Наверх
Подписаться
1868
Газета основана
1(13) января 1868 года.
Издание возрождено
в 2010 году.
Регистрация
Электронная версия газеты на pressa.ru
Публикации

Мир особенных людей

В России более 15 миллионов людей с инвалидностью. Однако общество не знает о проблемах, возможностях и их правах. Большинство из нас находится во власти стереотипов по отношению к ним.

В нашем сознании инвалидность – это медицинский диагноз, мы привыкли к такому значению и вряд ли хоть на долю секунды задумывались, что именно «благодаря» нам – людям с неограниченными возможностями, оно для других стало пожизненным ярлыком. И только столкнувшись с реальными судьбами, лицами ты понимаешь, что инвалидность – это не медицинское понятие, а одна из форм социального неравенства.

Ещё пару дней назад я даже не предполагала, что вокруг меня существует мир, где бурлят эмоции, где каждый день – это очередная победа над болью, это вызов судьбе, это слёзы и унынье. Часто, видя на расстоянии человека с инвалидностью, я проникалась к нему обычной жалостью, и только попав на VI Международный кинофестиваль «Кино без барьеров», поняла, как глубоко заблуждалась.

Кино без барьеров – кино для всех

Истории людей с инвалидностью, затрагивающие эмоции и подталкивающие зрителя к собственным выводам и действиям, – такова краткая характеристика данного фестиваля. Основная его цель – дать возможность войти в мир, о котором ранее были только смутные представления. Посредством искусства показать богатый потенциал и разнообразие жизни людей с инвалидностью, привлечь общества к их проблемам. Фестиваль проводится каждые два года 6-й раз подряд, его организатор – неправительственная организация инвалидов «Перспектива». За 10 лет было показано более 500 фильмов из 45 стран мира. Только в Москве на фестивальных показах побывало около 10 000 зрителей. Лучшие фильмы были растиражированы в рамках «Эха Кинофестиваля «Кино без барьеров», и в настоящее время демонстрируются по России и странам СНГ.

В нынешнюю программу вошли художественные и документальные фильмы из США, Израиля, Франции, Великобритании, Южной Кореи, Нидерландов, Италии, Испании, Германии, Бразилии, Австралии, России, Канады, Ирана, Норвегии, Украины и др. Фильмы, удостоенные престижных мировых наград и премий. Среди них французский фильм «1+1» («Неприкасаемые») (режиссёры Оливье Накаш и Эрик Таледано) и российский «Антон тут рядом» (режиссёр Любовь Аркус), премьера которого состоялась на 69-м Венецианском фестивале.

Кстати, многие из создателей из самых разных стран мира сами представляли свои фильмы, и у собравшихся в залах кинотеатров «Художественный» и «Октябрь», что расположены в центре Москвы, была возможность задавать вопросы главным героям, делиться с ними впечатлениями и мыслями. Кроме того, новинкой кинофестиваля стал детский конкурс, на который пришли работы, созданные детьми и подростками с инвалидностью. В качестве жюри выступали юные зрители. Отдельной строкой шли социальные ролики.

Необходимо добавить, что нынешний фестиваль изменился и визуально – заслуга Евгения Добровинского (академик графического дизайна) и Наташи Ван Бутман (арт-мейкер). Его фирменный стиль несёт в себе позитивное созидательное начало, символизирует идею разнообразия и равноправия членов общества. Образ парящей фигуры отражает возможность трансформации зрителя после просмотра фильмов. И как следствие – импульс к созидательным изменениям мира вокруг.

Люди искусства, гости, герои и зритель – о кино и барьерах

Владимир Меньшов, председатель жюри кинофестиваля. Народный артист РСФСР. Лауреат премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» за фильм «Москва слезам не верит»:

– Главная задача кинофестиваля – изменить сложившееся в нашем обществе мнение по отношению к людям с инвалидностью. Показать самим людям, имеющим ограничение в возможностях, наглядные примеры активной, интересной и позитивной жизни. 45 фильмов – это огромный объём информации, ломающей сегодняшние стереотипы.

Эвелина Блёданс, актриса, мама ребёнка с синдромом Дауна:

– Мы смотрим кино для того, чтобы узнать и почувствовать что-то новое. А узнать людей, от которых наше государство открещивается, как от бесполезных, и почувствовать к ним тепло, сделав их нужнее, – это так важно!

Альгис Арлаускас, член жюри VI Кинофестиваля:

– Фестиваль «Кино без барьеров» для меня, как зрителя и как режиссёра – самый острый, самый насущный кинопоказ в нашей стране. Нет другого, где в такой до боли обнажённой форме выявляются самые главные, жизнеопределяющие проблемы человеческого бытия. Фильмы – победители этого фестиваля должны быть показаны по Первому каналу ТВ, включены в школьную программу. Это свидетельствовало бы о нравственном здоровье нашего общества.

Марчело Галвайо, режиссёр фильма «Друзья» (Бразилия):

– Свой фильм я посвятил дяде, который родился с синдромом Дауна. Несмотря на свою инвалидность, он всегда отличался стремлением идти вперёд. За грань своих возможностей. В свой работе я хотел показать обществу, что синдром Дауна – это не причина считать человека неполноценным. Я очень рад, что у меня есть возможность поделиться своими взглядами и с российским зрителем.

Тибо Стоклин, главный герой фильма «Моя самая замечательная история», имеющий ДЦП (Франция):

– Я очень счастлив, что сегодня нахожусь на этом фестивале. Я родился с инвалидностью, но сегодня живу полноценной жизнью, этим я обязан моим родителям, людям, окружающим меня, моей лошади. Никогда не стоит отчаиваться, нужно находить в себе силы и брать судьбу в свои руки.

Юрий Лишаев, главный герой фильма «Святилище грёз» (Украина):

– Наш фильм – это рассказ о человеческих способностях и умению заглядывать за грань своих возможностей и слабостей. Моё жизненное кредо – борьба с опасностями и бесспорная победа над ними. Я альпинист-одиночка. Два года был прикован к постели с приговором – никогда больше не ходить. Сегодня я вновь в своей стихии и костыли мне не помеха. Чем больше ты любишь природу, тем ближе она тебя подпускает к себе, и тем сильнее и уверенней ты становишься. Самое главное – никогда не поддаваться унынию.

Галина Сакалюк, руководитель общественной организации инвалидов «Феникс», г. Ростов-на-Дону:

– Мне повезло, что я была на всех пяти фестивалях, и сегодня вновь присутствую здесь. Необходимо отметить, что фестиваль набирает обороты и вносит в нашу жизнь всё больше и больше психологической и нравственной нагрузки. Кино – это самый лучший способ показать здоровому обществу, на что способны люди с инвалидностью, что они более правильные и менее грешные. Оно помогает возводить новое социальное государство, где отношение к инвалидам строится на доверии, и они воспринимаются полноценными членами общества, а не людьми с ограниченными возможностями.

Анатолий Рабинович, председатель Правления НП «Синдром Дауна – Синдром Добра, Успеха и Надежды»:

– В этой проблеме я всего лишь год, пришёл сюда после рождения сына, у которого синдром Дауна. К сожалению, я не видел предыдущие фестивали, но судя по тому, что происходит здесь сегодня, могу уверенно сказать, что это значимое событие как для людей с инвалидностью, так и для людей с неограниченными возможностями. После того, как наше государство ратифицировала Конвенцию ООН о правах людей с инвалидностью, оно просто обязано обращать внимание на такие мероприятия. Тем более, что фестиваль полностью соответствует статье 8 Конвенции, гласящей о необходимости бороться со стереотипами, пропагандировать успехи и большой потенциал людей с инвалидностью и широко информировать общество об их жизни.

Как показывает реальность, у многих из нас сложилось мнение, что инвалиды – это, в основном, люди на колясках. На самом деле, численность последних составляет всего 30%, остальные 70% – люди с ментальными нарушениями. О них общество не знает, так как они сидят дома, находясь в своём мире. Задача фестиваля – раскрыть зрителю этот мир. Помочь понять разницу между аутизмом и шизофренией, синдромом Дауна. На сегодняшний день рождаемость детей с аутизмом растёт. Такой особенный ребёнок может появиться в любой семье и очень важно, чтобы общество знало, как следует его воспринимать, понимать, что нужно делать, чтобы помочь родителям воспитать дитя, а не превращать его в изгоя. Только тогда мы сможем создать для людей с инвалидностью безбарьерную среду.

Залина Дудуева, председатель Северо-Осетинской региональной общественной организации АРДИ «Мир»: «Кинофестиваль для меня – это мечта последних 4-х лет. И вот, благодаря Божьей милости и РООИ «Перспектива», я и мой ребёнок (с РДА) – участник детской программы, оказались здесь. Было невероятно интересно наблюдать за действием, разворачивающимся прямо перед твоими глазами: сплочённая титаническая работа всех сотрудников «Перспективы», живой интерес зрителей, дружеские отношения между не слышащими и слабослышащими людьми, собравшимся на кинофестивале со всех уголков мира, за родителями детей с особенностями в развитии.

Очень поразили фильмы о людях с аутизмом, я поняла, как ошибочно принимают их «молчание» – за отсутствие мыслей. Аутизм – болезнь, о причинах возникновения которой известно столь же мало, как и о её природе. Некоторые вообще сомневаются, а болезнь ли это? Может, это просто другой мир. Статистика по аутизму постоянна. Считается, что четверо из каждых 10 тысяч – аутисты. Легко подсчитать, что сегодня в мире их 2 миллиона 400 тысяч. Во многих зарубежных странах с этим заболеванием научились бороться. Да, оно неизлечимо, но при создании определённых условий аутизм поддаётся корректировке, примером для подражания служит Дания.

Если аутистов научить пользоваться облегчённой коммуникацией, то открывается вся красота их внутреннего мира, именно об этом фильм «Бедолаги и Болтуны». Эта кинокартина опровергает мнение, что им не хватает эмпатии! В фильме все герои (невербальные и пользующиеся облегчённой коммуникацией) весьма эмпатичны, их буквально засасывают эмоции других людей, они сопереживают им, хотя нам кажется, что герои ничего не чувствуют, т.к. порой их лица не отображают никаких эмоций. Ещё один из мифов, который был уничтожен благодаря «Бедолагам и Болтунам» – то, что, несмотря на зависимость от других в повседневных вещах, они любят то же, что и мы, и хотят жить в собственном доме, а не в специализированных учреждениях. Заниматься продуктивной работой или учиться, жить в окружении уважающих и любящих их людей, принимающих их, как интеллектуальную ровню. Им нужно просто немного помощи, а не ограничений в контролируемой среде! И именно от нас – здорового окружения – зависит то, какой будет жизнь особых людей.

Для меня, как родителя, кинофестиваль – это крылья, способные поддерживать в мире равнодушия и нежелания понять ближнего, вселяя веру, надежду и любовь. Хочется надеяться, что и в нашей республике его эхо коснётся многих сердец, и станет ломкой ставшихся, уже привычных, стереотипов.

О любви, о дружбе, о силе человеческого духа

Охватить все 45 фильмов, пропустить через себя и дать профессиональную оценку входило в обязанности компетентного жюри – Владимира Меньшова, Ренаты Литвиновой, Тутты Ларсен, Евгении Воскобойниковой, Наташи Ван Бутман и Альгиса Арлаускаса. Что касается нас – зрителей, то все наши суждения состоят из эмоций – слёз, смеха, страха и переживаний. Я не успела увидеть всю программу, слишком тяжело, но хотела бы поделиться своим мнением о том, что зацепило и перевернуло мои представления о тех, кого мы ошибочно называем людьми с ограниченными возможностями.

«Антон тут рядом» – весьма сложный фильм для восприятия, наверное потому, что проблема, которую режиссёр пытается поднять, для многих из нас, как открытие. Главный герой этого фильма – мальчик с аутизмом. Подобная болезнь для нашего общества – как глухая дверь в неизвестность. Антон обитает между облупленным домом на окраине крупного города и больницей. В центр сюжета он попадает в тот миг, когда вот-вот станет больным психоневрологического интерната. Это место, где люди с таким диагнозом долго не живут. Многие считают его душевнобольным, шизофреником, которому место в запертом пространстве, и никто даже не подозревает, что у мальчика просто своё мироощущение и восприятие действительности. Легче наклеить на человека привычную, устоявшуюся бирку, нежели попытаться понять и протянуть руку помощи. В конце концов, автору фильма приходится стать героем этой истории. Однако этот рассказ не о том, как один человек помогает другому, а о том, как один человек узнаёт себя в другом человеке.

В разрез мрачной российской реальности идёт жизнеутверждающий фильм-оскараносец «Бедолаги и Болтуны» (США). Хроники путешествия аутистов Трейси Трешер и Ларри Биссоннет. Получилось провокационное смешение тематики защиты прав людей с аутизмом, рассказов о себе и приключений путешественников, приправленное изрядной долей юмора. Долгое время у героев фильма не было возможности самовыражаться. Сегодня, научившись печатать, Ларри и Трейси словно разрушили окружающие их стены. Они искренни, обаятельны и добры. Им интересен мир, и они такие же, как мы, только со своими особенностями.

Как учатся жить с аутизмом родители маленькой Агнесс, рассказывает норвежский фильм «Беспокойный ребёнок». Это непростое путешествие в мир девочки и попытка установить с ней контакт, используя новые методы общения.

О том, что можно идти наперекор судьбе, о силе человеческой воли, о желании, несмотря на свою болезнь, добиваться высоких результатов – кинокартины «Моя самая замечательная история», «Совершеннолетие Кэмерона», «Святилище грёз», «Спасшиеся», «Цирк Баттерфляй», «Золотая Николь». Это пронзительные истории о дремлющем потенциале каждого, о высоте, на которую можно подняться, и о падении, которое заставит человека задуматься о смысле всего, и своей действительной силе.

«Клеймо» – российский фильм про людей на обочине мироздания – людей с ментальной инвалидностью. Их сторонятся, им вслед говорят много обидных слов, их даже боятся. Авторы фильма пытаются донести до зрителя мысль о том, что это такие же люди, как все, имеющие право на жизнь, на любовь близких, доброе отношение окружающих.

Глубокое потрясение вызывает картина иранского режиссёра Шахрияр Пурсейдян «Когда загорается луч света». Митра – девочка с инвалидностью, её сестра – глухая. Они нужны друг другу. Фильм об их отношениях, о том, что им удаётся достигать благодаря поддержки друг друга.

Зрение и слух – основные органы чувств, посредством которых человек получает информацию. В рассказе о глухом и слепом от рождения человеке «Планета Улитки» раскрывается сокровенный мир героя и трогательно изображается торжество любви и сострадания.

«Кому нужна Келси?» У Келси Кэррол – синдром самопричинения вреда и диагноз СДВГ. Она была любимицей неблагополучных подростков, пока не столкнулась с новыми подходами в воспитании детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями.

«Друзья» – бразильская кинокартина, рассказывающая историю о трёх друзьях, живущих в интернате для людей с синдромом Дауна. В один день неунывающая тройка сбегает, чтобы найти свою заветную мечту. Это дорожное путешествие становится самым величайшим событием в их жизни.

Фильмы «Неприкасаемые», «Неслышащий грабитель» и «Золушка с левой ноги», смотрятся довольно легко. Выбрав комедийный жанр, режиссёрам удалось и проблему показать, и внимание зрителя удержать на протяжении всего киносеанса.

Что касается детского конкурса, то, по определению самих зрителей, с удовольствием можно посмотреть «Два брата», «Деревенские крокодилы», «Летящая Энн» и «Звук моей ноги». Каждая история открывает богатый внутренний мир ребёнка, родившегося особенным или с приобретённой инвалидностью, показывает его стремление быть полезным, интересным и полноценным членом общества. Фильмы просты и понятны.

Последняя нота

Несмотря на эмоции, бьющие через край, загруженный график, большой поток информации усталость совсем не чувствовалась. Было ощущение солидарности и воодушевления. Все, кто эти четыре дня приходили на просмотр, жили одним целым. Мысли и чувства единым потоком изливались в беседах, обсуждениях. На таком же позитиве прошла церемония награждения и закрытия фестиваля.

В итоге, по мнению жюри в номинациях: «Лучший фильм, ломающий стереотипы» стали сразу две картины – «Один вопрос» и «Остин освобождённый»; лучший фильм о любви – «Когда загорается луч света»; лучший фильм о детях – «Желток»; лучший фильм для детей – «Деревенские крокодилы» и «Звук моей ноги»; лучший фильм, снятый детьми – «Однажды во дворе» и «Чужой лёд»; лучший документальный короткометражный фильм – «Быть или не быть» и «Ваш выход»; лучший полнометражный фильм – «Панк-Синдром» и «Я говорю, я живу»; лучший игровой полнометражный фильм – «Друзья»; лучший игровой короткометражный фильм – «Цирк Баттерфляй»; лучший фильм о спорте – «Святилище грёз» и «Рыцари счастливого образа»; лучший ролик социальной рекламы – «Вместе в школу». Гран-при фестиваля заслуженно достался кинокартине «Планета улиток», а приз зрительских симпатий – фильму «Неслышащий грабитель». В номинации «Лучшая мужская роль» самым достойным оказался герой греческой киноистории «Спасшиеся» Апостолос Мавроталасситис. Что касается лучшей женской роли, то её блестяще исполнила французская актриса Ахели Шарвоз («Золушка с левой ноги»).

Международный Кинофестиваль «Кино без барьеров» отмотал очередной кадр, но лента не закончилась. В течение года работы будут демонстрироваться в разных уголках нашей необъятной страны. Вскоре он пройдёт во Владикавказе, и у жителей региона будет возможность по-своему оценить лучшие работы фестиваля, поднять занавес и заглянуть в мир особенных людей.

Оксана БАДТИЕВА

РегионыВся Россия
Print
0 Комментарии
Оценить эту статью:
Нет рейтинга

Категории: Все, Актуально, МолнияКоличество просмотров: 2456

Теги: СобытияФестиваль

Суперадминистратор сайтаСуперадминистратор сайта

Другие объявления Суперадминистратор сайта

Обратная связь

Что бы иметь возможность оставлять комментарии войдите или зарегистрируйтесь.

Ваше имя
Ваш адрес электронной почты
Тема
Введите Ваше сообщение...
x
«Май 2021»
ПнВтСрЧтПтСбВс
262728293012
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456

Архив

Фильтр материалов по регионам

150 лет
со дня выхода
первого номера газеты
ISSN 2223-0424
Газета «Терские ведомости» зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ПИ № ФС77-42595 от 09.11.2010 г.
Copyright © Медиагруппа "Терские ведомости", 2014-2021
Карта сайта Разработка сайта «Expasys»