Наверх
Подписаться
1868
Газета основана
1(13) января 1868 года.
Издание возрождено
в 2010 году.
Регистрация
Электронная версия газеты на pressa.ru
События

Жизнь как подвиг

Традицию чествовать своих национальных героев нужно возрождать, особенно в такой стране, как Россия, где векуют сотни и тысячи имён тех, кем гордится наше Отечество. Вот и на сегодняшний день Общероссийский народный фронт (ОНФ) дал возможность для старта всероссийского конкурса среди региональных представителей СМИ, которые имеют возможность репрезентовать свои статьи о великих соотечественниках, чьи имена и фамилии украсят названия аэропортов. Благодаря народному голосованию в рамках проекта «Великие имена России. Время признаний!» 45 крупнейшим воздушным гаваням страны будут присвоены имена личностей, которые внесли огромный вклад в историю России.

ЛЕТАЕМ С ГОРДОСТЬЮ ЗА СВОИХ

«Народный фронт поддерживает проведение масштабного народного проекта «Великие имена России. Время признаний!», в ходе которого каждый гражданин страны может высказаться в пользу выдающихся личностей России, чьи имена, по их мнению, следует присвоить одному из крупных аэропортов страны. Мы со своей стороны решили провести конкурс среди журналистов региональных СМИ, которые своими публикациями смогут внести вклад в общественную дискуссию по выбору имён соотечественников, а также привлечь интерес граждан к этому процессу и итоговому голосованию», — сказал председатель общественного совета Фонда ОНФ «Правда и справедливость», депутат Государственной думы Николай Будуев.

ГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Новые времена меняют ориентиры и ценности. Уходит в прошлое великое, до конца не понятое, недооценённое… На первый план выступает нечто другое, зачастую прямопротивоположное. Кто сегодня герой нашего времени? Поп-звёзды, не спевшие ни одной стоящей песни? Нувориши, набравшие несметные сокровища, которые, в свою очередь, превращаются в битые черепки?..

А между тем, поднимающаяся волна патриотизма даёт общественный запрос на героев подлинных, которые могут и должны быть примером для подражания, образцом поведения и нравственности, всю жизнь которых можно рассматривать как подвиг. Именно такой человек — Ибрагим Дзусов — лётчик-истребитель, генерал, воспитавший целую армию асов, Герой Советского Союза.

ДОРОГА В НЕБО

Ибрагим Магометович Дзусов родился 16 марта 1905 года в осетинском селении Заманкул в семье крестьянина-бедняка. С ранних лет подросток познал нужду и нелёгкий крестьянский труд. Будучи по натуре общительным, обязательным и очень добрым, он сочетал в себе такие черты характера, как романтику и реалистическое восприятие окружающего мира. В юношеские годы, работая в поле, на рассвете и закате солнца он вглядывался в небо и мечтал о крыльях. Однако разгул бандитизма в то время отложил навремя небесные мечты и привёл его в отряд особого назначения. В 15 лет юноша пошёл добровольцем в Красную Армию, сражался с бандами басмачей в Средней Азии. Ибрагим командовал взводом кавалерийского полка.

Но он постоянно думал о полётах, и шаг за шагом шёл к осуществлению своих планов. Человек страстный и смелый, мечтатель и прагматик, он не только воплотил мечты в реальность, но и увековечил своё имя героическими подвигами.

С 1927 года он — стажёр 13-й авиабригады, с 1928 — слушатель 3-й военной школы лётчиков имени К.Е. Ворошилова. По окончании учёбы — командир авиационного звена, штурман эскадрильи, штурман авиабригады, командир авиаполка. С апреля 1940 года — слушатель оперативного факультета Военно-Воздушной академии Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Таким образом, к началу Великой Отечественной войны Ибрагим стал высококвалифицированным лётчиком с немалым опытом работы.

БАТЯ ДЛЯ АСОВ

Начало войны застало майора И.М. Дзусова на посту командира 45-го истребительного авиаполка, дислоцированного в Баку. Тревожные вести с фронта волновали молодых лётчиков, их неудержимо тянуло в бой, на фронт. Боевое крещение полка проходило в тяжёлых условиях. Опыта ведения боёв ещё не было. И майор Дзусов, учась сам, учил своих подопечных. Командир водил группы на отражение налётов врага, на штурмовку, разведку, прикрытие наших войск. За 4 месяца полк совершил 1087 боевых вылетов, в 148 воздушных боях сбил 36 самолётов противника. Шесть из них на личном счету Ибрагима.

Герой Советского Союза А.В. Фёдоров вспоминал о своём командире: «Он любил личный состав, умело поощрял тех, кто не просто смело атаковал врага, а делал это обдуманно, тактически грамотно, сообразуясь со сложившейся обстановкой в воздухе и на земле на том или ином участке фронта. Он был непримирим к тем, кто пренебрегал или не хотел воспользоваться тактической обстановкой. В тяжелейших боевых условиях он умело руководил подчинёнными частями и последовательно готовил воздушных бойцов».

Уже через три месяца боёв на Кубани его воспитанники Б.Б. Глинка и Н.Д. Кудря стали Героями Советского Союза.

В мае 1943 года Ибрагим Дзусов назначается командиром 9-й гвардейской истребительной дивизии, а через год — 6-го истребительного авиакорпуса. 57 Героев Советского Союза дала дивизия, четверо из них стали дважды Героями, а А.И. Покрышкин — трижды Героем Советского Союза. И все они уважительно называли своего командира — Батя. «Вы так по земле не ходите, как он летает» — с глубоким уважением, любовью и гордостью говорили лётчики о нём.

ЖИЗНЬ КАК ПОДВИГ

Всего за время войны частями и соединениями, которыми командовал Ибрагим Дзусов, произведено 18654 боевых самолётовылета, проведено 1243 воздушных боя, сбито 832 самолёта противника. За образцовое выполнение боевых задач командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, за умелое руководство боевой работой частей и соединений и проявленное при этом мужество, отвагу и героизм И.М. Дзусов был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза.

В чём феномен нашего легендарного лётчика? Может быть, в исторических корнях, ведь его далёкие предки — аланы — тоже назывались асами? Вот задача для историков-лингвистов! А может, само время тогда выдвигало героев из всех одарённых и целеустремлённых? Как пелось в довоенной песне:

Когда страна быть прикажет героем,

У нас героем становится любой.

Несомненно, то, что личность Ибрагима Дзусова нуждается в пристальном изучении и новой оценке. И здесь очень своевременной является инициатива Общероссийского Народного фронта «Аэропортам — имена великих соотечественников». Вполне уместно было бы присвоить имя героя аэропорту «Владикавказ», с которого он начинал свой боевой путь. В годы Великой Отечественной войны в Республике Северная Осетия была сформирована и расположена эскадрилья боевых самолётов-истребителей. На аэродроме располагался авиационный полк под командованием Ибрагима Дзусова. В послевоенные годы он стал первым руководителем аэропорта «Владикавказ». Нет никакого сомнения, что этого светлого имени достоин и любой другой аэропорт страны, служению которой он посвятил всю свою славную жизнь.

ВРЕЗ

ЛЕТАЕМ С ГОРДОСТЬЮ ЗА СВОИХ

«Народный фронт поддерживает проведение масштабного народного проекта «Великие имена России. Время признаний!», в ходе которого каждый гражданин страны может высказаться в пользу выдающихся личностей России, чьи имена, по их мнению, следует присвоить одному из крупных аэропортов страны. Мы со своей стороны решили провести конкурс среди журналистов региональных СМИ, которые своими публикациями смогут внести вклад в общественную дискуссию по выбору имён соотечественников, а также привлечь интерес граждан к этому процессу и итоговому голосованию», – сказал председатель общественного совета Фонда ОНФ «Правда и справедливость», депутат Государственной думы Николай Будуев.

Диана ТАУТИЕВА

РегионыКавказ
Print
Автор статьи: Диана Таутиева
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Категории: ПортретКоличество просмотров: 1013

Теги:

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x
150 лет
со дня выхода
первого номера газеты
ISSN 2223-0424
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Copyright © Медиагруппа "Терские ведомости", 2014-2024
Карта сайта Разработка сайта «Expasys»