Перевозка пассажиров в современном городе является частью хозяйственного оборота: сбой в перевозках пассажиров парализует производство, останавливает торговлю. Жизнь больших и крупных городов без пассажирского транспорта невозможна.
Основная роль транспорта общего пользования – обеспечение устойчивого развития городов. В частности, по сравнению с индивидуальным автотранспортом, он существенно повышает безопасность перевозок и обеспечивает значительное сбережение природных и финансовых ресурсов.
Если мы говорим об активном рабочем ритме города – ему жизненно необходим комфортабельный и чётко работающий транспорт. Если мы говорим об экологии – вместо микроавтобусов нужны современные троллейбусы и трамваи, в связке образующие развитую и удобную маршрутную сеть. Если мы говорим об ответственности перед обществом – то транспортную проблему необходимо решать и РЕШИТЬ в числе первоочерёдных.
Вопрос спасения и дальнейшего развития электротранспорта Владикавказа можно решить с помощью целевого бюджетного финансирования. Координированными усилиями федеральной, республиканской и муниципальной власти. С помощью вариантов долгосрочного целевого кредитования под государственные гарантии, лизинговых схем. Более того: целый ряд предприятий, занимающихся производством подвижного состава, и российских, и иностранных, наверняка будут готовы на долгосрочной основе оказать содействие в коренной реконструкции транспортного хозяйства, закупке подвижного состава.
Лишь небольшая часть автомобилистов, согласно статистике, ни при каких обстоятельствах не собирается пересаживаться на общественный транспорт.
Наша глобальная цель состоит в том, чтобы сделать трамвай конкурентоспособным автомобилю и побудить часть сегодняшних автомобилистов пересесть на общественный транспорт. Это, в свою очередь, позволит в значительной мере разгрузить и дороги.
При этом самыми критичными показателями, которые влияют на решение горожан, являются:
• скорость движения;
• частота движения трамвая и соблюдение расписания;
• комфортность общественного транспорта.
Если электротранспорт не придётся долго ждать, и он будут ходить по расписанию, многие автомобилисты, использующие личный транспорт, станут ездить на трамваях и троллейбусах.
Обязательным условием привлечения пассажиров на электротранспорт является упорядочивание маршрутной сети во Владикавказе. Необходимо изменить и ликвидировать автобусные маршруты, подменяющие и отменяющие собой маршруты электротранспорта. Они должны быть лишь запасным вариантом, но не основным. Это залог эффективной работы и повышения окупаемости за счёт роста пассажиропотока.
Участники круглого стола сошлись во мнении, что предлагаемое владикавказцам и гостям города закрытие большей части трамвайной сети Владикавказа (свыше 30% пассажиропотока на сегодня) – пр. Коста, «Бам» и «Планы» – приведёт к ещё большему оттоку пассажиров на другие виды транспорта. Причём реальных вариантов нет – на маршрутные такси. При этом трамвай лишится альтернативных маршрутов в случае поломки вагона или иного ЧП на других участках сети. Трамвайного сообщения лишится практически вся левобережная часть Владикавказа.
Мы считаем, что сегодняшний лозунг – оптимизация – в действительности подразумевает пошаговую ликвидацию. Здесь можно вспомнить и то, какие ассоциации в нашей стране стало вызывать более-менее приличное слово «реформа».
Необходимо учитывать, что ликвидация трамвайных и троллейбусных линий приводит не к уменьшению пробок на улицах, а к их увеличению. Ибо уничтожение электротранспорта, обладающего большой провозной способностью, стимулирует людей пересаживаться на личные автомобили. Аналогичные последствия имеет и замена троллейбуса такими ущербными по сравнению с ним видами транспорта, как автобус или, тем более, микроавтобус. Несколько лет назад предыдущим руководством города уже была допущена грубая ошибка – закрытие троллейбуса, что имело лишь негативные последствия для системы общественного транспорта Владикавказа.
Автобусный и трамвайный транспорт не хорош и не плох сам по себе. Всё зависит от того, для чего их использовать. Структура себестоимости перевозок в трамвайном транспорте однозначно говорит о том, что его нужно использовать на больших пассажиропотоках. Ведь каждый новый пассажир будет снижать удельную себестоимость перевозок.
Перевозки на автобусах из-за небольших расходов на организацию движения целесообразно осуществлять на маршрутах с небольшим пассажиропотоком, где трамвайная инфраструктура попросту не будет окупаться.
Мы считаем, что пути выхода из транспортного кризиса, в котором находится Владикавказ, существуют. Во-первых, необходимо изыскивать способы наладить частно-государственное партнёрство в этой области, с опорой на ведущие и крупнейшие предприятия города. Во-вторых, добиваться целевого бюджетного финансирования за счёт федерального и регионального бюджетов. В-третьих, искать варианты льготного кредитования под гарантии региональной и федеральной власти.
Ещё одно предложение заключается в том, что в некоторых городах существует прекрасно зарекомендовавшая себя практика. При проектировании новых микрорайонов и распределении участков под застройку в стоимость квадратного метра будущего строительства закладывается сумма на развитие транспортной инфраструктуры. Причём набавленные несколько рублей в итоге обеспечивают новое строительство дорог, а также трамвайных и троллейбусных линий. Этот вариант решения вопроса также необходимо использовать во Владикавказе.
Владикавказу необходима настоящая система общественного транспорта, которая будет служить стимулом для развития иных сфер жизни города. Эта система может строиться лишь вокруг электротранспорта, с его большой провозной способностью, а также дополняться пассажирскими перевозками автобусами большого и среднего класса и микроавтобусами.
Принято на заседании круглого стола
15 февраля 2016 г. 17.00
Региональный штаб Общероссийского Народного фронта в РСО-Алания
Реском Профсоюза работников жизнеобеспечения РСО-Алания
Северо-Осетинское региональное движение поддержки общественных инициатив
«За наш Владикавказ!»
Участники круглого стола, депутаты Парламента РСО-А,
эксперты, представители общественности
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |