Наверх
Подписаться
1868
Газета основана
1(13) января 1868 года.
Издание возрождено
в 2010 году.
Регистрация
Электронная версия газеты на pressa.ru
Публикации

Магомет Мамакаев

Рыцарь чеченской литературы

Есть поэты, которые пишут кровью своего сердца до тех пор, пока сердце биться не перестаёт. Они есть у всех народов. Есть он и у чеченского народа и зовут его Магомет Мамакаев.

Великий сын гор Кавказа Магомет Амаевич родился 16 декабря 1910 года в семье простого горца-крестьянина в одном из живописнейших мест Чечено-Ингушетии – в ауле Ачхой-Мартан. Будущий поэт рано остался без отца, семья бедствовала. Рано познав все тяготы жизни, он с детства остро почувствовал всю несправедливость, с которой его сталкивала судьба. Но он не покорился им, но вступал зачастую в неравную схватку. Напишет позже Мамакаев пронзительные строки:

Что знало детство нищее моё?

Тот, кто глотал от пищи только запах,

Когда соседи жарили её,

Кто корчился от страха в муках рабьих.

Лишь тот и знает, что изведал я,

И только он меня поймёт, наверно!

В 1927 году он вступил в КПСС, затем была учёба в Москве в университете Народов Востока, работа в Чечне на разных должностях.

В 1928 году он пишет поэму «Кровавые годы» о судьбе горского народа при царизме, в 1932 году новую поэму «Сестра семи витязей». Но удача и признание пришли к Мамакаеву с поэмой «Разговор с матерью».

В поэме образ комиссара поначалу строг, но постепенно он проникся участием к судьбе мальчика: (пора бы начинать учиться, парень), открыл планшетку с жёлтеньким окном и написал, пристроив на коленце: «В интернациональный детский дом, прошу, примите мальчика-чеченца».

Принципиальность и бескомпромисность характера приносили ему много неприятностей в жизни. Ему не было и 24-х лет, когда он, будучи прокурором Чеченской АО, вступил в опасную борьбу с тогдашними органами, защищая законность. Он тогда ещё понял, что НКВД и становится не только над законом, но и над партией. Только по чистой случайности Мамакаев тогда уцелел, его отправили в Москву на учёбу.

О его честности можно судить по одному эпизоду. В 1968 году у него в гостях были чеченцы из Иордании. Это было время арабо-израильской войны. Мамакаев поинтересовался жизнью чеченцев в Иордании, Сирии, их мнениями относительно войны, спросил о том, не собираются ли ехать чеченцы на Родину.

Когда ему ответили, что есть такие люди, он сказал: «Эта страна в своё время, когда вам было плохо, оказала вам гостеприимство, приняла вас, плохо ли, хорошо ли, но приютила. Нравственно ли было бы покинуть её теперь, когда ей плохо? Вяжется ли такое поведение с нашим понятием о чести?»

Присутствующие с ним соглашались. В этом был весь Мамакаев! В сентябре 1940 года на Пленуме Союза писателей СССР в Элисте он был арестован по ложному обвинению, через год заочно осуждён на 5 лет.

В августе 1945 года был освобождён на правах ссыльного, но в феврале 1949 года вновь был арестован и выслан в г. Игарку Красноярского края. Лишения и аресты не сломали его. Выкристаллизовывалась его поэтическая строка, отметая всё лишнее, и рождались стихи, раз прочитав которые, человек будет помнить всю жизнь.

Полярных сияний видел я игру,

Вино Алазани пивал на пиру.

Я пробовал юколу в чуме эвенка,

Цветы собирал я любого оттенка.

Так мог писать только большой интернационалист. Вершиной его литературного дарования стали романы «Мюрид революции» и «Зелимхан», где Мамакаев с высочайшим мастерством показал образы чистых людей, которые свято верили в правду, в справедливость, и ради этого принесли себя в жертву.

Он считал себя учеником нашего Коста. В стихотворении «И камни говорят» он пишет: «Здесь мой учитель, пламенный Коста. Свободу пел, внимая вьюги вою»…

Великий гуманист, он любил людей и они его ценили, он был для них мудрецом и пророком. «Бывает так, что надо умереть, чтоб в мертвецах не числиться при жизни».

Вот с какой суровой меркой он подходил к себе! Вот какая требовательность к собственным поступкам.

И в то же время неподдельная любовь к людям, готовность к самопожертвованию:

Я не хочу, чтоб жизнь мою продлили,

Жизнь чью-то хоть на миг укоротив…

Мало прожил Магомет Мамакаев, 63 года – это не срок для такого титана мысли и души. Но есть нечто, неподвластное людскому сознанию, которое заставляет нас порою думать о том, что есть живая вечность. Ну не могут люди просто так уходить в небытие. Есть память сердца, которая хранит образы тех, кто незримо присутствует среди нас. И среди этих людей есть и славный сын России и Кавказа, гордость чеченского народа –Магомет Амаевич Мамакаев!

В 2013 году в Ачхой-Мартане открыли литературно-мемориальный музей Магомета Мамакаева.

Сергей ЦХУРБАЕВ

РегионыВся Россия
Print
Автор статьи: Сергей Цхурбаев
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Сергей ЦхурбаевСергей Цхурбаев

Другие объявления Сергей Цхурбаев

Обратная связь

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x
«Ноябрь 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
2345678

Архив

Фильтр материалов по регионам

150 лет
со дня выхода
первого номера газеты
ISSN 2223-0424
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Copyright © Медиагруппа "Терские ведомости", 2014-2024
Карта сайта Разработка сайта «Expasys»