Наверх
Подписаться
Газета основана 1(13) января 1868 годаISSN 2223-0424
Официальный сайт12+
Регистрация
Сегодня 22 февраля 2018 г.
Электронная версия газеты
Наши странички в соц. сетях:
Закрыть
Публикации

Кавказские адаты

С возникновением человечества и его развитием, начиная с первобытнообщинного строя, общество жило по определённым  нормам, среди которых были как прогрессивные, так и вредоносные по своей сути которые, так или иначе, формировались в устойчивые традиции, передаваемые из поколения в поколение.

Что касается одного из уголков мира – Кавказа, то общим названием народных обычаев горцев был адат, т.е. древние обычаи, которыми управляются все народные дела. Другое значение адата возводится к суду или лучше – способам разбирательства судебных дел.

В этом смысле адат – суд по обычаям или обрядам – противопоставляется  шариату – суду по мусульманским законам. В записке 1841 года, в которой впервые был поднят вопрос о собирании сведений об адатах, говорится об адате в смысле суда, основанного на обычаях, и противоположного шариату – суду Алкорану. Точно так же в сборнике адатов владикавказских горцев (осетин и чеченцев) 1844 года говорится об адате, как о суде, рассматривающем все дела, и определяющем наказание за всякого рода преступления.

Адат  это суд по принятым правилам, установленным обычаем и освящённым давностью. Главным органом образования адатов кавказских горцев являлось третейство, мировой суд посредников. Если же в адате не находились решения на новые случаи и не было установлений, то приглашались старики, которые могли сохранить в памяти какие-нибудь случаи, похожие на разбираемый.

Постановленное таким образом решение называлось маслагатом, который впоследствии присоединялся к общей массе народных обычаев и обращался в адат.

Маслагат – мировая сделка при пособии посредников, избиравшихся сторонами (у дагестанских горцев). Третейство с характером посреднической функции, вырабатывающей основные начала обычного права, лежит в основе судоустройства кавказских горцев. У осетин такое значение имел древний институт – «тархон» (буквально «суд на торгу»), народный мировой суд посредников, устанавливающих соглашения («минавар», мировую, мир) по спорам и столкновениям родов и их членов.

Посредством маслагата у горцев устанавливались взаимные отношения между как отдельными классами, так и лицами. Например, между владельцем и крестьянином.

Особенность кавказских адатов является вполне естественным  результатом того быта, которого придерживались горцы исстари. Заслуживает внимания в определённый период симбиоз адата и шариата. Адат существовал у всех жителей Кавказа до распространения в этих местах магометанского вероисповедания. Ввиду того, что шариатское право было более суровым, у кумыков преобладал адат.

К шариату прибегали очень редко, в основном по делам о завещаниях, опеке и пр. В Чечне тоже главным образом было адатное производство. По сведениям, собранным Горским управлением в 1844 году о местных адатах осетин, известно, что «в случае преступлений, где нет ясного доказательства, а только сильное подозрение, прибегают к духовному суду (по шариату), и приводят подозреваемых к присяге, чем всё и кончается».

В Кабарде же велась борьба между шариатом и адатом. «Народным условием», составленным на собрании кабардинцев после прекращения чумы в 1807 году, суд по адату сделан был сословной привилегией высших классов (князей и узденей). Простолюдины же были подчинены по всем делам шариатскому суду мулл (кади).

Ограниченные в определённой степени действием на Кавказе мусульманского права, адаты кавказских горцев стали подчиняться также влиянию русских законов, с тех пор, как образовалось Горское управление, учреждённое правительством России.

Но, тем не менее, как видно из сборников адатов горцев Северного Кавказа, составленных в 40-х годах XIX века, тех же бытовых оснований держалось в то время Горское управление осетин, чеченцев, кабардинцев и пр. – везде адат признавался руководящим и основополагающим законом при разбирательстве уголовных и гражданских дел.

Адат сохранил своё значение и при новом образовании Горского управления Северного и Восточного Кавказа в 1860 году. При этом правительство имело в виду «дать народу такой суд, который, будучи сообразен с его понятиями и обычаями, давал бы возможность постепенно, без неудобств для народа, перейти со временем к решению всех дел на основании общих законов Империи».

Существовало чёткое разграничение компетентности адата, шариата и российских законов с точным обозначением для каждого из них определённого круга дел. Так, например, военным законам подчинены были дела об измене, возмущении, явном неповиновении начальству, разбое и похищении казённого имущества. По всем другим делам – уголовным и гражданским – допущено было разбирательство по адатам.

Конечно, были и разночтения законов, которые на основе адатов возникли в разных аулах. Но при всём разнообразии они служили выявлению и утверждению правды, независимо от рассматриваемого дела.

Сергей ЦХУРБАЕВ

РегионыВся Россия
Print
Автор статьи: Сергей Цхурбаев
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Сергей ЦхурбаевСергей Цхурбаев

Другие объявления Сергей Цхурбаев

Обратная связь

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x

Фильтр материалов по регионам

Теги

"За наш Владикавказ!" "Имя героя - школе" "Правда и справедливость" «Ossetia News» «Авторадио» «Адвентисты» «Аланика» «Алания Медиа » «Баптисты» «Беслан» «ВКонтакте» «Газпром-Медиа Радио» «Генеральная уборка» «Золотой ледоруб» «Золотой петушок» «Кавпроект» «Кадрик» «Качество дорог» «Книги» «Комфортная городская среда» «Медиа-Кавказ» «Национальный парк «Кисловодский»» «Невы» «Пæсæйы фæндон» «Пётр Захаров-Чеченец» «ПрофМедиа» «Пятидесятники» «Рейтинг» «Свидетели Иеговы» «Слово за словом» «Солдат» «Завещание» «Прощай» «Спутник» «Стальной ангел» «Фарн» «Фатима» «Хетагуровские чтения» «Художник Пётр Захаров» «Чеченской Мирей Матье» «Шёлковый путь» «Экспертно-аналитические системы» 100 книг 100-летие 15-й регион 18 апреля 20 24 апреля 24 прелюдии и фуги 25 лет 2-я Южно-Осетинская бригада 300-летие 34 метра в секунду 45 лет 70 лет 75 млн рублей 9 мая 95-летие со дня основания AIVAD Apple Music BBC Music Magazine CAMARAO MMA CUP 2016 Cartoon Network в HD-качестве http://dorogi-onf.ru человек выбирает город Instagram iTunes IT-компания IT-парк IT-проект IT-технологии LIZA GABARATI NEC NIRVANA Oc-media passive optical network SMS-спам terskievedomosti@yandex.ru. Universum Viber WhatsApp X Международный симпозиум XIV и XV Международных конкурсов имени П.И. Чайков А. Невзоров А.Н. Голенков Абречество Абхаз Черчесов аварии аварийное жильё автоаварии автобус Автозвук автостанция Агаев аграрии Агузаров Агунда Плиева адат Аджария Азамат Гаглоев Азамат Короев Академия и стадион Аким Салбиев
Яндекс.Метрика
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Разработка сайта «Expasys»