Наверх
Подписаться
1868
Газета основана
1(13) января 1868 года.
Издание возрождено
в 2010 году.
Регистрация
Электронная версия газеты на pressa.ru
События

Только ли «недоросли»?

Сегодня учителя общеобразовательных школ всерьёз обеспокоены сокращением уроков литературы и планируемой возможностью совмещения их с русским языком в один предмет под названием «Словесность». Так ли серьёзна обеспокоенность учителей, преподающих литературу в школе? Ведь высказывалась и другая точка зрения (правда, реже): о преувеличении, и даже надуманности проблемы…

На встрече с Президентом России Владимиром Путиным вдова и председатель фонда Александра Солженицына Наталья Солженицына отметила, что «то, что литературу теснят – это на самом деле колоссальная опасность для единства страны. Раньше люди могли говорить друг с другом цитатами из литературных произведений и понимали друг друга, а сейчас не так». И разве это сегодня не самая серьёзная опасность для нашего общества? Ведь мы перестали слушать и слышать друг друга. Передачи по телевидению и новостные ленты ярко свидетельствуют о чёрствости и растущей жестокости людей друг к другу, а самое страшное – по отношению к детям. Да и о жестокости детей друг к другу можно привести достаточно много примеров.

А какова роль литературы в этом? И что даёт её изучение детьми? Думается, что чёткий ответ на этот вопрос дал публицист, философ Александр Зеличенко, отметив у уроков литературы в образовательном процессе три главные функции: «втягивание», «погружение» школьника в художественную культуру, в культурный процесс, тренинг жизни и «выращивание души» через эстетическое развитие. И с этим утверждением нельзя не согласиться. Культурный процесс, в конечном итоге, отражает духовную жизнь общества. Приобщая молодого человека к культурному процессу, изучаемая литература делает его сознательным членом общества.

Изучение литературы формирует эстетические чувства, а формирование последних является одной из важнейших стадий духовного развития человека. Эстетическое чувство воспитывается и развивается у детей на уроках литературы. Они учатся видеть прекрасное вокруг себя: слышать и понимать окружающий мир, и не только живое в нём.

Говорит Наталья Куличенко, публицист, поэт, заведующая отделом искусств Национальной научной библиотеки РСО-Алания: «Литература играет огромное значение в духовно-нравственном воспитании личности. Важно не только изучение самого текста, но и того, что за ним стоит – это характеры, образы. Важен психологический момент этого процесса: читая то или иное произведение, школьник учится, как правильно себя вести, как понимать другого человека». Мне хотелось бы заметить, что изучение произведений классиков является своего рода ненавязчивым, но верным пособием по психологии – учит хорошим манерам, заставляет рассуждать над тем или иным поступком или проступком. Никто не станет оспаривать, что по одним книгам нельзя жить, но именно они являются ориентиром в жизни, способствуют накапливанию жизненного опыта. И здесь уместно привести известную пословицу о том, что на своих ошибках учатся дураки.

А вот точка зрения Людмилы Шестеровой, учителя русского языка и литературы владикавказской школы №38, Заслуженного учителя РСО-Алания, прозаика: «Душа есть у каждого человека, а формируют её литература и искусство. Именно они делают человека человеком. Человек изобрёл умные машины, в том числе компьютер, но они без души. Духовностью обладает только человек, и она формируется с детства. Это очень важно, потому что из сформировавшейся бездуховной личности очень сложно формировать духовного человека, а иногда даже просто невозможно. Литературные герои воспитывают душу, формируют личность, и мы, в конечном итоге, учим себя». Другими словами: подростки наращивают свой жизненный опыт.

А чтобы понять важность изучения этого предмета в школе, мне хочется в заключение привести слова Зарины Таучеловой, учащейся 9 класса школы №38 г. Владикавказа: «Для меня урок литературы – самый любимый урок. Думаю, что хорошая литература может воспитать человека даже лучше, чем это сделает другой человек. Читая, мы развиваем своё воображение, так как во время чтения мы представляем, как происходило то или иное описанное действие. На уроках литературы нередко затрагиваются социальные темы, и с помощью грамотного учителя у нас формируется свой самостоятельный взгляд на ту или иную проблему. Часто на уроке литературы мы вступаем друг с другом в интересные дискуссии, что учит нас размышлять, отстаивать своё мнение, учиться уважать чужое мнение, даже если ты с ним не согласен».

Хочется надеяться, что к голосу учителей и самих школьников всё же прислушаются те, от кого зависит решение столь важного вопроса. Ведь не случайно Михаил Салтыков-Щедрин писал: «Литература изъята из законов тления. Она одна не признаёт смерти».

Таисия ГРИГОРЬЕВА

г. Владикавказ

РегионыВся Россия
Print
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Категории: ПозицияКоличество просмотров: 1489

Теги: МнениеОбразование

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x
150 лет
со дня выхода
первого номера газеты
ISSN 2223-0424
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Copyright © Медиагруппа "Терские ведомости", 2014-2024
Карта сайта Разработка сайта «Expasys»