Наверх
Подписаться
Газета основана 1(13) января 1868 годаISSN 2223-0424
Официальный сайт12+
Регистрация
Сегодня 22 февраля 2018 г.
Электронная версия газеты
Наши странички в соц. сетях:
Закрыть
Публикации

Горский этикет

Любое человеческое общество состоит из людей, а люди подчиняются законам государства, гражданами которого они являются. Никто с этим не спорит. Но наряду с официальными нормами человеческого общежития, существуют правила, передающиеся из поколения в поколение, которые являются не менее, а зачастую более важными в жизни. Своеобразным кодексом чести является и горский этикет.

Вообще, если проследить жизнь горцев разных стран, то есть у них одна общая закономерность – это молчаливая помощь и участие в судьбе соседа, знакомого и незнакомого. В Калабрийских горах (Южная Италия) вновь поселившемуся в селе человеку незнакомые в сущности соседи, да и все сельчане, каждое утро поочерёдно кладут у дверей воловий сыр, пока новый житель не обустроится.

Такое внимание дорогого стоит. Это ни что иное, как проявление этики. Что движет такими людьми? Ясно одно: не пафос, не стремление проявить себя, а простое человеческое внимание. У нас на Кавказе с давних времён этикет, то есть нормы поведения, прививались с малых лет.

Нельзя выделить одну из них и сказать, вот эта основная. Все они, без исключения, составляют сокровищницу национального воспитания. Попробуем детализировать некоторые из них.

Уважение к старшим. Это незыблемое правило, когда старший в доме, в фамилии должен быть авторитетным и уважаемым, а младшие должны считаться с ним. Не нужно прерывать старшего во время разговора, по меньшей мере это невоспитанность. Перечить и, более того, повышать голос на человека в годах со стороны младшего должно восприниматься, как кощунство.

Даже если старший не прав, это никоим образом не оправдывает молодого оппонента в его потугах осуждаемого.

Скромность. Всегда надо смотреть на себя со стороны: а как я выгляжу, как говорю и т.д. Человек для самого себя должен быть зеркалом. Немногословность – великое достоинство горца. В гостях вести себя надо так, чтобы хозяин не радовался уходу гостя.

Уважение к женщине. Вот с этой нормы идёт самоуважение, ибо уважение к женщине не подлежит обсуждению. Оно должно проявляться и в мелочи: уступил место в транспорте, в дороге и т.д. В осетинских сёлах, думаю, и сегодня жива традиция, когда незнакомый человек, проходя по любой из улиц, скромным кивком головы приветствует сидящих на лавочке пожилых людей, мужчин и женщин.

И тут вообще неуместен вопрос, а знает ли он их? Это есть воспитание в национальном духе. Никогда не надо спрашивать (это моё мнение) нуждающегося человека, чем ему помочь. Он, если придерживается этических правил, не скажет об этом. Сам узнает, что да как, и поможет.

Как иной раз обидно бывает за наши ритуальные дела. К сожалению, жизнь конечна. Тут ничего не поделаешь, но возмущает другое. Некоторые забывают, для чего пришли, хоть их ничтожный процент, но всё-таки оторопь берёт, когда они не об усопшем говорят, а о поминальных яствах.

В этой связи вспоминается старый анекдот, который, скорее всего, был в реальности. Где-то после похорон один из присутствующих сказал: «Что за поминки, ни выпивки нормальной не было, ни еды?!». – «Как мог, так и сделал, надеюсь, что ты лучше сделаешь!», – не в бровь, а в глаз прозвучал ответ пережившего горе.

Совсем невмоготу бывает слушать рассуждения о том, что, дескать, сейчас не те времена. Погодите, о каких временах вы говорите? Что, солнце и луна другими стали? Или времена года исчезли? Люди всегда должны оставаться людьми, в этом их призвание. Наши предки академии не кончали, но они были ни чета кое-каким образованным дуракам, которые думают, что поросята на деревьях растут.

Умудрённые годами старики находили такие слова, которые тушили огонь вражды, мирили кровников, совестили оступившихся. И всё это без унизительной словесной мишуры.

В середине 80-х годов прошлого века я встретился с одним дагестанцем. Речь зашла о том о сём, потом я коснулся вопросов гостеприимства в Дагестане. Вот его ответ: «Когда в дом приходит гость, его встречают как близкого человека, ни минуты не напоминая ему о том, что он гость. Все три дня ему оказывают почёт, тут и барашек, и лучшее вино, всё внимание. И только в конце третьего дня хозяин спрашивает его, чем ему помочь. И гость излагает свою проблему, и часто она решается».

Вопрос не в том, можно ли помочь человеку или нет, а в уважительном вопросе спустя три дня. К сожалению, автору этих строк пришлось на своём опыте убедиться в обратном. Примерно лет 16 назад мне было поручено передать судебную повестку по определённому адресу. Я с водителем подъехал к частному дому, нажал на звонок. Вышел здоровенный мужик. «Чего тебе надо?», – прямо с порога спросил меня. – «Уже ничего!», – нашёлся я, быстро сунул повестку в нагрудный карман его рубашки и уехал.

Ведь это была не квартира, а частный дом с нормальным двором. Я даже во внутрь не зашёл. Ведь мог же он сказать: «Добрый день! Заходите во двор». Хотя бы ради приличия. И это было в Осетии. Вот так. Тут уж никакие традиции не помогут, такое не лечится.

Следуя горскому этикету, неприлично громко разговаривать, привлекая внимание окружающих, хохотать, рассказывать о своих болячках и т.д. и т.п.

Приведу один исторический факт. За точность изложения не ручаюсь, так как прочитал об этом, будучи школьником, но суть запомнил на всю жизнь.

Феликс Дзержинский со своими людьми как-то остановился на постой в одном селе. Время было тяжёлое, гражданская война, разруха, голод. Бойцы без ведома Дзержинского выпросили или купили в селе кусок сала и килограмм картошки. Зажарив их, они в сковородке принесли блюдо Дзержинскому.

Он их спрашивает: «А что вы ели на обед?». – «Картошку с салом», – ответили ребята. Затем он вышел во двор, спросил внешних часовых: «Что вы ели на обед?». – «Картошку с салом», – был ответ. Он спросил всех, и все отвечали ему одинаково. И только тогда он прошёл в свой кабинет и начал есть.

А дело было так. Зная о том, что Феликс Эдмундович человек наискромнейший, и к тому же болеет, всё окружение сговорилось отвечать ему одинаково: «У нас на обед была картошка с салом», – а сами решили ему приготовить еду. Но Дзержинский не мог пообедать, не расспросив их. Они ему сказали святую ложь, а сами ничего не ели двое суток…

Если бы не сказали так, Дзержинский бы ни за что не притронулся к картошке с салом.

Вот скажите, сегодня такое может быть? Да, великие были люди, с чистой душой. Как жаль, что таких больше нет в нашей жизни. К сожалению, мы видим совершенно другое. Чтобы не было в нашей жизни всяких уродливых явлений, надо всем миром прививать этику поведения, нормы морали.

Как можно, скажем, вставать из-за стола, всем своим видом показывая, что ты уже сыт и собеседники тебе неинтересны? Это очень дурной тон!

Семья, школа, общество, фамильные советы должны работать в воспитании молодого поколения, ибо цивилизация при всех положительных моментах губит на корню традиционные ценности, особенно у молодёжи. Все те бесценные крупицы народной мудрости должны быть перед взором общества, а носители их должны отвечать всем канонам горской этики.

Сергей ЦХУРБАЕВ

РегионыВся Россия
Print
Автор статьи: Сергей Цхурбаев
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Сергей ЦхурбаевСергей Цхурбаев

Другие объявления Сергей Цхурбаев

Обратная связь

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x

Фильтр материалов по регионам

Теги

"За наш Владикавказ!" "Имя героя - школе" "Правда и справедливость" «Ossetia News» «Авторадио» «Адвентисты» «Аланика» «Алания Медиа » «Баптисты» «Беслан» «ВКонтакте» «Газпром-Медиа Радио» «Генеральная уборка» «Золотой ледоруб» «Золотой петушок» «Кавпроект» «Кадрик» «Качество дорог» «Книги» «Комфортная городская среда» «Медиа-Кавказ» «Национальный парк «Кисловодский»» «Невы» «Пæсæйы фæндон» «Пётр Захаров-Чеченец» «ПрофМедиа» «Пятидесятники» «Рейтинг» «Свидетели Иеговы» «Слово за словом» «Солдат» «Завещание» «Прощай» «Спутник» «Стальной ангел» «Фарн» «Фатима» «Хетагуровские чтения» «Художник Пётр Захаров» «Чеченской Мирей Матье» «Шёлковый путь» «Экспертно-аналитические системы» 100 книг 100-летие 15-й регион 18 апреля 20 24 апреля 24 прелюдии и фуги 25 лет 2-я Южно-Осетинская бригада 300-летие 34 метра в секунду 45 лет 70 лет 75 млн рублей 9 мая 95-летие со дня основания AIVAD Apple Music BBC Music Magazine CAMARAO MMA CUP 2016 Cartoon Network в HD-качестве http://dorogi-onf.ru человек выбирает город Instagram iTunes IT-компания IT-парк IT-проект IT-технологии LIZA GABARATI NEC NIRVANA Oc-media passive optical network SMS-спам terskievedomosti@yandex.ru. Universum Viber WhatsApp X Международный симпозиум XIV и XV Международных конкурсов имени П.И. Чайков А. Невзоров А.Н. Голенков Абречество Абхаз Черчесов аварии аварийное жильё автоаварии автобус Автозвук автостанция Агаев аграрии Агузаров Агунда Плиева адат Аджария Азамат Гаглоев Азамат Короев Академия и стадион Аким Салбиев
Яндекс.Метрика
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Разработка сайта «Expasys»