Однако, когда вы приходите домой и, примерив костюм, обнаруживаете, что он вам по цвету не к лицу или у сапог, купленных в бутике, через месяц отклеивается подошва, или дорогостоящий телефон, приобретённый с использованием кредитных средств вдруг самопроизвольно отключается во время важного для вас разговора, не все знают, как защитить себя, восстановить свои нарушенные права, какими нормами действующего законодательства следует руководствоваться, в каких случаях можно действовать самостоятельно, а в каких лучше обратиться за помощью к специалисту. Рассмотрим некоторые вопросы.
Что делать, если приобретённый костюм при повторной примерке дома оказался «не по плечу»?
Согласно ст.25 Закона потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретён, если указанный товар не подошёл по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.
Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ.
В магазине был куплен сотовый телефон, имеется гарантийный талон, срок которого ещё не истёк. Можно ли обменять его на другой с доплатой в том же магазине?
Если в приобретённом телефоне нет поломок, то есть потребителю продан товар надлежащего качества, то потребитель не может его обменять на другой, поскольку телефонные аппараты включены в перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. Если же в телефоне появился существенный недостаток, который не может быть устранён без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, либо проявляется вновь после устранения, то потребитель, согласно п.1 ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей», имеет право обратиться к продавцу с требованием замены телефона на другой с соответствующим перерасчётом цены.
В какие организации можно обращаться за защитой своих нарушенных прав до суда?
В соответствии со ст.44 Закона каждый гражданин имеет право обратиться в органы местного самоуправления за защитой своих потребительских прав в случае их нарушения недобросовестными продавцами (изготовителями, исполнителями). Так, закон говорит, что в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей.
Можно обратиться в органы Роспотребнадзора, его органы и учреждения. Они осуществляют федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей.