Наверх
Подписаться
1868
Газета основана
1(13) января 1868 года.
Издание возрождено
в 2010 году.
Регистрация
Электронная версия газеты на pressa.ru
Публикации

Дед Мороз против Санта-Клауса

Западная культура успешно внедряется в наше сознание, к примеру, образом Санта-Клауса, а как же наш Дед Мороз?

Прогуливаясь по улицам Владикавказа в период новогодних праздников, мы наслаждаемся новогодним убранством. Любуемся украшенными ёлками, гирляндами, блестящими игрушками, а также многочисленными образами Деда Мороза. Но если говорить точнее, то образами американского Санта-Клауса, изображёнными на рекламных баннерах, в телевизоре, компьютере, газетах, журналах и т.д.

Со времён развала Советского Союза образ Санта-Клауса успешно внедрился в сознание россиян, вытесняя образ российского Деда Мороза. Найти на прилавках магазинов такую игрушку, как Дед Мороз, стало сложнее, зато успешно можно приобрести американского Санта-Клауса, сделанного в Китае.

Все ли знают, кто на самом деле Санта-Клаус и Дед Мороз, как появились эти образы?

Образ Санта-Клауса придумал в 1823 году преподаватель семинарии Клемент Кларк Мур, который под Рождество прочёл жене и детям сочинённое им стихотворение «Рождество на пороге, или Визит Санта-Клауса». Он изобразил Санта-Клауса добрым эльфом, который приезжает на восьми оленях и проникает в дом через дымоход. Мур не собирался публиковать своё сочинение, однако один из друзей без ведома автора отнёс опус Мура в газету «Sentinel».

Первый образ Санта-Клауса нарисовал в 1862 году карикатурист Томас Наст. В течение 24 лет он рисовал его для обложки популярного журнала «Harper's Weekly». Художник поселил Клауса на Северном полюсе. Обложки пользовались невероятной популярностью. Во время гражданской войны в США Линкольн попросил Наста нарисовать Санту вместе с северянами. У Санта-Клауса оказался один недостаток – он был чёрно-белым.

Красную шубу сказочному дедушке подарил в 1885 году издатель Луис Пранг. Он перенёс в Америку викторианскую традицию рождественских поздравительных открыток, выполненных в технике цветной литографии. Так Санта-Клаус сменил меха, в которые его нарядил Наст, на добротный ярко-красный наряд.

Наконец, в 1930 году компания «Coca Cola» придумала хитрый рекламный трюк, чтобы об их продукции не забывали ни летом, ни зимой – художник из Чикаго Хэддон Сандблом изобразил Санта-Клауса в красно-белых цветах «Кока-Колы». Так родился современный образ Санта-Клауса, где он изображался уже не эльфом, а великаном с рекламных баннеров.

Создание образа Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего праздника произошло в советское время и относится к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка. Но откуда пришёл сам Дед Мороз?

Путь его был долог и занял больше десятка веков. Причём за время пути он сменил немало имен – Позвизд, Карачун, Зимник, Трескун, Студенец, Морозко, Мороз Иванович, Ёлочный дед и много других. Дед Мороз изображается как старик в цветной – голубой, синей, красной или белой – шубе, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей.

Часто приходит в сопровождении внучки Снегурочки, а во времена СССР, бывало, и в сопровождении мальчика в красной шубе и шапке. Также Деда Мороза иногда сопровождают различные лесные звери.

В литературную традицию Дед Мороз входит в 1840 году – с публикацией сборника сказок «Сказки дедушки Иринея» В.Ф. Одоевского. В сборник была включена сказка «Мороз Иванович», в которой впервые давалась литературная трактовка образа фольклорного Деда Мороза, прежде выступавшего лишь в качестве языческого хозяина стужи и зимнего холода.

Достаточно долгое время Мороз Иванович и ёлка с Новым годом существовали по раздельности. Их объединение произошло во второй половине XIX века, когда в городской среде России отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям.

После революции Дед Мороз вместе со всеми рождественскими традициями подвергся гонениям. Его окончательное изгнание произошло в канун 1929 года. Тогда Рождество было объявлено обычным рабочим днём, а специальные патрули ходили по улицам и заглядывали в окна на предмет выявления праздничных приготовлений.

В советский обиход Дед Мороз вернулся в канун 1936 года. В формировании нового образа Деда Мороза важную роль сыграл и советский кинематограф.

Сегодня наш Дед Мороз модернизируется, совмещая образ российского Деда Мороза с американским Санта-Клаусом. Хотя последний уже больше внедряется в наше сознание, замещая там Деда Мороза.

Сознательность и патриотизм при этом у большинства населения страны спят. Особенно крепко эти чувства спят у дизайнеров и представителей рекламного бизнеса, которые на практически все свои новогодние работы помещают Санту, эльфов и оленей, хотя все эти персонажи чужеродны нашей культуре и менталитету.

В чём-то наших дизайнеров понять можно – зачем трудиться и создавать новое изображение, если из существующего фотобанка изображений и фотографий нужный шаблон можно достать в два клика? Только вот фотобанки и сборники шаблонов сплошь зарубежные.

А вот что понять никак нельзя, так это то, что государственные мужи, выступая с экранов, клянутся в любви к Родине, призывают с пелёнок воспитывать патриотизм в наших согражданах и тут же рассказывают о том, как много в этом году сделано для украшения города к новогодним праздникам, забывая при этом упомянуть, что 9 из 10 изображений Дед Мороза на праздничных баннерах и плакатах, сделанных на наши с вами, налогоплательщики, деньги – вовсе не наш Дед, а импортный Санта.

Хотя у некоторой группы нашего населения патриотизм просыпается и старается бороться с внедрением западной культуры, создаются сообщества сохранения образа Деда Мороза, сайты с названием http://www.zadedamoroza.ru и другое.

Кому то, в пылу решения общественно-политических проблем затронутая тема покажется мелкой. Однако, что, если бы сказочного Емелю художник изобразил как ковбоя на фоне американских прерий? Или Василису Прекрасную в виде мулатки? Наверняка, у вас вызовет улыбку несоответствие подписи и изображённого. Вы просто посмеётесь над буйной фантазией художника.

Но что скажут ваши дети, внуки, увидев такие картинки? При нынешних темпах американизации они будут воспринимать их как должное! И будут уверены в том, что ковбой – это часть русской культуры, а в любой русской народной сказке должны быть темнокожие персонажи.

Попросите вашего ребёнка нарисовать Деда Мороза – и он, скорее всего, нарисует вам Санта-Клауса! Забывая наши новогодние традиции, мы сами забываем свою собственную культуру.

Ирина САХАНСКАЯ

РегионыВся Россия
Print
Автор статьи: Ирина Саханская
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Категории: Все, ВзглядКоличество просмотров: 1413

Теги: ВладикавказИрина СаханскаяДед МорозСанта-Клаус

Ирина СаханскаяИрина Саханская

Другие объявления Ирина Саханская

Обратная связь

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x
«Ноябрь 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
2345678

Архив

Фильтр материалов по регионам

150 лет
со дня выхода
первого номера газеты
ISSN 2223-0424
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Copyright © Медиагруппа "Терские ведомости", 2014-2024
Карта сайта Разработка сайта «Expasys»