Наверх
Подписаться
1868
Газета основана
1(13) января 1868 года.
Издание возрождено
в 2010 году.
Регистрация
Электронная версия газеты на pressa.ru
События

Кавказские адаты

С возникновением человечества и его развитием, начиная с первобытнообщинного строя, общество жило по определённым  нормам, среди которых были как прогрессивные, так и вредоносные по своей сути которые, так или иначе, формировались в устойчивые традиции, передаваемые из поколения в поколение.

Что касается одного из уголков мира – Кавказа, то общим названием народных обычаев горцев был адат, т.е. древние обычаи, которыми управляются все народные дела. Другое значение адата возводится к суду или лучше – способам разбирательства судебных дел.

В этом смысле адат – суд по обычаям или обрядам – противопоставляется  шариату – суду по мусульманским законам. В записке 1841 года, в которой впервые был поднят вопрос о собирании сведений об адатах, говорится об адате в смысле суда, основанного на обычаях, и противоположного шариату – суду Алкорану. Точно так же в сборнике адатов владикавказских горцев (осетин и чеченцев) 1844 года говорится об адате, как о суде, рассматривающем все дела, и определяющем наказание за всякого рода преступления.

Адат  это суд по принятым правилам, установленным обычаем и освящённым давностью. Главным органом образования адатов кавказских горцев являлось третейство, мировой суд посредников. Если же в адате не находились решения на новые случаи и не было установлений, то приглашались старики, которые могли сохранить в памяти какие-нибудь случаи, похожие на разбираемый.

Постановленное таким образом решение называлось маслагатом, который впоследствии присоединялся к общей массе народных обычаев и обращался в адат.

Маслагат – мировая сделка при пособии посредников, избиравшихся сторонами (у дагестанских горцев). Третейство с характером посреднической функции, вырабатывающей основные начала обычного права, лежит в основе судоустройства кавказских горцев. У осетин такое значение имел древний институт – «тархон» (буквально «суд на торгу»), народный мировой суд посредников, устанавливающих соглашения («минавар», мировую, мир) по спорам и столкновениям родов и их членов.

Посредством маслагата у горцев устанавливались взаимные отношения между как отдельными классами, так и лицами. Например, между владельцем и крестьянином.

Особенность кавказских адатов является вполне естественным  результатом того быта, которого придерживались горцы исстари. Заслуживает внимания в определённый период симбиоз адата и шариата. Адат существовал у всех жителей Кавказа до распространения в этих местах магометанского вероисповедания. Ввиду того, что шариатское право было более суровым, у кумыков преобладал адат.

К шариату прибегали очень редко, в основном по делам о завещаниях, опеке и пр. В Чечне тоже главным образом было адатное производство. По сведениям, собранным Горским управлением в 1844 году о местных адатах осетин, известно, что «в случае преступлений, где нет ясного доказательства, а только сильное подозрение, прибегают к духовному суду (по шариату), и приводят подозреваемых к присяге, чем всё и кончается».

В Кабарде же велась борьба между шариатом и адатом. «Народным условием», составленным на собрании кабардинцев после прекращения чумы в 1807 году, суд по адату сделан был сословной привилегией высших классов (князей и узденей). Простолюдины же были подчинены по всем делам шариатскому суду мулл (кади).

Ограниченные в определённой степени действием на Кавказе мусульманского права, адаты кавказских горцев стали подчиняться также влиянию русских законов, с тех пор, как образовалось Горское управление, учреждённое правительством России.

Но, тем не менее, как видно из сборников адатов горцев Северного Кавказа, составленных в 40-х годах XIX века, тех же бытовых оснований держалось в то время Горское управление осетин, чеченцев, кабардинцев и пр. – везде адат признавался руководящим и основополагающим законом при разбирательстве уголовных и гражданских дел.

Адат сохранил своё значение и при новом образовании Горского управления Северного и Восточного Кавказа в 1860 году. При этом правительство имело в виду «дать народу такой суд, который, будучи сообразен с его понятиями и обычаями, давал бы возможность постепенно, без неудобств для народа, перейти со временем к решению всех дел на основании общих законов Империи».

Существовало чёткое разграничение компетентности адата, шариата и российских законов с точным обозначением для каждого из них определённого круга дел. Так, например, военным законам подчинены были дела об измене, возмущении, явном неповиновении начальству, разбое и похищении казённого имущества. По всем другим делам – уголовным и гражданским – допущено было разбирательство по адатам.

Конечно, были и разночтения законов, которые на основе адатов возникли в разных аулах. Но при всём разнообразии они служили выявлению и утверждению правды, независимо от рассматриваемого дела.

Сергей ЦХУРБАЕВ

РегионыВся Россия
Print
Автор статьи: Сергей Цхурбаев
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x
150 лет
со дня выхода
первого номера газеты
ISSN 2223-0424
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Copyright © Медиагруппа "Терские ведомости", 2014-2024
Карта сайта Разработка сайта «Expasys»