Наверх
Подписаться
1868
Газета основана
1(13) января 1868 года.
Издание возрождено
в 2010 году.
Регистрация
Электронная версия газеты на pressa.ru
События

Архитектура традиционного поселения.Северная Осетия в символах и образах.

Северная Осетия — небольшая республика, расположенная в самом центре Кавказа, имеющая богатейшую историю и уникальную культуру.

Потомки алан — осетины с X по XVIII в. населяли ущелья северного и восточного склона Центрального Кавказа, создав интересную систему поселений, каждое из которых является памятником самобытной культуры и обладает неповторимым архитектурно-художественным обликом.

Рассматривая структуру расселения Северной Осетии, можно выделить шесть районов, своеобразных экосистем, образованных поселениями осетинских общин «ком» вдоль основных притоков реки Терек, вынужденных скрываться в ущельях от опустошительных набегов Тимура.

Центральную часть, бассейн реки Ардон, занимает Уаллаггом (Алагирское общество), когда-то самое населённое ущелье. Восточнее располагается Куртатыком (р. Фиагдон) с благоприятными климатическими условиями и бурной растительностью.

 Важнейшую роль при выборе места поселения играли не только функциональные возможности ландашфта, отдельные элементы рельефа, геологические процессы, близость водных источников, удобных пастбищ, но и военно-стратегическое положение. Благодаря внимательному и всестороннему учёту этих факторов структура традиционного осетинского поселения обретает гармоничную связь с ландшафтом.

Элементы поселения воспринимаются в единстве со структурой ландашфта, учитывая гармоничную уникальность самой природы.

Архитектуру горной Осетии отличает безошибочный подбор природных строительных материалов, полная гармония с ландшафтом, продуманное объединение жилищ, хозяйственных и оборонительных сооружений в единые комплексы-ансамбли (усадьбы, замки, кварталы, поселения в целом). Таким образом, поселение является неотъемлемой частью природной среды и образует целостный архитектурно-природный комплекс.

Образ традиционного осетинского поселения можно сравнить с «грудами рассыпанных по горам камней», с «птичьими гнездами», а сами башни подобны скалам. Жилая башня воспринимается как «очаг рода», так, именно она является «ядром» разрастания поселения. Башня имеет чётко выраженное трёхчастное членение по вертикали, два входа на разных уровнях, плоскую крышу и множество щелевых отверстий, часть из которых является дымовыми, а часть — бойницами. Со временем семья разрасталась, увеличивалась, приобретала социальную силу и могла выразить своё положение, построив боевую башню, которая от жилой отличалась более совершенными пропорциями, где высота преобладает над основанием, что подчёркивает вертикальную динамику сооружения. Жилая башня со временем обрастала плоскокровельными 1–2-этажными постройками типа хадзар. Феодальная верхушка предпочитала жить в замках усадебного типа, получивших название галуан. В каждом поселении существовала площадка ныхас, где под открытом небом собирались и принимали решения старейшины села. В композицию поселения включаются культовые сооружения-святилища, храмы, склепы, располагающиеся как внутри, так и вне поселения.

На организацию внутреннего пространства жилища повлияли социально-функциональные особенности и её семантическое представление этноса. Пространство дома складывается из общесемейной комнаты с очагом, кладовой, хозяйственных помещений, помещений для домашнего скота, для гостя — «посланника неба» и для женатого сына. Общесемейная комната позиционировалась на мужскую и женскую половины, причём разделение происходило по оси «очаг — центральный столб». Восточная часть считалась женской и ассоциировалась со светом, теплом. Не случайно в восточной стене находился камень с выступом в стене для лучины. Место старшего в доме, справа от очага, обозначалось диваном главы семьи, резьбой по дереву с зооморфными и геометрическими изображениями. Здесь же находится низкий трёхногий столик «фынг» и многочисленные скамейки. Место ночлега представляли нары у задней или левой стены жилища.

В декоративном оформлении интерьера выделяются общесемейная комната и кунацкая. Стеновые камни ни с внешней, ни с ней внутренней стороны не обрабатывались. В стенах располагались ниши, которые закрывались дощатыми дверцами, где хранилась посуда. Предметы интерьера, различная утварь были в основном деревянными. Многочисленные плетёные корзины подвешивались к стенам и потолку на деревянных крючьях. Опорный столб, олицетворяющий древо жизни и называемый «ангел головы», расширяясь вверх, завершается резной «подушкой», украшенной оберегом в виде головы барана. Традиционные формы рогов, освящённые религиозным культом, включаются в декоративную и архитектурную пластику не только в осетинском народном жилище.

 Самобытное осетинское жилище удовлетворяло потребностям жизнедеятельности, защищенности от внешних воздействий природы, вражеских набегов, давало чувство комфорта и уюта и воспринималось, как элемент, гармонично связанный с окружающей природной средой. Важной частью выступают национальные башни, являясь устойчивыми ориентирами в пространстве и формируя целую систему визуальных коммуникаций в структуре самого поселения «кау» и в структуре ущелья «ком».

Пространство жилища, помимо чёткой функциональной структуры, имеет ярко выраженные символические оппозиции: мужчина — женщина; отец — сын; хозяин — гость. Архитектурные детали, декоративная пластика, предметы интерьера способствовали организации комфортного пространства жилища в психологическом, информационном и эстетическом аспектах, соответствующих образу мышления осетинского народа.

 

Анна БУЛАХ

РегионыВладикавказ и Северная Осетия-Алания
Print
Автор статьи: Анна БУЛАХ
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Категории: Страницы историиКоличество просмотров: 2255

Теги: КавказселогорыосетиныАланияаланыФиагдон

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x
150 лет
со дня выхода
первого номера газеты
ISSN 2223-0424
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Copyright © Медиагруппа "Терские ведомости", 2014-2024
Карта сайта Разработка сайта «Expasys»