«Родники народного творчества, народного искусства и всего того, что в комплексе принято именовать емким определением «традиционная культура» – это тот чистый исток, переставая черпать из которого, человек неминуемо теряет и само чувство Родины. Утрачивает связь со своими корнями, отрывается от них, как сухой шар перекати-поля – а значит, теряет и себя… А потому оказывать творческую и методическую помощь самодеятельным коллективам искусств – особенно тем, которые действуют у нас в районах, на селе, протягивать им руку помощи в их работе, пропагандировать и их творчество в масштабах республики, и за ее пределами – одна из по-настоящему важных задач, возложенных на нас, как на структурное подразделение Министерства культуры», – часто говорит директор Республиканского центра традиционной культуры и этнотуризма «Фарн» (Владикавказ), заслуженный деятель искусств РСО–А, мастер сцены, актёр, режиссёр и театральный педагог Валерий Цариев.
Именно эти слова являются творческим кредо небольшого, но дружного и преданного своему делу коллектива. Преемнику Центра народного творчества с конца 2012 года придан новый статус с расширенными полномочиями, что, как показало время, позволяет претворять в жизнь все новые наработки. Не забывая при этом уникальные традиции предшественника и готовясь к 2018-му, юбилейному для себя году.
С чем же подходит «Фарн» к своему 80-летию? Естественно, с новыми планами, инициативами, стремлениями. И желанием, чтобы масштабные и значимые творческие события проходили в Осетии как можно чаще. Да, ответственности от этого у сотрудников больше, но поддержка статуса республики, как одной из стратегических сегодня культурных площадок не только СКФО, но и всего Юга России, дорогого стоит…
Повседневная работа же заключается в проведении смотров народных театров на подтверждение этого звания, организации семинаров с руководителями этих театров, а также – фестивалей, смотров, конкурсов.
Мы, жители республики, часто и с гордостью позиционируем, что Северная Осетия – это край талантов-самородков, где едва ли не в каждый второй танцует, поёт или играет на гармошке. А уж если начать перечислять имена мастеров нашей театральной, танцевальной, музыкальной сцены, ставшие легендарными и культовыми, то окажется: добрых три четверти из них – это уроженцы сел и районных центров, выходцы «из глубинки» республики. А основой всему этому являются самодеятельные творческие коллективы, и всего их – более тысячи.
Цифра как нельзя ярче свидетельствует о том, что тяга к культуре, как к прекрасной целительной силе, не ослабла после крушения советской империи, создававшей для неё все условия (вспомним, что репетиции народных театров посещали руководитель республики Билар Кабалоев с министрами). Было всё, но ныне одних только хореографических самодеятельных коллективов в республике – более 200, не говоря уже о детских, взрослых, школьных, вузовских, национальных хоровых коллективах, хоров героической песни. Плюс инструментальные ансамбли, эстрадные и фольклорные коллективы самой различной направленности.
«Наблюдается интересная тенденция – за последние несколько лет люди активно потянулись в народное творчество. Старшее поколение ещё помнит, как вспыхнул в республике настоящий бум увлечения хоровым искусством. Сколько у нас появилось тогда хоров героической песни! Это время выдвинуло таких подвижников, как, скажем, те же Барту Дзугаев, Митя Касабиев… Потом этот бум сменился другим: вся Осетия начала танцевать. Потом, в 1980-е, стали у нас один за одним создаваться народные театры… А с середины 2000-х годов сразу все эти три направления в нашем народном творчестве возрождаются. И одна из главных причин этого, мне кажется, именно то, что люди стали более уверенно смотреть в завтрашний день», – говорит В. Цариев.
При всём этом особенно радует, что залы сельских и районных дворцов культуры на концертах и спектаклях неизменно бывают полны. Зрители, среди которых немало родных, близких и соседей таких самодеятельных артистов, всегда приходят поддержать «своих», поболеть за них, порадоваться их новым успехам, и это ещё и сплачивает нас вокруг великой силы культуры.
«Фарн» реально поддерживает эти коллективы, способствует их творческому росту, отправляя лучшие наши самодеятельные коллективы на фестивали и творческие смотры за пределы республики, где они и себя показать могут, и на других посмотреть, и новый полезный опыт почерпнуть. В итоге народное творчество остаётся основой, откуда столько талантов приходит в большое, профессиональное искусство.
Событием можно назвать даже то, что в сельских домах культуры, в детских самодеятельных ансамблях танцуют сотни мальчишек и девчонок. И у этих ребят горят глаза, они по-настоящему увлечены тем, чем занимаются. Это значит, что можно быть уверенным: они, даже если не станут в будущем профессиональными танцорами, вырастут нормальными людьми. Потому что их увели с улицы и привели в танцевальный зал, что открывает им путь для начала на сцены в залах родной республики. Создавать сельским коллективам больше возможностей для участия в масштабных творческих праздниках – это как раз и есть ещё одно из приоритетных направлений работы центра.
О проблемах наш собеседник говорить не любит, потому как, по его мнению, их нет только у тех, кто сидит сложа руки и ничего не делает. Сетует лишь на то, что, согласно федеральному закону, финансирование учреждений культуры «на местах» легло сегодня на плечи муниципальной власти. А у неё далеко не везде есть средства и возможности для того, чтобы осуществлять поддержку в достаточном объеме.
Но всё решаемо, ведь все мы слышим животворное журчание родников народной культуры. Во всяком случае, всё больше руководителей районов с удовольствием откликаются на предложения «Фарна» организовать новые встречи с народным искусством, выливающиеся в итоге в большие праздники.
Тамерлан ТЕХОВ