15 января 2019 г.
Поводом и предметом обсуждения стала деятельность Духовного центра мусульман (ДЦМ) Республики Ингушетия, возглавляемого муфтием Исой Хамхоевым. Особую тревогу муфтиев Северного Кавказа вызвала деятельность ДЦМ Ингушетии в свете известных событий — сложного процесса определения административных границ между Чечнёй и Ингушетией. В этот период муфтият РИ стал проявлять повышенную политическую активность, прямо противоречащую нормам Конституции РФ (в части отделения религиозных организаций от государства).
Так, были отмечены неоднократные призывы руководства ДЦМ Ингушетии к старейшинам и имамам республики выйти на улицы с протестами против регионального руководства. Мечети и места проведения религиозных обрядов были использованы в качестве политических площадок для обсуждения требований политического характера, а также для сбора подписей под политическими заявлениями.
В конце прошлого года Координационный центр мусульман Северного Кавказа выступил с заявлением, в котором счёл вопросы определения границы не в компетенции шариатского суда Ингушетии, поскольку они относятся к компетенции Конституции и законодательства РФ. Было также отмечено, что попытка оказать религиозное давление на граждан России, вплоть до отлучения от мусульманской уммы, — «опаснейшая тенденция, которая может привести к катастрофическим последствиям на территории нашей страны».
Муфтии Северного Кавказа в своём заявлении призвали Ису Хамхоева задуматься об ошибочности таких действий и о «тяжелейших последствиях, к которым они могут привести».
Авторитетные духовные лидеры Северного Кавказа на внеочередном заседании КЦМ чётко и однозначно выразили свою позицию.
В Заявлении внеочередного Совета КЦМСК с чувством глубокого сожаления отмечается продолжение попыток муфтия Исы Хамхоева «в угоду личным амбициям втянуть Духовный центр мусульман Ингушетии в противостояние руководству республики».
Как гласит Заявление КЦМСК, Иса Хамхоев «продолжает сеять смуту, разделять народ и провоцировать мусульман на противоправные действия, на неуважение к законам Российской Федерации и Республики Ингушетия, что может вызвать непоправимые последствия».
Муфтии СКФО отмечают, что одна из основных функций КЦМСК — координировать действия муфтиев республик Северного Кавказа, направленных на сохранение мира и согласия, а также недопущения конфликтов. Именно поэтому муфтий Иса Хамхоев был приглашён на созванное по данному случаю внеочередное заседание. Однако от этого приглашения отказался, «проявив несвойственное традициям народов Кавказа неуважение под надуманным предлогом, что не может принимать самостоятельных решений, по сути выставив себя исполнителем чьей-то недоброй воли».
КЦМСК считает: подобными действиями Иса Хамхоев засвидетельствовал, что «не чтит ни шариат, ни вековые традиции горцев. Своим поведением и демонстративным отказом от участия в совместной работе, которую он должен регулярно вести по уставу КЦМСК, он вывел себя за рамки общения с другими муфтиями Северного Кавказа».
В заключение Заявления муфтии Северного Кавказа вынесли решение, соответствующее создавшейся ситуации:
«Мы заявляем, что участие Исы Хамхоева как муфтия Духовного центра мусульман Ингушетии в работе КЦМСК с этого момента считаем приостановленным до тех пор, пока руководство этого центра не вернётся в рамки шариатских норм поведения и адатов народов Северного Кавказа».
Заявление подписано муфтиями, членами КЦМСК: И.А. Бердиевым (КЧР, председатель Координационного Центра), С.М. Межиевым (Чеченская Республика), А.М. Абдулаевым (Дагестан), Х.Х. Гацаловым (Северная Осетия-Алания), Х.О. Дзасежевым (Кабардино-Балкария), М.З. Рахимовым (Ставропольский край), А.Х. Кардановым (Адыгея и Краснодарский край), С.Г. Каралаевым (Республика Калмыкия).
Текст документа опубликован на официальном сайте Координационного центра мусульман Северного Кавказа.