Наверх
Подписаться
1868
Газета основана
1(13) января 1868 года.
Издание возрождено
в 2010 году.
Регистрация
Электронная версия газеты на pressa.ru
События

Женщина на Кавказе никогда не была вторичной

Мадина Саральп — одна из самых известных женщин Нальчика. Созданный по её инициативе арт-центр уже давно заслужил славу одной из самых интересных достопримечательностей Кабардино-Балкарии. Платья, сшитые в её лаборатории, надевают в торжественные дни и принцессы, и звёзды эстрады. Каждое по-своему уникально, а за словами «дань моде» и «дань традиции» здесь скрываются гораздо более глубокие вещи.

Женщина на Кавказе никогда не была вторичной
Елизавета ЧУХАРОВА
Мадина Саральп — одна из самых известных женщин Нальчика. Созданный по её инициативе арт-центр уже давно заслужил славу одной из самых интересных достопримечательностей Кабардино-Балкарии. Платья, сшитые в её лаборатории, надевают в торжественные дни и принцессы, и звёзды эстрады. Каждое по-своему уникально, а за словами «дань моде» и «дань традиции» здесь скрываются гораздо более глубокие вещи.
— Мода на традиционные национальные костюмы — это «фишка» Кавказа или мировая тенденция?
— Это общемировой тренд — этника для всех стала актуальной. Мир становится глобализированным, и способ самоидентификации через одежду стал личностным способом для тех, кто считает себя в корневой системе принадлежащим к некой культуре.
— Какие платья, созданные вами, были самыми необычными? Ну, или самыми запоминающимися?
— Конечно, для многих удивительным является тот факт, что платье в нашей творческой лаборатории для принцессы Иордании Рим создавалось совместно с известным ювелиром Асей Еутых. Я делала текстильную часть, а Ася — ювелирную. Это, конечно, особенный эпизод в истории, потому что такой красивый жест был сделан принцем Али в адрес черкесской культуры: его бабушка была черкешенкой, она его воспитывала. И, конечно, для черкесов, живущих в Иордании, адыгов это был значимый момент.
Наша вовлечённость в этот процесс была очень, торжественной и, конечно, очень ответственной. В целом же самый интересный момент для меня как наблюдателя, когда я прослеживаю жизнь в этапах: девочку приводят ко мне на выпускной, а потом она заканчивает вуз, а потом она выходит замуж, появляется уже с детьми. И каждое соприкосновение с человеком для меня особенное. Бывают люди запоминающиеся, с особенными личностями, историями. Важно, что в самые трогательные моменты жизни человек приходит и доверяется нам.
— Что хотят клиенты? Как они чаще всего формулируют свои пожелания?
— Конечно, я слушаю каждого клиента. И в момент, когда я с ним разговариваю, я его сканирую и понимаю, точно ли он знает, чего хочет, или предполагает, или просто фантазирует. Есть ли у него собственный вкус и собственное представление. Об этом узнаёшь во время первых пяти минут общения с клиентом. Конечно, я подстраиваюсь, но финальное решение остаётся за мной. Часто бывает так, что человек пришёл с одним пожеланием, а результат получил другой. Я очень корректно к этому подвожу клиентов. Ведь не все женщины, и тем более, молодые девушки, видят себя со стороны. У них есть представление о платье, как о платье мечты, у них есть некий образ, но этот образ может не совпадать с их собственным характерным, образом, телосложением, пропорциями. Конечно, это работа дизайнера.
— Сложно ли заниматься своим делом, живя на Кавказе и будучи кавказской женщиной?
— Женщины сейчас во всем мире не имеют такой определяющей характеристики «Я – женщина и этого достаточно!». И надо всегда говорить о том, что Кавказ — это не Восток, и на Кавказе женщина никогда не была вторичной... Да, она всегда задействована не на передовой (быт, семья, дети), но её влияние в семье, уважительное к ней отношение — всегда подчёркнуто. Современным женщинам приходится работать в полной мере, за свою семью и при этом традиционно не выпячиваться.
В силу традиционного воспитания мы, конечно, стараемся держать порядок вещей, оставшийся нам от предков. Это красиво, достойно и, на мой взгляд, правильно. Как и везде, работать женщине на Кавказе не сложнее, и не проще. Как и везде, это профессиональная деятельность и важна степень профессионализма.
— Насколько я понимаю, цена на сделанные вашей командой платья намного выше средней. К вам обращаются только богатые люди?
— Этот вопрос у меня всегда вызывает ироничную улыбку. Это очередной миф, созданный не нами. Кого-то это очень привлекает, кого-то пугает. Но наши платья в среднем стоят 150 тысяч рублей, если это кому-то интересно. Конечно, есть статусные платья. Я их никогда не называю «VIP-платья», это отвратительное слово. Платья класса люкс, которые мы создаём, конечно, на порядок дороже. Но надо понимать, что предметы, аксессуары, которые туда входят как дополнение — ювелирного качества. И, собственно, цена здесь определяется качеством ювелирных дополнений и, конечно, качеством и объёмом ручной вышивки. Те, кто попадает к нам в лабораторию, никогда не слышат шума машин, потому что всё у нас создаётся вручную.
По поводу богатых людей. Конечно, слово «богатые» — очень относительное, особенно в России и на Кавказе. Для кого-то «Роллс-Ройс» — доступная машина, а для кого-то недоступная даже «Лада Калина». Поэтому я не люблю это слово. Мы имеем дело с клиентом, который знает, зачем он к нам пришёл, и приходит к нам однажды, по поводу особого торжества, чтобы сделать одну запоминающуюся вещь и на всю жизнь.
— Если говорить о свадебной моде в Кабардино-Балкарии в целом, что сейчас популярно?
— Конечно, происходят очень интересные тенденции. Можно чётко увидеть линию возрастающего интереса. В 90-е мы говорили о том, что это неинтересно, и это не является модой. Когда я начинала этим заниматься, меня всё спрашивали: «Зачем ты это делаешь? Это не имеет продолжения!». Но я всегда была уверена, что это платье невероятно красивое, потому что моя бабушка всегда рассказывала об этом, и я видела старинные фотографии не в альбомах, а дома. И для меня это было убедительно и с точки зрения эстетики и эмоциональной привязанности.
А сейчас я с огромным интересом наблюдаю репрезентацию традиционного национального костюма и переодевание в него в самый торжественный день. Это дань не формальной моде, а соответствует какому-то более глубокому ощущению принадлежности. Это говорит о том, что нынешняя молодёжь в отличие от нас, от поколения их родителей, имеет не простой интерес. Это не только мода, это отождествление себя с предками, с которыми они хотят соприкоснуться.
— Ваш арт-центр сейчас называют чуть ли не главной достопримечательностью города. Ожидали ли вы такого результата, когда только открывали его?
— Когда мы начинали строительство, мы точно понимали свои цели и задачи. Конечно, это социальная надстройка, это немного выше бытового понимания, когда бизнес и прибыль от бизнеса вложены в арт-центр, и здание, являясь нашей частной собственностью, в то же время является социальным объектом для города. Буду откровенной: я считаю, что каждый удачливый бизнесмен должен был бы сделать такой вклад в свою республику или просто нечто подобное, доступное для других. Во время строительства мы уже точно предполагали, что будем делать и камерные концерты, и презентации, выставки. В течение года накапливается огромное количество событий. Но главное, что арт-центр магнитит к себе творческих молодых людей, людей старшего поколения, детей, гостей и жителей республики... И мы этому рады.
— Создаёте ли вы сейчас что-то для кино?
— У нас сейчас идут переговоры с одним из молодых режиссёров, который находится в творческом поиске. Мне это очень интересно! Дизайн одежды не такой плоский аспект. На самом деле это и сценический костюм, и костюм для торжества, и костюм для обыденности, есть просто домашняя одежда. Но одежда для кино и театра — интересная и сложная задача для меня. Ты должен войти в тандем со временем, с сюжетом, с характером героя. И я жду такую работу с большим творческим вдохновением.
— Если бы не дизайн, чем бы занялись тогда?
— Ничем другим я бы не хотела заниматься. Да, я, конечно, устаю. Бывает градус творческого настроения выше, бывает ниже. Это рутина ежедневная. Но мне нравится мой труд, мне нравится моя команда, которую я создала за 25 лет деятельности. В моём коллективе сейчас восемнадцать человек, и я могу сказать, что никакое прикладное ремесло не может существовать без любви к нему. Хочу в этом году организовать курс, авторскую школу. Надеюсь, что у меня это получится, у меня очень тесный контакт со студентами и мне нравится с ними общаться.
Сейчас готовится программа на год, и в течение наступающего мы будем приглашать на нашу площадку известных лекторов, которые будут читать лекции и об истории костюма, моды, будем изучать и тактические предметы, макетирование, проектирование. Всё это осуществимо при желании и умении сосредоточиться на главном!

РегионыМагас и Республика Ингушетия
Print
Автор статьи: Администратор
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Категории: ИнтервьюКоличество просмотров: 725

Теги:

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x
150 лет
со дня выхода
первого номера газеты
ISSN 2223-0424
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Copyright © Медиагруппа "Терские ведомости", 2014-2024
Карта сайта Разработка сайта «Expasys»