Споры о том, кто несёт ответственность за чистоту в подъездах, пришли к нам в тот момент, когда эти самые подъезды (либо места общего пользования) отдали в собственность жильцам квартир. Каждый видит ситуацию по-своему. Кто-то считает, что убирать лестничные клетки нужно по очереди всем соседям, кто-то перекладывает эту задачу на плечи управляющих компаний. Некоторые решают эту проблему мирным путём, у других доходит до конфликтов. Мы решили разобраться, кто же на самом деле ответственен за уборку в подъездах.
«Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят», – уже не разобрать кто из великих автор этой мудрости, но то, что она стала народной, неоспоримо. Доказательство – распечатанный лист формата А4 с изречением, аккуратно наклеенный рядом с подъездом одной из многоэтажек Владикавказа. Узнать, кто прикрепил скотчем этот листок, оказалось не трудно: Светлана Большакова практически весь день сидит неподалёку от дома: недавно она вышла на пенсию и теперь следит за маленькими внуками.
– Светлана Николаевна, – спрашиваю я, кто следит за чистотой в вашем подъезде? К вам всегда приятно зайти – убрано, свежо...
Горожанка довольно прищуривается:
– Сами следим, по очереди.
– Но ваш дом ведь относится к домоуправлению, разве не должны они нанять уборщицу? – задаю я провокационный вопрос.
– А чёрт их знает, мы как убирали все годы, пока наш дом стоит, так и сейчас убираем.
Женщина к работе домоуправления относится довольно критически, но всё же входит в те стандартные 30% жильцов, кто исправно оплачивает техническое обслуживание дома.
Чтобы разобраться, кто же должен обеспечивать уборку подъездов – собственники квартир или управляющая компания, – я встретилась с председателем ТСЖ Анатолием Хугаевым, чьи подведомственные дома имеют довольно ухоженный и опрятный вид.
– Анатолий Графович, кто должен обеспечивать уборку подъездов – УК или сами собственники квартир?
А.Х. – На мой взгляд, вопрос поставлен неправильно. В некоторых домах, где нормальная крыша, подвалы, можно позволить выделять деньги на уборку подъездов. В среднем это 2000 рублей в месяц за подъезд. В домах же, где необходимо проводить ремонтные работы, тратить деньги на уборку – непозволительная роскошь. В тарифе, по которому жильцы оплачивают техническое обслуживание дома, уборка подъездов не предусмотрена.
– А что входит в этот тариф?
А.Х. – Есть обязательный перечень услуг, которые должна обеспечить управляющая компания. Это обслуживание подвалов, крыши, аварийное обслуживание, уборка придомовой территории, дезинфекционная обработка подвалов, обслуживание инженерного оборудования и замена аварийных участков трубопровода, один раз в пять лет – ремонт подъездов. Кроме этого, с 2016 года стало обязательным заключать договора между УК и компаниями, обслуживающими вентиляционные каналы и дымоходы, а также с ВДГО – службой газа, что тоже в тариф не заложено. Поэтому мы вынуждены изыскивать средства, а суммы немаленькие.
– Сколько стоит, к примеру, прочистить вентиляцию в многоэтажке?
А.Х. – В одной из пятиэтажек, которую обслуживает наше ТСЖ, сбор денег за месяц составляет около 25 000 рублей, а прочистить дымоходы и вентиляционные каналы – 29 700. При этом прочищать их нужно два раза в год.
– Вернёмся к уборке в подъездах. Как вы выходите из положения?
А.Х. – Под моим руководством находится семь домов, в пяти из них убирает техничка, но эти дома отремонтированы, а два других ещё нужно довести до ума, и только после этого мы сможем позволить оплачивать услуги уборщицы. Пока же в этих домах убирают сами жильцы. Но, как правило, это одна-две квартиры, остальным это не нужно. Раньше люди активнее были, вывешивали графики дежурств. Я предлагал увеличить тариф, чтобы нанять уборщицу, но собственники квартир отказались. А вообще, чисто там, где не сорят, как говорится… Даже в тех домах, где есть техничка, меня очень возмущает, что люди позволяют себе разбрасывать в подъезде обертки, фантики. В их сознании укрепилось мнение о том, что если они оплачивают услуги уборщицы, то чистоту можно не соблюдать, а так быть не должно.
Непростые будни у председателя ТСЖ. Пока мы общались с Анатолием Хугаевым, его телефон разрывался от звонков, а сам он уже опаздывал на важную встречу. Время от времени к нему подходили жильцы, кто с просьбой, кто с вопросом, а узнав, что Анатолий Графович в настоящий момент даёт интервью журналисту, многие начинали его хвалить и просить меня, чтобы в газете его поблагодарили. Только вот нужна ли ЕМУ эта бумажная благодарность? Чтобы порадовать этого председателя, намного эффективнее было бы, к примеру, помыть в подъезде окна, бережно относиться к своему дому, вовремя вносить оплату за техническое обслуживание дома.
Елена СМИРНОВА