Как вырастают писатели
Елена СМИРНОВА
Творческих кружков и секций спортивного направления для современных детей сейчас великое множество. Безусловно, все они нужны и важны в воспитании и развитии ребят. Выбрать занятие по душе можно практически с пелёнок, это и танцы, и рисование, и лепка из глины, и детские модельные школы, занятия борьбой, плаванием и лёгкой атлетикой.
В любом районе Владикавказа можно без труда найти место для детского досуга и творчества. Для детей, чьи мысли просятся на лист бумаги, истории оживают в различных литературных жанрах, а предложения складываются в стихи, в Республиканском Дворце детского творчества действует студия писательского мастерства — единственная в Северной Осетии, да что там в Осетии, их и в России можно пересчитать по пальцам. О том, как привить детям любовь к чтению и научить художественно излагать свои мысли — с нашим изданием поделилась Фатима Скоморохова.
— Фатима Юрьевна, расскажите, пожалуйста, как Вам пришла идея организовать студию юных писателей и как всё начиналось?
— Литературная лаборатория открылась два года назад в Республиканском Дворце детского творчества. Работа в творческом объединении направлена на развитие писательской способностей ребят. Многие в детстве делали попытки написать стихотворение или рассказ, но это побуждение к словесному творчеству быстро сходит на нет, потому что у ребят не хватает необходимых знаний. Я сама когда-то столкнулась с тем, что не представляла — как правильно прописать идею своей истории или её сюжет.
Пришлось много учиться на разного рода курсах по писательскому мастерству. Эти курсы в большинстве своём рассчитаны на взрослую аудиторию. Я написала обучающую программу для детей, на основе полученных знаний. В Литературной лаборатории мы изучаем приёмы построения сюжета, вырабатываем свой авторский стиль, пишем стихи, учимся работать со словом, ведь это наш главный инструмент.
— Кто преимущественно занимается в вашей творческой лаборатории? Детям какого возраста интересны занятия подобного рода?
— На занятия к нам ходят в основном дети школьного возраста, с 3-го по 11 классы. Иногда приходят студенты и родители детей. Это объясняется тем, что сейчас литературное творчество стало популярным. Появились социальные сети, блоги, где люди пишут короткие истории из своей жизни, то есть благодаря этому стремительно развивается жанр короткого рассказа.
— Сейчас многие дети мечтают стать блогерами. Это и не удивительно — в представлении ребёнка блогер-человек, чьё мнение поддерживает большое количество людей, кто интересен аудитории и зарабатывает большие суммы денег, благодаря своему блогу. Скажите, детям в вашей студии интересно писать?
— Людям хочется понять секрет написания увлекательных историй. Писательство на сегодняшний день становится занятием популярным. И писать пробуют все: и дети, и взрослые, пишут обо всём: и в ключе фанфиков, рассказывая популярные истории по-новому и рассказывая собственные истории. Но направление мысли среди начинающих авторов одно: им кажется, что для того, чтобы написать рассказ или даже целую книгу, необходимо только воображение. Нафантазировал, написал, и всё. Можно взяться за следующую историю, опять полагаясь лишь на, зачастую скромную, фантазию. Однако это дилетантский подход. Почему дилетантский? Потому что одной фантазии для достоверности мало. Очень мало.
Ребята учатся задавать вопросы — а где в вашей истории другие города и сёла, неужели один населённый пункт и всё? А почему между персонажами возник конфликт? Почему злодей такой злобный? Как изменится характер героев в конце истории? Эти вопросы тянут за собой логическую цепь событий повествования. Так создается достоверность выдуманной истории. Ибо в нелогичную историю никто не поверит. На занятиях мы также изучаем теорию литературы, адаптированную для писателей, стилистику. Я заметила, что больше всего ребятам нравится придумывать персонажей. Дети даже вывели такую закономерность: чем ярче и интереснее получился персонаж, тем оригинальнее получится история про него.
— Вы сами разработали методику преподавания этого направления? Расскажите о ней.
— Литературное творчество — это интереснейший процесс со своими особенностями и тонкостями. Методика обучения учитывает все эти нюансы. Также в план включены чтение и анализ лирических произведений. Они имеют огромное значение в становлении творческой личности, создают благоприятные условия для развития воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Помимо теоретической части, мы много занимаемся практикой, например, я сама часто участвую в различных писательских марафонах, которые проходят с Сети. Ребята из старших групп следуют моему примеру.
— Расскажите подробнее о писательских марафонах. В чём их польза?
— Скажу сразу, что марафоны эти выдерживает не каждый взрослый человек. Ведь главное в марафоне — дисциплина. Следует помнить о том, что писать надо каждый день. Благодаря этим мероприятиям, ребята привыкают к труду и образовывают свой слог, получая несомненную пользу от проделанной работы. Во время писательских марафонов мы встаем рано и пишем, не останавливаясь на том, что кажется слабо, только чтобы было дельно и гладко. После, отдохнув от бешеного ритма марафона, можно спокойно поправить получившиеся тексты, с удовольствием отметить, что эта неделя или месяц оказались весьма продуктивными.
— Позволяет ли формат марафона найти молодым авторам своих читателей?
— Безусловно. Ребята становятся узнаваемыми в определённых кругах. Мои ученики часто составляют достойную конкуренцию взрослым людям. В прошлом году некоторые из них получили призы читательских симпатий. Теперь самых активных ребят зовут на эти мероприятия в качестве наблюдателей. Горжусь ими. Стоит так же отметить, что темы и жанры на марафонах задаются разные и неожиданные. Я считаю, такой опыт полезным в плане развития творческих способностей. Некоторые ребята, кстати, стали зарабатывать свои первые гонорары, они стали сотрудничать с различными сайтами, которые покупают тексты на определённую заданную тематику, таким образом, студия литературного мастерства стала для них не только приятным досугом, но и первым источником дохода.
Регионы | Владикавказ и Северная Осетия-Алания |