовой связи, введя специальную категорию «доставка прессы». Кроме того, ситуация улучшилась бы с введением сертификата подписки на детские издания, по которому она будет обходиться дешевле, а государство компенсирует почте затраты на доставку (подобный шаг вот уже много лет предлагает сделать главный редактор «Роман-газеты» Юрий Козлов для спасения толстых литературных журналов, что тоже было бы оправдано). 

Не помешали бы и создание специализированных киосков прессы для реализации детских СМИ и сопутствующих детских товаров вблизи школ и других детских учреждений. В крупных городах же традицией должна стать организация ярмарок выходного дня для детской прессы и литературы. Предложения, опять-таки, не требуют больших финансовых вложений. Министерство финансов России вполне может изыскать средства для поддержки всего-то около 150 изданий по всей стране. Имеются же миллиарды евро на осуществление проектов с сомнительными политическими дивидендами на международной арене? Или дивиденд дивиденду — рознь?

Главный редактор журнала «Пять углов» Сергей Грачёв, педагог по образованию, более полвека работающий в области журналистики, был ещё более категоричен: «В школе — кризис, реформы в ней проводятся контурные, сводки оттуда — сродни боевым. Дети больше стали доверять друзьям, а не взрослым, родителям не о чем говорить со своими детьми, учителя не знают, чему их учить. Месть поколения налицо — пугающе увеличивается количество суицидов, кровавых драм в школах. Предложение — детской периодике надо опять входить в школу, это её миссия. Если у школьных библиотек появится небольшой бюджет для проведения подписных кампаний, за издателями в школы опять пойдут писатели, художники, другие деятели культуры. Это и станет нравственным щитом трагедиям». 

Далее тот же выступающий заявил о сформировавшемся в стране целом поколении… грантоедов. Эффективность многих получателей грантовой поддержки от государства, по мнению Грачёва, никто не проверяет, а меж тем средства часто используются не в интересах читателя, и многие достойные начинания той же периодики на национальных языках остаются за бортом именно из-за сложности попадания в «круг избранных».

С подобной постановкой вопроса не согласилась президент Гильдии межэтнической журналистики Маргарита Лянге, считающая, что проблема, в первую очередь, заключается в качестве детской национальной прессы, в своём развитии оставшейся на уровне прошлого века, без сайтов в Интернете. Надо активнее использовать возможность получения грантов на свою поддержку и, прежде всего, правильно оформлять документы, с тем, чтобы получить на журнал до 2 млн рублей. В плане предоставления на суд экспертного совета правильно оформленных документов с мнением специалиста нельзя не согласиться, но вот как выдать качественный журнал, не имея стартового капитала? Изыскать пока миллион, привлечь команду авторов, редакторов, художников-дизайнеров и т.д., а потом надеяться на получение гранта? А если его всё же получить не удастся?

Небольшую дискуссию сразу же вызвало видение сайтов детской периодики. Сама их необходимость не оспаривается, но они, по словам председателя Ассоциации национальных СМИ Марии Христофоровой, должны быть «живыми»: «Необходимо делать сайты, но при этом помнить, что это не трансляция печатных изданий. Сайт и социальные сети должны быть больше новостными, а для этого в регионах много возможностей, жизнь в школах и детско-юношеской среде всегда яркая и насыщенная событиями. В этой связи необходимо провести форум для юных журналистов по вопросам их участия в создании сайтов детского профиля». 

В выступлении также чётко отражена мысль о том, что можно и нужно шире смотреть в целом на языковую среду. В частности, необходимо, чтобы периодическая детская печать была рекомендована в качестве внеклассного чтения. Только с такой поправкой в строчке закона региональные министерства образования возьмут это на вооружение, и в районы и школы уйдут рекомендации о применении этой нормы, в том числе — в виде организации подписки детских, школьных и сельских библиотек. Тогда, не умаляя достоинств детских книг на классных часах и родительских собраниях, учителя будут говорить родителям о детском чтении периодических изданий: «Ведь все мы знаем, что дети сегодня мало читают, да и те детские книжки, которые издаются в России, ориентированы на западные идеалы и не отвечают тем требованиям, что стоят перед образованием. А это влияет на образовательный и воспитательный процессы. Сегодня детские книги на 70% воспевают другую, скажем так — иностранную культуру, что никак не скажется в лучшую сторону на воспитании в духе патриотизма».

Подавляющее большинство высказанных инициатив и предложений внесено в итоговые рекомендации. А редакция сайта «ДистриПресс» с актуальной информацией о распространении печатной продукции даже успела подвести итоги опроса на тему: «Как вы считаете, какими мерами надо поддержать журналы и газеты для детей и юношества?» Более 30% респондентов в сети считают, что необходимо обеспечить за счёт региональных бюджетов финансирование подписки школьных библиотек на детские и юношеские издания, включая научно-популярные. Хорошо бы, но… чуть ли не ежедневно в стране закрывается несколько библиотек, находящихся на местном финансировании.

23% считают, что надо обеспечить поддержку и переподготовку журналистских кадров для этой категории печати, включая их обучение современным цифровым технологиям. Тоже верно, но даже если эти кадры появятся, будут ли они на местах обеспечены достойной заработной платой? 19% выразивших своё мнение ратуют за предоставление детским изданиям право 100%-го списания непроданных экземпляров с отнесением их на затраты. Далее — также язык цифр: примерно по 13% высказавшихся считают правильным введение льготной подписки за счёт госсубсидии на доставку и снижение всех налогов на детские издания на 50%. К огромному сожалению, пока в стране находятся гораздо более серьёзные суммы на организацию различных политических кампаний, нежели чем на покрытие расходов озвученных предложений. 

Что дальше? Надеясь на изменение недальновидной политики власти, следует создавать условия для того, чтобы в рождении детских газет и журналов активнее участвовали сами дети. Если уж они больше доверяют сверстникам, пусть и общаются с ними со страниц предназначенной для них периодики. И ещё. Ни в коем случае нельзя идти по «попсовому» пути, опуская уровень изданий до примитивизма. Чтение — это нелёгкий труд, что и необходимо доносить до детей. Ну, и было бы неплохо каждой семье разориться на подписку хотя бы на один журнал или газету для своего ребёнка. Только так мы сможем вытереть слёзы Мурзилки и услышать его задорный смех. Во благо собственных детей…  

       

 

РегионыВладикавказ и Северная Осетия-Алания
Print
Автор статьи: Тамерлан ТЕХОВ
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Категории: Масс-медиаКоличество просмотров: 937

Теги:

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x
150 лет
со дня выхода
первого номера газеты
ISSN 2223-0424
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Copyright © Медиагруппа "Терские ведомости", 2014-2024
Карта сайта Разработка сайта «Expasys»