В начале нулевых, когда в послевоенной Чечне всё ещё гремели взрывы и раздавались выстрелы, города и сёла лежали в руинах после бомбёжек и артиллерийских ударов, первый президент республики Ахмат-Хаджи Кадыров провозгласил лозунг «Смерть терроризму, нет – наркомании». Борьба с «белой смертью» была поставлена в один ряд с комплексом острых проблем по обеспечению безопасности, восстановлению экономики и социальному обеспечению населения. Сегодня в Грозном заявляют, что проблему экстремизма и ваххабизма удалось полностью выкорчевать, а по количеству наркозависимых республика на одном из последних мест в России. Но успокаиваться на достигнутом власти не намерены: поставлена принципиальная задача – в Чечне не должно быть ни одного человека, употребляющего «дурь».
Всплеск наркопреступности в республике пришёлся на девяностые годы. Нечистые на руки представители «верхушки» так называемой Ичкерии набивали карманы на незаконном обороте наркотиков. Кроме того, одурманивающие вещества порой становились приманкой для адептов, которых впоследствии использовали в качестве пушечного мяса.
«В условиях острого экономического и политического кризиса, вызванного военным лихолетьем, преступное наследие 90-х тяжёлым бременем легло на команду первого президента ЧР. Но откладывать решение проблемы в долгий ящик до лучших времен нельзя было. Вопрос требовал принятия экстренных и жестких мер. Что, собственно, и было сделано», – говорит заместитель начальника Управления наркоконтроля МВД по ЧР Асланбек Зармаев.
Корень проблемы уходит в середину прошлого столетия. До депортации предки чеченцев даже не знали о существовании одурманивающих веществ и, соответственно, значение термина «наркотики». Проблема пришла из Средней Азии, куда были сосланы вайнахи в феврале 1944 года. Вторая волна вызвана войной в Афганистане, на который приходится львиная доля мирового производства и экспорта наркотиков. Некоторые солдаты Советской армии приезжали домой состоявшимися наркоманами. Третий этап пришёлся на развал СССР, когда пошла преступная приватизация заводов, производящих наркотические вещества в медицинских целях. И, наконец, самый существенный виток связан со временами так называемой Ичкерии.
«Для нас даже один человек, которого коснулась эта болезнь, уже трагедия. Это вопрос чести и достоинства, а не только закона и здоровья нации. И мы намерены раз и навсегда искоренить зло, которое называется наркоманией», – отметил Асланбек Зармаев.
Борьба с наркоманией находится на особом контроле главы Чечни. Рамзан Кадыров регулярно проводит совещания и встречи с представителями органов власти, правоохранительных структур и духовенства, а также воспитательные беседы с людьми, которые употребляют или распространяют наркотические и психотропные вещества. Лидер ЧР неоднократно заявлял, что никаких компромиссов в вопросах, связанных с противодействием наркомании, быть не может. И этой проблеме будет положен конец. «Меры будут очень жёсткими в отношении тех, кто занимается поставками, реализацией, и тех, кто им в этом вольно или невольно покровительствует. И борьба эта будет начата сверху вниз», – предупредил он.
Статистика свидетельствует: самой лёгкой добычей террористов при вербовке становятся именно молодые люди, потребляющие наркотические и психотропные вещества. В частности, подобный контингент в большинстве случаев пополняет ряды террористических организаций в Сирии. Поэтому «белая смерть» таит в себе не меньшую угрозу, чем экстремизм и ваххабизм.
«Тот, кто употребил наркотические или психотропные вещества, не отдаёт себе отчёт в своих действиях. В его сознании стираются границы между добром и злом, дозволенным и запретным, нравственным и аморальным. Он может переступить через любые законы и моральные принципы, находясь в состоянии наркотического опьянения, или чтобы получить очередную дозу», – заявил Рамзан Кадыров в одном из своих публичных заявлений.
Глава Чечни считает, что борьба с наркоманией должна носить общенациональный характер. По его словам, никто не должен оставаться в стороне. Долго каждого – внести свою лепту. «Все, кто торгует этой гадостью, должны подвергнуться общественному порицанию. Никто не может быть уверен, что эта беда не коснётся его семьи, – говорит Рамзан Ахматович. – Если сегодня не предпринять меры, оставаться безучастным, завтра, возможно, уже будет поздно». На одном из недавних совещаний лидер ЧР поручил разработать механизмы общественной борьбы с этим негативным явлением. Учитывая особо трепетное отношение кавказцев к чести и достоинству, которое формировалось и укреплялось на протяжении веков, общественное порицание может сыграть весомую роль в противодействии наркомании.
Между тем, в республике действуют молодёжные движения, активисты которых ставят перед собой цель выявлять и пресекать действия тех, кто поставляет, употребляет и реализует наркотические препараты и другие одурманивающие вещества. Подобные группы молодых людей, в частности, сформировались в ряде населённых пунктов Грозненского района. Активисты действуют по собственной инициативе, но получают широкую поддержку районной администрации, отдела внутренних дел и духовенства.
«Наше село в Чечне слывёт местом, где живут достойные джигиты и горянки. Оно подарило республике много известных спортсменов, духовных деятелей, меценатов. Наша задача – сохранить доброе имя нашего села, а главное – оградить детей от наркотиков и всяких таблеток. Конечно же, задерживать и, тем более, применять силу мы не имеем права. Пожалуй, в Чечне угроза потерять честь и достоинство, опозориться, быть объектом общественного порицания – выглядит более серьёзной, чем уголовное наказание. И это наше оружие! К счастью, проблема наркомании в нашем селе практически не ощущается», – делится Анзор Мальцагов, активист добровольческого молодёжного движения с. Пригородное.
В Управлении наркоконтроля МВД по ЧР заявляют, что в республике практически перекрыты каналы поступления тяжёлых наркотиков. Чечня – единственный субъект России, в котором не зарегистрирован ни один несовершеннолетний, употребляющий наркотические и психотропные вещества. Проведённый анализ показал, что с 2010 по 2015 год потребление наркотиков опийной группы снизилось на 81,4%. А Антинаркотическая комиссия Чечни, возглавляемая лично Рамзаном Кадыровым, официально признана самой эффективной в стране.
Вместе с тем, по словам Асланбека Зармаева, в настоящее время основную угрозу представляют психотропные вещества. И корень зла кроется в том, что на законодательном уровне нет механизмов привлечения к уголовной ответственности лиц, которые набивают карманы на «аптечной наркомании». Глава республики выступает за принятие на федеральном уровне законопроекта, запрещающего свободную продажу и распространение психотропных средств. «Это не безобидное увлечение. Появляется наркотическая зависимость. Молодые люди теряют связь с реальностью, становятся психически неуравновешенными, начинаются проблемы дома, в школе, зачастую они просто прекращают посещать занятия. Я уверен, что необходимо предусмотреть наказание по всей строгости закона тем, кто продаёт или распространяет психотропные вещества, веселящие газы и так далее», – считает лидер Чечни.
Умар КУРБАНОВ