Были слышны мелодии, исполняемые на каком-то непривычном, с металлическим звучанием, музыкальном инструменте. В палатках торговых рядов торговали украшениями — изделиями старинных мастеров, доспехами, кожаными флягами для воды. Оказывается, всё просто: недалеко от города развернулся очередной фестиваль военно-исторической реконструкции «Железное Сердце».
По словам организаторов, историческая реконструкция — первый фестиваль такого масштаба, который проходит на Северном Кавказе. В нём участвуют более 200 рыцарей из Москвы, Тольятти, Самары, Казани, Санкт-Петербурга. А мастера-оружейники прибыли из Минска и Череповца. Музыканты исполняли средневековые песни. Проходила выставка сундуков и средневековой мебели. В специальных палатках можно было отведать рыцарскую еду. Конечно, там не было экзотики, которая подавалась раньше на рыцарских турнирах, но представление о рационе питания рыцаря можно было составить, да и сытно подкрепиться.
Помимо этого, проходили специальные мастер-классы с опорой на кухню того времени. В палатках ремесленников можно было увидеть и приобрести точные копии тех вещей, которыми пользовались наши далёкие предки: обереги, талисманы, перстни, амулеты, кожаные фляги. Процесс изготовления всей этой утвари сложный и кропотливый, и требовал не только терпения, но и концентрированности внимания и глубоких знаний той эпохи.
Попасть на место рыцарских сражений можно было только на личном или служебном автомобиле. Но это не отпугнуло посетителей ристалища, желавших посмотреть схватки рыцарей, а по возможности, и принять в них участие. Для ребят были лошадки поменьше, которые катали детей. Для них огородили специальные площадки, где с деревянным мечом можно было вообразить себя рыцарем.
В программе фестиваля были представлены пешие бои один на один, затем пять на пять и все против всех. В последний день рыцари сражались двенадцать на двенадцать, а также устраивали бои на мосту и бои за овладение знаменем. Вот почему захватывающим рыцарским боям было уделено основное внимание. Волна увлечением реконструкции Средневековья и всего того, что с ним связано, зародилась в нашей стране ещё в конце 80-х годов прошлого века.
Его приверженцы стали шить по старинным образцам костюмы, устраивая потом в них различные мероприятия. Иногда это были сражения от небольших схваток до многолюдных баталий. Постепенно течение разделилось. Одни продолжали шить наряды и восстанавливать быт. Другие стали делать акцент на боевое искусство. Так появился ещё один современный вид спорта, правда, окончательно не оформленный, исторический средневековый бой — ИСБ, представляющий собой полноконтактное сражение с использованием защитного и наступательного вооружения, характерного для Средневековья.
На фестивале поединки проходили на двух специально оборудованных площадках, представляющих огороженный массивными досками квадрат размером примерно 20 на 20 метров. Эта площадка и служила полем битвы или по терминологии исторического средневекового боя — ристалищем. Первыми на ристалище вышли бойцы для пеших боев. Они облачены в доспехи общим весом до 30 килограммов. По команде судей или маршалов звучит сигнал труб, и они подводят к ристалищу команды бойцов в железных латах.
У каждого в руках щит, меч или боевой топор. На голове металлический шлем с забралом. Поверх железных доспехов — налатники из плотной ткани. В наступающую жару такое одеяние напоминало орудие пыток инквизиции. У противоположных стенок ристалища выстраивались обе команды, в знак готовности к бою поднявшие вверх мечи. К оружию и доспехам предъявлялись жёсткие требования по строгому соответствию заявленной исторической эпохе.
Особое внимание обращалось вопросу безопасности оружия, вес которого составлял от 1200 до 1500 граммов. Перед началом боя ведущий огласил правила состязания, которые проходили при полном контакте. Было разрешено наносить удары в любые части тела с учётом ограничений. Разрешались борцовские приёмы, подсечки и броски. Колющие удары были строго запрещены. Когда в разных концах ристалища по команде маршала завязались поединки, ведущий сообщил общую массу команды, а затем, сколько весит тот или иной боец в отдельности. Именно общий вес являлся фактором победы, кто кого свалит на землю.
В ИСБ похоже всё было по-настоящему. Наносились удары в полную силу. На шлемах и щитах от них множились вмятины, выходили из строя детали амуниции. Но крепче железа оказывалась сила духа воинов, показавших умение, а главное — выносливость в тридцатиградусную жару сражаться в тяжёлых доспехах.
Несколько более эстетично прошли состязания на конных ристалищах. Собственно, здесь всадники, одетые по полной форме Средневековья, состязались в ловкости и умении управлять лошадью. Всадники рубили на полном скаку яблоко, поднимали с земли платок, попадали копьём в кольцо. А если и били, то по чучелу (сарацина). Всё время, пока шли соревнования, работала средневековая кузня, в которой на глазах у зрителей восстанавливали повреждённые латы. А на манекене из деревянных балок мастер демонстрировал действия мечей и алебард, выбирая нужный экземпляр со стенда выставки холодного оружия.
Предусмотрели ристалище и для самых маленьких. Пятилетние девчата сражались мечами, но из поролона. После показательных боёв горожане могли посидеть в седле и почувствовать себя настоящим рыцарем, стойко переносящим тяготы службы. Можно было также примерить и полный комплект рыцарского обмундирования. Если в своё время всадника-рыцаря подсаживали на коня, так как он не мог сделать это самостоятельно из-за тяжести лат, то современные рыцари сражались в облегчённом варианте снаряжения. С каждым годом всё большее количество людей приезжают сюда, чтобы стать участниками ИСБ, либо в качестве зрителей понаблюдать средневековые бои со стороны. Все они надеются, что в скором времени они могут стать официальным видом спорта.
Регионы | Ставрополь и Ставропольский край |