Нартские сказания – произведение устного народного творчества осетин – сформировались, сохранились и дошли до нас благодаря народным сказителям, которые исполняли песни эпоса, аккомпанируя себе на фандыре. Наше исследование посвящено осетинскому музыкальному национальному инструменту – фандыру.
Фандыр, несомненно, самый «национальный» инструмент осетин. Недаром самое известное, самое значимое произведение великого просветителя Осетии Коста Левановича Хетагурова носит название «Ирон фæндыр» («Осетинская лира»).
В осетинском языке фандыр – это общее название разных музыкальных инструментов, в том числе щипковых и смычковых. Осетинская гармоника (дальний родственник русского аккордеона, скорее всего, попавший на Северный Кавказ из Средиземноморья, по Великому Шёлковому пути) – это тоже «фæндыр» («ирон хъандзал фæндыр»).
В далёком прошлом осетинам были известны только три музыкальных инструмента: пастушеская свирель (уадынз), двенадцатиструнная арфа (дыууадæстæнон фæндыр) и струнный смычковый инструмент (хъисын фæндыр), причём первые два инструмента известны ещё нартам, что говорит об их древнем происхождении. Подтверждение этому можно найти в Нартском эпосе, в котором нашёл отражение быт алан.
История создания фандыра – одна из самых ярких и запоминающихся страниц Нартского эпоса. Пронзительно и незабываемо описывается происхождение двенадцатиструнной арфы (дыууадæстæнон фæндыр) в Нартских сказаниях в песне «Гибель семьи Сырдона».
Сырдон – ловкий пройдоха, хитрец и острослов, он же – злокозненный чародей, способный перевоплотиться в женщину, старика или в предмет, в эпосе его неоднократно называют «погибелью нартов». Сырдон – сын Гатага, водного божества, и Дзерассы. Жил Сырдон под землёй, вход в его жилище напоминал запутанный лабиринт, и никто не мог найти его дом. Только когда Сырдон украл у Хамыца корову, тот разузнал, где находится дом Сырдона, и убил его семерых сыновей. Скорбя по сыновьям, Сырдон из кисти старшего сына, на которую натянуты жилы его сыновей, изготавливает арфу (фæндыр).
Ф.Ш. Алборов отмечал: «Дыууадæстæнон фæндыр и в осетинской действительности, благодаря своему широкому распространению не только в музыкальном, но и в поэтическом творчестве, вошёл в сферу мифов и легенд в качестве носителя одной из главных эмоциональных начал – скорби».
Сегодня, когда инструмент почти полностью вышел из обихода, уже трудно установить, какие формы музыкального творчества народа (кроме Нартских сказаний) он ещё обслуживал. Немногие сведения свидетельствуют преимущественно о произведениях размеренно-повествовательного характера. Инструмент имел «хождение» в народной практике вплоть до 40-50-х годов XX века.
В Нартских сказаниях игра на другом музыкальном инструменте – свирели (уадынз) – описана как любимое развлечение не только знаменитого нартского Орфея – Ацамаза (носящего аланское имя), который пробуждает своим чудесным пением окружающую природу, но и выдающихся героев эпоса – Сослана и Батраза.
Вряд ли сегодня можно было бы говорить о сказаниях Нартского эпоса, если бы не струнный смычковый инструмент – хъисын фæндыр. Звучание у древнего инструмента хъисын фæндыр – заслушаешься. Казалось бы, чего проще: две струны и деревянный корпус, а звучит – почти как человеческий голос. Не в любых руках петь будет – только в ласковых и профессиональных.
Когда-то под тоскующий и надрывный голос фандыра старцы-сказители могли поведать о сражениях и подвигах аланских воинов. Но старцев тех уж нет, а струн фандыра теперь редко коснётся смычок мудреца. Народная память сохранила имена замечательных сказителей Нартского эпоса: Батчери Каргиева, Эльмурзы Цагараева, Габадза Шавлохова, Кола Плиева, Акима Джигкаева, Пируза Келехсаева, Бимбола Сланова, Гахи Сланова, Ники Ханикаева…
Знаменитый сказитель конца XIX века Курм-Бибо был слеп, играл на самодельной трёхструнной скрипке (хъисын фæндыр).
Сам факт существования у осетин духовых, струнных и ударных инструментов, их архаичность, с одной стороны (дыууадæстæнон фæндыр вообще является древнейшим представителем инструментальной культуры), и техническое совершенство – с другой, подтверждают древность осетинского народного музыкального инструментария.
Музыкальный фольклор вбирает в себя также и глубокие корни древнейшей инструментальной культуры.
Хъисын фæндыр – хойысæр фæндыр, осетинский струнный смычковый музыкальный инструмент. Длина 650-700 мм. Имеет 2-3 струны. Настройка 2-струнного хъисын фæндыр квартовая, 3-струнного — терцово-квинтовая.
История этого инструмента насчитывает несколько веков. Он похож на скрипку. Только играть на нём нужно, поставив инструмент в вертикальное положение. Смычок в данном случае толще и длиннее, а струн всего две-три. Звуки хъисын фæндыр ни на что не похожи.
Хъисын фæндыр имеет круглый чашеобразный корпус. Верхней декой ему служит натянутая козья кожа. Струны изготовлялись из конского волоса. Корпус вырезался из средней части ствола дерева твёрдых пород (орех, клён, груша). К заготовке и сушке древесины подходили очень тщательно. Интересно, что для народных мастеров значение имело даже то, в каком месте срублено дерево – на северном склоне или на залитом солнцем южном. По их мнению, инструмент, изготовленный из лесоматериала «солнечной зоны» по своим звуковым качествам отличался от прочих.
Классической модели хъисын фæндыр никогда не было. Секретов много. Так, в старину, например, резонаторы делали не только из дерева ели и клёна, но и кожи животных, а конский волос обычно скользил по струнам из сухожилий козлёнка. Даже играли и напевали сказания тоже каждый по-своему.
Сейчас в Осетии осталось очень мало людей, играющих на хъисын фæндыр. Человек, играющий на этом инструменте, издавна особо почитаем. Обучиться игре на инструменте ещё два века назад считалось великим даром.
Яна БЕКОЕВА,
студентка СОГУ
г. Владикавказ