Сергей проводит мне по цехам экскурсию. «Вот этот станок у нас из Италии. Вот этот из Тайваня. Это «китаец», а этот — из США», — с гордостью рассказывает он.
При упоминании любого из них я переспрашиваю, а для чего нужен тот или иной станок, каждый из которых по размерам превышает площадь комнаты в хрущёвке, и Сергей терпеливо объясняет, но половина слов мне вообще не знакома. Ясно одно: станки очень дорогие и очень крутые. Некоторые из них такие, как координатно-пробивной станок — единственные в республике.
Общий стаж Сергея — 41 год. На «Биноме» из них он работает только восемь. Когда-то Сергей закончил электронный колледж во Владикавказе, однако учиться приходится всё время — техника не стоит на месте, и если раньше токарь только стоял за станком, то сейчас он должен даже быть немного программистом — для каждой детали нужна своя программа. Благодаря опыту Сергей иной раз работает лучше любого компьютера: во время симуляции сразу видит будущие ошибки и может их исправить ещё на стадии проектирования.
«Я получаю от своей профессии удовольствие, — говорит Сергей. — Мне нравится всё подбирать. Чем сложнее деталь, тем для меня она интереснее. Это же творческая профессия».
Все новые станки, закупленные на «Бином» восемь лет назад, Сергей изучал самостоятельно. Взял паспорта, читал, пробовал. В итоге теперь он может не только работать на этих станках, но и чинить их. Не говоря уже об обычной технике, Сергей ремонтирует токарные, фрезерные, шлифовальные станки по всей республике.
«Самое сложное в моей работе — это поднимать тяжести, — рассказывает Сергей. — У нас нет своего грузчика, и в некоторые дни приходится переносить от 6 до 8 тонн. Одна заготовка может весить 0,5 килограмма, а может — 30-40 килограммов. Иногда её один человек даже поднять не может».
Основная продукция, которую производит сейчас Сергей — это различные ящики, стеллажи, столы, детали для автомобилей и для дверей. Каждый раз проект индивидуальный. Даже детали для лифтов, которые приходится делать под заказ, для каждого лифта проектируются по-разному.
Сергей не считает, что рабочие профессии в нашей республике сейчас более престижны, чем «офисные». Говорит, что в Москве, например, зарплата могла бы быть в два–три раза выше. Хотя, о чём можно говорить, когда на заводе из 4000 сотрудников в конце 80-х сейчас осталось только около сотни?
Алиса ВОЛКОВА