Но легко выступать, рассуждать, даже анализировать. Совсем другое дело — менять ситуацию, хотя бы не кардинально, а step-by-step. В Послании Президента РФ Владимира Путина говорится следующее — «Вводить не менее одного квадратного метра на российского гражданина в год. Только он позволит нам решить жилищную проблему».
Фактически речь идёт о существенном увеличении объёмов строительства жилья. Но… падение платёжеспособности населения привело, наоборот, к уменьшению объёмов, а значит, и к снижению производства стройматериалов. Строительные компании тоже испытывают трудности: опять же низкая платёжеспособность населения, отсутствие дешёвых кредитов.
Проблемы характерны для всей России и для Северной Осетии, в частности. И как тут развиваться индустрии стройматериалов, если даже, как свидетельствуют исследователи, республика обладает уникальными запасами природных полезных ископаемых? Их же надо грамотно извлечь, обработать (производство очень энергоёмкое и долгосрочное — инвесторы идут не очень охотно), транспортировать (аренда вагонов и перевозка по железной дороге очень затратные) и выгодно продать, желательно не одноразовой сделкой, а налаженными поставками, естественно, выиграв сражение с конкурентами.
Тема известная, но пока малоперспективная. «Несмотря на положительную динамику социально-экономического развития последних лет в нашей стране в целом, и в Северной Осетии, в частности, при сравнении показателей 2013 и 2018 годов, по производству большинства строительных материалов в республике наблюдается существенное снижение объёмов. Не оправдался наш расчёт на то, что окажут значимое влияние на развитие индустрии строительных материалов майские Указы и Послание Президента страны, федеральные и региональные целевые программы, подготовка к проведению масштабных мероприятий федерального значения (таких, как Олимпиада в Сочи) и реализация многих социальных проектов в Северной и Южной Осетии.
«Комплексным планом модернизации строительной индустрии республики до 2020 года должна была стать региональная программа «Развитие промышленности строительных материалов и индустриального домостроения», которая была утверждена ещё в 2011 году, но она не способствовала выработке механизмов практического стимулирования стройиндустрии и не стала генеральным планом развития отрасли», — обозначил положение дел председатель комитета Парламента РСО-А по вопросам ЖКХ и строительной политики Эльбрус Бокоев на недавнем «круглом столе», который инициировал комитет.
И эта стагнация произошла в республике, где, как напомнил депутат Фидар Кудзоев, в доперестроечные времена успешно функционировали семь строительных трестов, в каждом из которых было более двадцати предприятий. Производственные мощности, введённые в 60–70-е годы, могли выполнить любую задачу республиканского масштаба.
Что теперь? Из семи кирпичных заводов работает только один в селе Виноградное, выпускает 12 млн штук кирпича в год. Завод в Моздоке, в который в 2013 году вложено порядка одного млрд рублей, с января текущего года простаивает. Почему — выяснить не удалось: директор завода на «круглом столе» отсутствовал. В ходе дискуссии прозвучало мнение, что облицовочный кирпич, производящийся в Моздоке, дорогой: завезти, к примеру, из Дагестана дешевле. Получается, что сейчас производства кирпича в Северной Осетии практически нет, и это при имеющихся масштабных запасах кирпично-черепичной глины.
Присутствующие на мероприятии производители говорили о трудностях со сбытом и вряд ли здесь можно усмотреть какой-либо преднамеренный злой умысел со стороны застройщика. По всей вероятности, производителем, вполне возможно, по объективным причинам не найден баланс цена — качество. Председатель Комитета дорожного хозяйства РСО-А Тариэль Солиев не скрывал, что потребность в инертных материалах (песок, щебень, гравий) растёт, объём дорожных работ же год от года увеличивается. Но… «Инертные материалы местных производителей не соответствуют требованиям качества из-за устаревших дробильно-сортировочных машин.
Люди работают по старинке, и, как результат, использование фракций низкого качества неизбежно влечёт за собой несоответствие стандарту и быстрое разрушение дорожного покрытия». Его поддержал и руководитель Алагирского района Арсен Бутаев: «Любое производство должно быть ориентировано на современные образцы и не только на внутренний рынок. Иначе оно бесперспективно».
Круг замкнулся. Качества не будет, пока не будут выведены из эксплуатации устаревшие производственные фонды и не приобретено современное оборудование и технологии. Конечно, нужны и квалифицированные кадры, на подготовку которых тоже надо раскошелиться. А где взять деньги, если сбыт оставляет желать лучшего, душат тарифы на энергоресурсы и логистику, да ещё и чиновничья волокита тоже присутствует. По словам дискутирующих, на получение лицензии может уйти до 3-х лет. Ещё одно обстоятельство: большинство залежей полезных ископаемых располагаются в рекреационных зонах, что препятствует их освоению.
Что сделано? Создана Ассоциация недропользователей, которая насчитывает 30 организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся добычей и переработкой. Под председательством руководителя АО «Кавдоломит» Руслана Агузарова они обозначили основные проблемы отрасли и…? Добывающая промышленность не входит в число отраслей, которые могут рассчитывать на государственную поддержку.
Ещё одно новшество: 18 марта этого года полномочия, касающиеся промышленности стройматериалов, переданы Министерству промышленности и транспорта РСО-А. На «круглом столе» ведомство представлял заместитель министра Эльбрус Мадзаев. Подчеркнув уникальность природных богатств на территории Северной Осетии, он указал на высокий тариф железнодорожных перевозок, а, как известно, наша республика не имеет выигрышной логистики, и высокий коэффициент арендной платы категорий земель промышленности, предназначенных для размещения полезных ископаемых.
Как оказалось, сейчас он составляет 150%. По инициативе Ассоциации подготовлено обращение в Правительство РСО-А о его снижении до 10%. Также направлены письма в российский Минпром в части возможного кредитования отрасли в Фонде развития промышленности и в части снижения тарифов на перевозки. Производственники надеются и на содействие Минкавказа РФ. И как тут не бить тревогу, о какой конкуренции на внешнем рынке можно говорить, если доля транспортных расходов в стоимости североосетинского песка и щебня составляет 45 – 90% (!).
Конечно, получение федеральной поддержки — идеальный вариант. Но на поддержку надейся, а сам не плошай. С января 2014 года в республике нет ни программы по развитию индустрии стройматериалов, ни ответственных лиц. Об этом говорили депутаты, а участники встречи — генеральный директор «Агентства развития РСО-А» Павел Игнатьев и заместитель Председателя Правительства РСО-А Русланбек Икаев продолжили разговор в том же русле, но уже на перспективу.
Они убеждены, что должен быть сформирован центр ответственности за данную отрасль, который и будет её лоббировать на федеральном уровне. Согласившись с выступающими, Эльбрус Бокоев подытожил, что инструментом реализации мер по перевооружению комплекса могли бы стать этапы федеральной целевой программы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года» и «Программы развития промышленности строительных материалов», а также отдельный кластер в «Стратегии–2030». Были разработаны конкретные рекомендации, включающие в себя подразделы для законодательной, исполнительной и муниципальной власти.
Конечно, невозможно одной статьёй или одним «круглым столом» совершить техническое перевооружение производств и повысить инновационную активность предприятий. Обозначив и структурировав проблемы, предложив пути решения, тем самым создав посыл к действию, республиканские власти вместе с бизнесом пытаются в существующих обстоятельствах наметить потенциальные точки роста, способствующие выходу отрасли из кризиса.
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |