Наверх
Подписаться
1868
Газета основана
1(13) января 1868 года.
Издание возрождено
в 2010 году.
Регистрация
Электронная версия газеты на pressa.ru
Публикации

Магомед Карсанов: «Доули должен рассказывать сказки»

Они не раз покоряли сердца зрителей многих стран мира и производили фурор на международных фестивалях, неизменно вызывая восхищение и бурю оваций. Народный артист Северной Осетии, прославленный мастер игры на доули — Магомед Карсанов последние 25 лет руководит ансамблем «Ритмы гор», обучая малышей и подростков премудростям игры на удивительном инструменте.

О пройденном пути и творческих планах Магомед Карсанов, во время репетиции в зале Дворца пионеров, поделился с редакцией газеты «Терские ведомости».

 

— Магомед Иванович, с чего всё начиналось?

— Ровно четверть века я работал в ансамбле «Алан», получив травму руки, мне пришлось уйти. После этого я решил передавать своё искусство юным дарованиям. И вот ещё 25 лет я занимаюсь этим ансамблем, в котором игре на доули обучаются 130 детей, самому младшему из которых 3,5 года, а старшему 25 лет.

 

— Когда Вы взяли в руки свой первый доули?

— Мне было лет двенадцать, когда у меня появился первый инструмент, а так, я в детстве «играл» на коленях и школьных партах. В те времена было непросто обзавестись этим барабаном. Я сильно заразился ритмом. Не сидел на месте и всё время играл. Когда появился доули, начал заниматься самодеятельностью, потом меня приметили в «Алане» и забрали туда. Если бы не травма, наверное, до сих пор там бы и работал. Я открыл свою школу Магомеда Карсанова. Лет десять назад моё пособие «Как заниматься на барабане» получило первое место в России.

 

— Расскажите, что привлекает к вам детей?

— Чем знаменит ансамбль? В нём играют 18 девочек. «Ритмы гор» — единственный ансамбль доулистов, в состав которого входят девочки. По признанию самих доулистов, публика с особым вниманием реагирует на их азартные выступления.

К нам охотно идут. Мы довольно часто выезжаем за границу, не считая внутри российских гастролей. Недавно мы выиграли гран-при очень престижного конкурса «Золотой павлин» в Серпухове, который проводили Россия-Китай. 25 июля мы поедем в Тяньцзинь на 6 дней. 18 апреля, по приглашению Правительства Турции, мы выезжаем на международный конкурс-фестиваль в Чанаккале. Известен этот город тем, что там живет много выходцев с Кавказа. В июне меня, как члена жюри, пригласили на международный конкурс в Алма-Ату. В этом же месяце нас ждут в Баку. И так постоянно. Из Осетии поедут около 100 человек танцоров и певцов.

 

— Название ансамблю придумали Вы сами?

— Да, конечно. Мы — горский народ и в горах рождаются ритмы. Идут камнепады, создавая удары. Как-то так и пришла идея в голову.

 

— Достаточно ли одного желания бить по доули, чтобы научиться виртуозно играть?

— Желание это одно, а любить надо инструмент. Курс обучения составляет пять лет. Если человек сильно любит инструмент, у него всё получится. Когда родители приводят ко мне детей и говорят, что им хочется, чтобы их ребёнок играл, мне приходится объяснять простые вещи. Я смотрю на детей, как рентгеновский аппарат, и сразу определяю — будет он играть или нет. Игре на барабане очень легко можно научить, но и здесь, как, например, в футболе или боксе нужно правильно поставить удар. Если это грамотно не сделать, то все усилия окажутся бесполезными. Он будет бить, как дровосек по бревну. А на барабане нужно играть красиво. Доули должен сказки «рассказывать».

 

— А кто достигает вершин?

— Упорные и усидчивые. Я сам занимался по 7–8 часов в день. Но я столько не требую. Тем не менее, не меньше часа этому нужно отдавать. У меня есть своя методика. Детей нужно заинтересовать, чтобы они полюбили свой инструмент, если этого не произойдёт, тогда хоть сутками с ним занимайся — всё безрезультатно. К каждому ребёнку нужен свой подход и тогда всё получится. Ну и самое главное — у человека должен быть хороший слух.

 

— Карсанов приглашает только самых талантливых?

— Нет, это не совсем так. Я приглашаю только тех, кто любит этот инструмент. А если прибавить к этому упорство и хороший слух — есть все шансы попасть в основной состав. Нужно постоянно работать над собой, оттачивать каждое движение, особенно трюки. Мы этим берём зрителя и заинтересованы в идеальной их постановке. Самое главное в сольном номере — это трюки. Есть у меня такие дети, которые идеально играют ритмы любого народа, а трюки не получаются. Из-за этого они не попадают в основной состав.

 

— Насколько известно, у Вас обучаются дети не только из Владикавказа, но приезжают из других районов республики…

— Да, это так, и весьма успешно. Например, дети из с. Чикола были первыми, кто выступал с народной артисткой России Надеждой Бабкиной. С ней мы объездили практически всю Россию.

 

— Со временем, что-то новое в исполнении появляется?

— Бывает, сидишь и осенила какая-то мысль. И сразу думаешь, надо попробовать. Я и ребятам говорю, что каждый должен что-то придумывать. Я вам даю свободу.

 

— Кто-нибудь из Ваших учеников связывает свою взрослую жизнь с этим инструментом или доули просто увлечение?

— Многие из них сегодня являются солистами государственных ансамблей. Четверо моих воспитанников учатся в престижных московских вузах и там продолжают играть. Есть и немало звёзд. Например, Давид Джигкаев, после моей школы закончил на «отлично» Ростовскую консерваторию по классу ударных. Сейчас он играет в ансамбле народного артиста РСФСР Льва Лещенко.

 

— На каком «языке» Вы разговариваете со своими воспитанниками?

— Конечно же, это язык жестов и мимики, который, наверное, понятен только нам самим. Я очень прост по жизни. Я никому не разрешаю называть себя Магомед Николаевич. Для всех я просто Мага. Это упрощает общение. Многие коллеги меня не понимают.

 

— Какие номера больше нравятся иностранному зрителю?

— Не буду хвалиться, но наши выступления во всех странах мира проходят на ура. Каждая страна обладает ритмами, кто-то с какими-то экзотическими, как африканские государства. Где ритмы, там и жизнь. Все оживают.

 

— На Вашей памяти были нештатные ситуации с ансамблем?

— После отработки культурной программы на Олимпиаде в Сочи, где мы дали 10 концертов, к нам подошёл помощник Владимира Путина, когда мы собирались уже уезжать. Он сказал нам, что нужно выступить ещё раз. Нас отвезли на торжественный вечер, где присутствовали Президент России и главы 60 государств мира, вместе с руководителем МОК Томасом Бахом. Я выставил 25 человек основного состава. Было заметно восхищение выступлением доулистов. После завершения концерта Томас Бах лично вручил детям золотые значки Олимпиады.

 

— Расскажите о своих наиболее выдающихся доулистах?

— Таких немало. Это Хан Демиров, попавший в Книгу рекордов Гиннесса. Он смог сазу закрутить четыре барабана. Двое братьев Лалиевых, которые сейчас играют в «Алане». Марат Сатцаев играет в Москве во всех диаспорах. Тамерлан Гусов, Давид Пухаев, Михаил Царитов, Ислам Макоев, который так же с лёгкостью крутит четыре барабана и многие другие. Это настоящие звёзды. Из девочек это 12-летняя Кристина Гобаева. Она просто творит чудеса. Всего же за четверть века через ансамбль прошли более 800 человек.

 

— Поездки по России, а тем более за границу стоят немалых средств, у Вас есть спонсоры?

— Это больной вопрос. В своё время мне очень хорошо помогали мои друзья-предприниматели. Для поездки в Китай хочу обратиться за помощью к Главе республики Вячеславу Битарову, который хорошо знаком с нашим искусством.

 

— Что значит для Магомеда Карсанова фраза «порвать» барабан?

— Это значит, чтобы публика ушла из зала с восторгом. С доули надо жить. Мне всегда говорят, ты его ласкаешь, как любимую женщину. Я всегда отвечаю — да, это и есть моя любимая женщина. На сцене необходимо чувствовать себя профессионалом. Ну, а если подсчитать, то несколько десятков барабанов я, действительно, порвал.

 

— О чём мечтает Магомед Карсанов?

— Я мечтаю, чтобы мои дети пошли по моим стопам. Я объездил 78 стран мира. Своим воспитанникам я говорю — пока я живой, буду возить вас по всем своим маршрутам, которые я прошёл.

 

— Ваши собственные дети играют на доули?

— У меня три дочери и все они умеют играть на этом инструменте, хотя я их не учил. Средняя была солисткой ансамбля «Алан», протанцевала там два года. На барабане играют и мои внуки. Один из них увлекается гитарой.

 

P.S. Народный артист Северной Осетии, прославленный мастер игры на доули, художественный руководитель ансамбля «Ритмы гор» — Магомед Карсанов в этом году вошёл в литературно-биографический альманахах «Персона России». Помимо этого, у Магомеда Карсанова очень много регалий, которыми он не любит хвалиться. Почётный гражданин города Торонто и кавалер Ордена Дружбы народов Вьетнама, самой дорогой для себя наградой считает представление страны на первом и пока единственном международном фестивале барабанщиков всего мира «Тамбурини-89». 250 барабанщиков из 45 стран планеты.

 

Арсен ДРЯЕВ

РегионыВся Россия
Print
Автор статьи: Арсен ДРЯЕВ
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Категории: ИнтервьюКоличество просмотров: 2907

Теги:

Арсен ДРЯЕВАдминистратор

Другие объявления Арсен ДРЯЕВ

Обратная связь

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x
«Ноябрь 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
2345678

Архив

Фильтр материалов по регионам

150 лет
со дня выхода
первого номера газеты
ISSN 2223-0424
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Copyright © Медиагруппа "Терские ведомости", 2014-2024
Карта сайта Разработка сайта «Expasys»