Чеченская Республика — древнейший край с богатой историей и культурой. В последнее время в культуре республики произошло много позитивных изменений. Они стали возможны благодаря в том числе чуткому руководству министра культуры ЧР Айшат Кадыровой. Многим современным художникам предоставлена возможность знакомить зрителя с культурой и искусством чеченского народа за пределами республики. Одним из ярких представителей современного искусства Чечни является Луиза Албастова.
Луиза Албастова — молодая художница, руководитель школы искусств «People Art», обладатель почётного звания «Посол культуры Союза женщин России», участник многих выставок за пределами Чечни. Она очень приятный в общении человек.
Художница очень строго и честно подходит к оценке своего творчества. даже если созданные ею работы получают всеобщее признание, успех никогда не кружит ей голову.
— Луиза, традиционный вопрос: расскажите, как и когда к Вам пришло решение стать художником?
— Любовь к рисованию мне привила мама, мы часто рисовали вместе: копировали окружающие предметы, картинки из журналов, выдумывали сказочных героев, много фантазировали. Наша семья проживала в Оренбурге, и как-то мама поехала в Чечню навестить родственников. Она привезла мне от тёти подарок — самоучитель по рисованию. Помню до сих пор каждую его картинку, изучила его от корки до корки.
Мама записала нас с сестрой в школу искусств, где нам предстояло обучаться игре на пианино. Я с такой тоской смотрела на кабинет художников, что когда как-то поделилась с мамой этими переживаниями, она записала меня и в художественную школу. Там я четыре года занималась академическим рисунком, живописью акварельными красками и темперой. Так всё и началось.
— Вы пишете в мастерской или на пленэре?
— Это счастливые моменты, когда я могу выйти, выехать на пленэр. К сожалению, с моей загруженностью, это бывает не часто. Большую часть времени я пишу в своей художественной мастерской, которая специально оборудована для меня.
На пленэре нужно настраивать палитру. Всё всегда зависит от того, что пишет живописец. Тема диктует исполнение.
— Ваше первое арт-воспоминание?
— Яркое воспоминание — обои, которые я разрисовывала крупными кистями на полу в нашем строящемся доме. Мне сразу нужны были экспрессия, масштаб. Эти детские эмоции я никогда не смогу забыть. Тогда я уже почувствовала невероятные эмоции, связанные с возможностью выразить себя.
— Как бы Вы сами определили свой стиль?
— Я бы сказала, что это современный импрессионизм с нотками реализма. Чёткие грани между стилями сегодня немного стёрлись. Я также пробую себя и стараюсь совершенствовать мастерство, обращаясь к другим стилям.
Если говорить о жанрах, то моя душа тянется к городскому ночному пейзажу. Если бы я писала картины только для себя, то хотела бы запечатлеть все улицы мира в вечернее время суток.
Окружающие меня зрители говорят, что я сильна в создании портрета. Я стараюсь изобразить «живых людей», с их темпераментом, характером, уникальностью. Меня волнуют сами люди — яркие, выразительные, запоминающиеся, как будто говорящие со зрителем. Я пишу на заказ много портретов.
— Насколько важна для Вас обратная связь: реакция людей, рассматривающих Ваши работы? Вас трогают их эмоции?
— Отдача для меня очень важна. Конечно же, меня трогают их эмоции. Это представляет для меня большую ценность и очень мощный заряд для дальнейшего самосовершенствования. Я искренне делюсь с этим миром и получаю обратную связь, которая помогает мне творить дальше. Я невероятно благодарна всем, кто меня поддерживает!
— Скажите, что помогает Вам оттачивать своё мастерство?
— Безусловно, практика. С каждой новой работой и в общении с моими учениками я открываю что-то новое для себя. Я не пишу «по шаблону». Всегда позволяю себе «ляпы», кляксы, много импровизирую.
— Есть ли у Вас какое-то любимое изречение или цитата, которая помогает Вам в жизни?
— Я очень люблю книгу Ильфа и Петрова «12 стульев», в ней много интересных цитат, и вот одна из них, которая, действительно помогает мне в жизни: «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих».
— Если бы Вас попросили написать «Вдохновение», какой образ Вы бы придумали?
— Если я вот прямо сейчас взялась бы за это дело, возможно и могла бы ответить на Ваш вопрос, но вдохновение — это такая тонкая материя, витающая в воздухе, что никогда не знаешь, в каком виде оно к тебе придёт, как повлияет на создание задуманных образов.
— Луиза, что помогает «отдохнуть душой»?
— Созерцание! Для меня важно видеть природу, архитектуру, позитивных людей… Природа Родного края вдохновляет, даёт позитивную энергетику.
— Художник — человек иного мира?
— Да, я живу реальной жизнью, у меня есть студия, которую нужно развивать, ученики, в которых я нахожу продолжение себя и своих творческих мыслей. Хотелось бы вспомнить слова великого художника Винсента Ван Гога: «Искусство есть нечто такое, что создаётся не только человеческими руками, но и ещё чем-то, что бьёт ключом из источника, скрытого у нас в душе».
Анна БУЛАХ,
искусствовед